Фото Reuters
За неполные 10 лет тираж крупнейшего ежедневного издания Германии упал вдвое. Речь идет о газете Bild, которая принадлежит концерну Axel Springer. Ее тираж в четвертом квартале 2013 года достигал более 2 млн экземпляров. В декабре 2022-го он составлял уже почти вдвое меньше – 1,1 млн.
Газета становится убыточной, что ведет к ликвидации местных редакций и уменьшению объемов местных тиражей. К настоящему времени закрыто каждое третье региональное издание. Из действующих 18 региональных изданий после окончания реорганизации должно остаться 12. Редакции в городах Лейпциг, Дрезден и Хемниц объединяются в одну редакцию «Саксония», а в Дюссельдорфе и Кёльне – в редакцию «Рейнланд». В Гамбурге газета будет сокращена по объему и размеру до таблоида.
Задачей новых изданий станет увеличение круга читателей. В объединенных редакциях ставка будет сделана на местные события и локальный спорт. Другими словами, газеты для Кёльна и Дюссельдорфа, например, будут иметь страницы, посвященные этим двум городам, и освещать спортивные мероприятия, которые там происходят.
Предполагается, что объединенную редакцию Bild покинут 200 человек. В этой связи два главных редактора газеты, назначенные после аферы с домогательствами предыдущего шефа Юлиана Райхельта (см. «НГ» от 16.03.21 и 19.10.21), Марион Хорн и Роберт Шнайдер, и поддержанные двумя управляющими (соответствует посту генерального директора в российских газетах), объявили, что газета рассталась с убыточными проектами и продуктами. Они считают необходимым усиление «цифрового элемента» в работе газеты с 1 января 2024 года.
Надежды руководства концерна связаны с активным внедрением в журналистскую практику искусственного интеллекта. Это означает, что функции корректоров, секретариата и фоторедакторов могут быть переданы искусственному интеллекту. Компьютерные программы могли бы также заменить руководителя редакции и верстальщиков. Это будет означать увольнение сотрудников, которые пока выполняют эти задачи.
С точки зрения экспертов Лондонской школы экономики и политической науки, в современной журналистике речь идет не только об автоматизации процессов подготовки издания, но и о создании совершенно нового подхода к информационной работе. Она должна опираться на обратную связь с читателями, и редакторам газеты следует образовать с читателями своего рода сообщество, управлять которым способен искусственный интеллект. Поэтому отныне задача журналиста не будет ограничиваться написанием статьи. С читателем придется общаться и обмениваться комментариями, а это будет возможно только в онлайн-режиме, чему в журналистике и будет принадлежать будущее. В данном случае речь идет о существующем уже несколько лет проекте JournalismAI. Он предлагает авторам поработать совместно с нейросетями.
Но пока одни обвиняют искусственный интеллект в распространении фейк-ньюс, другие, напротив, видят в нем средство для борьбы с ложной информацией. Впрочем, несмотря на неоднозначное отношение к искуственному интеллекту в журналистской среде, в целом к внедрению новых технологий большинство относятся с одобрением. Согласно опросу, проведенному еще в 2018 году Институтом исследования журналистики Reuters, 78% руководителей считали, что инвестиции в искусственный интеллект необходимы.
По этому пути уже пошли Баварское радио и Среднегерманское радио. Но задача оказалась многоплановой и достаточно сложной, связанной с обучением секретами искусственного интеллекта.
Берлин