0
1285
Газета Комиксы Интернет-версия

01.08.2002 00:00:00

Зе бест комик оф зе бест атист

Тэги: комикс, архив, литичевский


На дворе давно заря, а в животе поет тоска

Из истории русского комикса: год назад трындели, что нет его вообще, а теперь по-другому поют - комикс есть, но неправильный какой-то, не родной. А все потому, что, мол, не было у нас никакого комикса, а на пустырях известно что растет - сорняк. Невежество. В своей классической форме комикс проник к нам также, как и ко всем остальным языцам, разбрасываемый штатовскими "дугласами" с банками пенициллина и тушенкой. Запомните: рождение русского комикса произошло в начале 50-х, когда московский пионер Федя Круглов перерисовал трофейного "Флэш Гордона" в толстенный альбом для акварелей (см. публикацию от 30 мая с.г.). Здесь мы совпадаем с итальянцами: их фашисты запретили комиксы, чтобы юноша Феллини, вдохновленный стрипами Рейнолдса, смог сам сочинять истории про Гордона (нарисованные Гвидо Фантони и изданные сразу после войны).

Полвека прошло, как над Россией взошла звезда по имени Гордон. Но чем больше комиксов падает с нее, тем больше и тоски. Потому что комиксов, как чипсов и пельменей, всегда должно быть больше, чем куплено и приготовлено.

Ото - давай, печку распаляй

Что дальше? Вот вам другой юноша - Георгий Литичевский, подающий большие надежды молодой специалист по римским древностям, выпускник истфака МГУ (1979 года). На стадии предзащиты диссера бросает все. Ради, представьте, комикса. Гоген!

Комиксы Литичевского выставлялись в той самой легендарной галерее на М. Грузинской. Разобраны по государственным, частным и прочим коллекциям. Записаны в концептуализм. Но не от того, что Литичевский - концептуалист. Чушь. Просто других вариантов не было. Про концептуалистов вспоминают все меньше. А комиксов становится все больше. Значит комикс - сильнее.

Вот и цель нашего хождения. Здесь обитает творец вашего спасения

Его имя - с переходящим в чириканье солидным "о" - звучало для меня мифически: как Илья Кабаков, Комар и Меламид или Эрик Булатов какой-нибудь, хоть Литичевский и много младше их. Собственно, оно и не стыковалось с комиксами: эпоха "М. Грузинской" и последующая арттусовка безнадежно, снобистски перепутали все бирки. Перепутав день и время, имея смутное представление об истинной страсти своего визави, я отправился на рандеву с Литичевским. С классиком. Дверь отворил высокий сухопарый человек с насмешливым выражением лица.

Хороши у тебя клюшки. Ну и ешь, коли вкусно

Пили зеленый чай, заедая пряниками. Хозяин - наездом из Германии - владел искусством ускользания в совершенстве. Во всей фигуре его, в манерах, была эта ртутная беглость: вот сидит он, слушает, угукает, умно отвечает на вопрос. Опускаешь глаза, чтоб отхлебнуть из кружки и┘ Провал. Исчез, оставив вместо себя баюкающую звуковую конструкцию для маскировки. Ушел за чайником.

О встрече договаривались также: Литичевский с подозрительной готовностью и участием соглашался на все мои просьбы о переносах. Пожалуй, она и состоялась-то из-за случайного пересечения одного моего отказа с другим, так что из ничего, из наслоенной пустоты получилась эта призрачная фиксация двух собеседников в пространстве и во времени. В этой призрачной фиксации мы и пребывали, выпутывая из энтропийных реплик концептуальный образ комикса. "Пожалуй, да, - трет подбородок Литичевский, - существо комикса - в иронии". Прекрасно, да только, как выяснилось позже из сетевых артхроник, художник и критик Георгий Литичевский не далее как во второй половине 90-х выступил с манифестом, призывающим к "серьезности в искусстве". И укатил на Запад. До этого, кажется, был проект разборки Кремлевской стены и возведения на ее месте частокола из бревен с целью "восстановления исторического облика г. Москвы".

Вообще большая часть беседы "за комикс" проходила на птичьем языке - "аккумулировать", "онирический", "культура", "тренд", "интрузия", - в какой-то момент породившем неловкую паузу, которая обозначила всю пропасть между интеллектуальным выпендрежом и предметом обсуждения. Пауза запомнилась хорошо: как воронка над сливным отверстием она засосала с громким хрюком все наши достижения по уловлению комикса.

Ойтыж деточка! Какжеш мы тебя отспасибим!

Наслоенная пустота, ускользание Литичевского и страшный хрюк - ничто по сравнению с тем ужасом, который я испытал, включив диктофон на расшифровке (предварительно забыв его в точке призрачной фиксации, вернувшись через день и наговорив с Литичевским еще на столько же). Нет, дело не в обычной болезненной реакции на собственный фальшивый голос, выпячивающий, словно раздувшиеся гениталии, плоды интеллектуального нарциссизма и сомнительной университетской эрудиции, - на пленке я не обнаружил реплик Литичевского! Было какое-то гуканье и подухиванье, вздохи и даже музыкальная трель, получаемая выдуванием воздуха через неплотно сложенные губы, но связной речи не было. Похоже, что я с увлечением проговорил сам с собой, как сумасшедший, отчетливо помня человека с насмешливым лицом, который не только ерзал и смотрел сочувственно, но и пространно отвечал на хорошем русском языке, кивая кузнечиковой головой. Единственное оправдание провала - подаренная Георгием коллекция его же комиксов. Ранних и неопубликованных. Их можно потрогать, отсканировать. Их много и они настоящие.

Отспасибил.

Здравствуй, Светлячок.






Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
682
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
987
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
777
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
950

Другие новости