Недостаток войск США пытаются компенсировать увеличением возможностей стратегической авиации, вооруженной ракетами "Томагавк" Фото пресс-службы ВС США |
Данная концепция была впервые принята в последние годы работы администрации Буша и затем дважды входила в четырехлетние планы развития вооруженных сил при администрации президента Клинтона (1993 и 1997 гг.). Однако, предполагают специалисты, США уже в ближайшие годы будут вынуждены внести существенные поправки в основной документ по военной политике.
Известно, что одним из сторонников этой концепции является министр обороны США Коэн. Противоположной точки зрения придерживаются три из четырех командующих видами ВС США.
По мнению экспертов, все отчетливее проявляются противоречия между американской стратегией и возможностями ВС как в количественном, так и в качественном отношении.
В настоящее время при моделировании сценариев войны на ТВД специалисты министерства обороны США пользуются так называемым "иракским эквивалентом" боевого состава группировки сил противника: численность живой силы 400-750 тыс. человек; танков - 2000-4000 ед.; БМП - от 3000 до 5000 ед.; артиллерийских орудий - 2000-3000 стволов; самолетов и вертолетов боевой авиации 500-1000 ед.; надводных кораблей (в основном патрульных, вооруженных противокорабельными ракетами) - от 100 до 200 ед.; подводных лодок - до 50 ед. и баллистических ракет оперативно-тактического назначения - от 100 до 1000 шт., часть из которых может быть оснащена боеголовками в ядерном, химическом и биологическом снаряжении. При этом они полагают, что для нанесения гарантированного поражения подобной группировке необходимо задействовать до шести дивизий сухопутных войск (СВ), не менее пяти авианосных ударных групп (АУГ) и до 10 авиакрыльев тактической авиации. Примерно такая по численности группировка (во всяком случае, группировка ВВС ) была сосредоточена НАТО при проведении операции "Союзническая сила" против Югославии в марте-июне прошлого года.
Командование СВ по итогам 1999 г. было вынуждено оценить уровень боевой готовности двух из 10 регулярных дивизий ВС как "С-4", что является самым низким критерием по системе, принятой в вооруженных силах США. Причинами этого стали в том числе неукомплектованность личным составом и длительное, постоянное участие в так называемых миротворческих операциях. Напомним, кстати, что в 1999 г. в ходе проведения различных операций ограниченного масштаба было ежедневно задействовано в среднем 27 504 американских военнослужащих только сухопутных войск в 70 странах мира.
Неукомплектованность частей и соединений СВ личным составом, в т.ч. офицерами и сержантами, стала уже всеобщим явлением. Среди офицерского состава наибольший некомплект приходится на офицеров среднего звена в звании "капитан-майор".
ВВС сталкиваются во многом с теми же проблемами, что и сухопутные войска: в последние годы происходит общее снижение уровня их боевой готовности.
Еще одна проблема - устаревание авиационного парка ВВС и как следствие - возрастание стоимости и объема работ по поддержанию его в надлежащем состоянии. Средний возраст самолетов составляет 20 лет, а к 2015 г., даже с учетом закупок новых самолетов, он достигнет уже 30 лет. Кроме того, в течение последних лет стоимость запасных частей и ремонта ВВТ постоянно превышала выделяемые для этого средства. В результате число самолетов и вертолетов, которые используются в качестве запасных частей для ремонта других, с 1995 г. увеличилось на 50%.
В то время как командования СВ и ВВС в спешном порядке пытались приспособиться к необходимости действовать в новых условиях постоянных передислокаций, ВМС и морская пехота боролись с резко возросшими требованиями по развертыванию в передовых районах. Командования ВМС и МП уже давно внедрили у себя структуры экспедиционных формирований, выделяемых для продолжительного несения боевой службы в море. Однако необходимость дополнительного направления личного состава и техники на корабли и в части, несущие боевую службу, вызвала цепную реакцию по снижению уровня боевой готовности в частях и на кораблях, остающихся на территории США.
Это все приводит к тому, что даже АУГ, составляющие основу передового развертывания ВМС, выходят в море с серьезным некомплектом личного состава экипажей кораблей. Так, в феврале 1998 г. в зоне Персидского залива находились три АУГ. При этом на авианосце "Джордж Вашингтон" численность экипажа составляла 4600 человек, что почти на 1000 меньше штатного состава. На авианосцах "Индепенденс" и "Нимитц" некомплект личного состава составил соответственно около 80 и 400 человек.
Как и в ВМС, морской пехоте из-за высокой напряженности оперативного использования приходится платить высокую цену за поддержание боевой готовности частей на требуемом уровне, особенно в межпоходовые периоды. У значительной части вооружения и военной техники, состоящих на вооружении МП, уже давно закончились установленные сроки эксплуатации. На слушаниях в палате представителей конгресса в октябре 1999 г. новый комендант МП генерал Джонс заявил: "Запас прочности для будущих операций у морской пехоты исчерпан".
Таким образом, многие американские военные специалисты признают, что США, остающиеся лидером НАТО и стремящиеся быть гарантом безопасности не только в Европе, испытывают серьезные проблемы с выполнением своих обязательств. Случись сейчас необходимость сосредоточить крупную группировку войск в каком-либо другом районе, то США столкнулись бы с большими трудностями. Некоторые аналитики считают, что вывод американских войск с Балкан чреват не только оперативным риском, но и может повлечь за собой кризис внутри НАТО. Поэтому ответ на вопрос, смогут ли США в нужное время обеспечить выполнение своих обязательств, остается открытым.
В основе всех споров о способности США вести боевые действия почти одновременно на двух ТВД лежит вопрос о соответствии военной стратегии и военного бюджета. Общий объем военного бюджета в последние годы правления администрации Буша отражал логику реализации концепции передового базирования и в основном обеспечивал способность ВС вести боевые действия почти одновременно на двух ТВД. Если взять сопоставимые цены
2000 г., военный бюджет в 1992 финансовом году составлял 335,3 млрд. долл. Из них 103 млрд. долл. выделялось на содержание личного состава, 111 млрд. долл. на оперативную (боевую) подготовку и содержание ВВТ, 71 млрд. долл. на закупки ВВТ и 42 млрд. долл. на НИОКР. В 2000 финансовом году президент Клинтон предложил военный бюджет в размере 267,2 млрд. долл. Аналогичные статьи расходов составили 74, 104, 54 и 34 млрд. долл. соответственно. За этот же период численность вооруженных сил, основных видов ВВТ сократилась примерно на треть, что в целом и находит свое отражение в суммах на содержание личного состава, НИОКР и военные закупки. Естественно, что с устареванием вооружений растут расходы по их содержанию и на боевую подготовку с их использованием. Как результат, эти расходы в расчете на одного военнослужащего регулярных ВС в 2000 финансовом году составили 74 600 долл. в год, что на 39% больше, чем в 1990 г.
В течение ближайших шести лет, по данным КНШ, вооруженные силы недополучат 150 млрд. долл. на реализацию своих оборонных программ. И причиной такого положения является, по мнению командующих видами ВС, то, что администрация нынешнего президента США никак не может определиться в приоритетах: тратить ли огромные средства на создание системы ПРО и новейших средств вооружения или производить организационные изменения в ВС и увеличение численности их личного состава с учетом вновь возникающих задач.
Особенно заботит военных специалистов все более заметное сокращение числа желающих поступить на военную службу и, что еще важнее, уменьшение числа военнослужащих, как солдат, так и офицеров, желающих продолжить службу после окончания срока первичного контракта. То есть налицо падение престижа военной службы в американском обществе. Например, в ВВС количество летчиков, заключивших повторные контракты, на 50% ниже требуемого уровня. Гражданские авиакомпании предлагают для них лучшие условия по зарплате и большую стабильность для их семей.
Недавно проведенный опрос общественного мнения влиятельным американским журналом "Уолл стрит джорнал" и другими изданиями показал увеличивающийся разрыв между вооруженными силами и остальным американским обществом. Они все меньше понимают нужды и заботы друг друга. По данным опроса, американские офицеры имеют гораздо более консервативные взгляды на жизнь, чем их сверстники на "гражданке". Газета "Вашингтон пост" провела выборочный опрос 1000 человек, задавая им один и тот же вопрос: "Назовите десять наиболее волнующих Вас проблем и десять наименее Вам интересных". В результате анализа ответов вопросы, касающиеся ВС и других оборонных проблем, попали в число наименее интересных для американцев.
Так могут ли США обеспечить выполнение собственной концепции ведения масштабных боевых действий почти одновременно на двух ТВД? Сами американские военные специалисты не дают однозначного ответа на этот вопрос. Утвердительный ответ они оговаривают целым рядом условий, при которых существует возможность реализации этой концепции:
если противником будут Ирак и Северная Корея и ни один из противников не будет использовать баллистические ракеты с боеголовками в ядерном или химическом снаряжении;
если ВС США будут иметь достаточно времени для подготовки, а у руководства США будет достаточно политической воли, чтобы прекратить ведение текущих операций ограниченного масштаба для вывода и подготовки войск;
если ВС будут обладать достаточным количеством авиационных, морских и других транспортных средств для переброски войск и грузов в нужный район;
если район ведения боевых действий не выйдет за пределы данного ТВД;
если вдруг не возникнет новой, третьей войны, аналогичной операции "Союзническая сила", и т.д.
Но многие американские специалисты склонны ответить скорее "нет", чем "да". И это подтвердили командующие видами ВС США на слушаниях в комитете по делам ВС палаты представителей конгресса в октябре прошлого года: "ВС США больше не являются вооруженными силами, способными обеспечить ведение боевых действий почти одновременно на двух ТВД".