0
1534
Газета Концепции Интернет-версия

27.10.2000 00:00:00

Принцип взаимной ответственности

Тэги: Аденауэр, ФРГ


ВтораЯ мировая война завершилась в 1945 г. полным крахом Третьего рейха - государства, общества и вооруженных сил. Однако последующая оккупация принесла большую пользу Западной Германии, поскольку США, Великобритания и Франция в течение длительного времени вели немецкий народ через различные стадии построения демократии.

В 1949 г. прошли всенародные выборы и начинает работу первое федеральное правительство ФРГ под руководством Конрада Аденауэра. Еще через шесть лет, в 1956 г., были сформированы первые части новой армии - бундесвера.

Рождению вооруженных сил Федеративной Республики предшествовали четыре года, в течение которых удалось провести самое тщательное планирование всех аспектов правовой базы, налаживание парламентского контроля, создать Министерство обороны, организационную структуру как органов управления, так и самого бундесвера, определить системы его комплектования военнослужащими и гражданскими лицами, обучения и боевой подготовки личного состава, материально-технического обеспечения и многие другие вопросы.

После их первоначального закрытого обсуждения в рабочих группах в качестве главного планирующего штаба было учреждено правительственное агентство, руководимое парламентом. Весь этот процесс был тогда полностью прозрачным, его сопровождали, поддерживали и подвергали критике во время широких открытых обсуждений и демонстраций. Окончательный результат получил полное одобрение законодателей.

Основными целями, определяющими развитие вооруженных сил, были признаны следующие:

1. Сделать бундесвер составной частью парламентской системы и общества в целом.

2. Добиться, чтобы каждый солдат рассматривался как гражданин, но одетый в военную форму.

3. Обеспечить способность военнослужащих профессионально защитить страну в составе Североатлантического альянса (НАТО) в случае агрессии.

4. Предотвратить в будущем неправильное применение армии политическими силами.

СОГЛАСНО КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНИИ

Вопросы национальной обороны и защиты гражданского населения находятся в исключительной компетенции федерального правительства (министерств обороны и внутренних дел). Именно Федерация создает вооруженные силы, комплектуемые как по призыву, так и по контракту.

Гражданская федеральная администрация обороны отвечает за подбор и расстановку кадров, финансирование, исследования и разработки, закупки и социальное обеспечение. Собственно вооруженные силы и администрация, вместе взятые, и образуют бундесвер.

Исполнительная власть ФРГ призвана следить за соблюдением закона, уважать и защищать основные права каждой личности и сама находится под контролем конституционных органов. Ежегодный закон о бюджете должен указывать численный состав и основную организацию вооруженных сил. Создание комитета по обороне в парламенте является конституционной необходимостью. Он отслеживает деятельность бундесвера, готовит все законодательные акты, связанные с обороной, обладает специальными правами по проведению расследований.

Парламентский омбудсмен, выбранный из числа депутатов, должен усилить парламентский контроль, ему предоставлены специальные прерогативы на проведение расследований для защиты, в частности, основных прав личного состава. Ежегодный отчет парламенту на пленарном заседании высвечивает сильные и слабые стороны вооруженных сил в условиях полной открытости.

Обязанность бундесвера и каждого военнослужащего соблюдать закон и выполнять свои обязанности также контролируется общей юрисдикцией. Гарантировано право каждого обратиться в суд ординарной юрисдикции, если исполнительная власть нарушит закон. Не существует специальной системы военной юстиции.

Гражданский министр обороны в мирное время является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Начальник главного штаба вооруженных сил - военный, является лицом во всех отношениях подчиненным и подотчетным министру обороны, который, в свою очередь, является членом правительства и в качестве такового находится под парламентским контролем. В военное время верховное командование передается федеральному канцлеру (премьер-министру) ФРГ.

Основной задачей бундесвера является оборона как страны, так и Атлантического альянса. В соответствии с постановлением Конституционного суда в последние годы участие в операциях НАТО или ООН по поддержанию мира не противоречит Основному закону Германии. Конституция допускает и вмешательство вооруженных сил в конфликты внутри ФРГ, но только в крайне ограниченных и особо чрезвычайных ситуациях, при обязательном подчинении командованию полиции. Военные оказывают помощь населению в случае природных бедствий и других катастроф.

ВНУТРЕННИЙ ПОРЯДОК В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

На основе конституционных принципов сформулирована правовая система, определяющая организацию, систему социального обеспечения, принципы руководства, обучения и боевой подготовки бундесвера для выполнения различных задач.

Отдельный солдат, новобранец или кадровый военнослужащий, рядовой или генерал, рассматривается как гражданин в военной форме. Он пользуется теми же самыми основными правами человека, как и любой его соотечественник. Некоторые из таких прав могут быть ограничены законом, но только в той мере, в какой того требуют специальные служебные - воинские - обязанности, и исключительно на время их исполнения.

Была создана очень тщательно разработанная система права и уставов, зафиксированных в письменной форме, к ней могут обратиться и на нее могут положиться как государство, так и каждый военнослужащий в отдельности. Это обеспечивает гарантии для обеих сторон. Система запрещает предъявление произвольных требований, делает возможным судебное преследование и применение санкций за нарушение прав и обязанностей.

Основной закон обеспечивает права и обязанности военнослужащих, включая право на членство в партии, приверженной демократии, и на участие в демократических выборах. Если военнослужащий борется за место в парламенте, он должен временно уволиться с военной службы. Установлены статус военнослужащих в зависимости от срока службы; специальные обязанности военачальников; пределы выполнения военных приказов; преступные приказы и приказы, нарушающие права или достоинство человека не должны выполняться.

Всеобщая воинская обязанность в ФРГ определена в соответствии с Законом о воинской обязанности. Он же регулирует вопросы прохождения службы и системы комплектования личным составом, альтернативной службы лиц, отказывающихся от военной службы по религиозным или моральным соображениям.

Дисциплинарный кодекс, которому должны следовать военачальники, определяет дисциплинарные санкции, а также вознаграждения, процедуры, которые должны соблюдаться (например, выждать одну ночь после происшествия до начала принятия дисциплинарных мер).

Военный уголовный кодекс кодифицирует уголовные преступления военного характера (например, дезертирство, грубое обращение с подчиненными). Он применяется обычными гражданскими судами, которые образовали специальные коллегии, но с невоенными судьями.

ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Эти правовые нормы в основном формулируют обязанности германского солдата перед государством. Как в любом демократическом обществе, они связаны взаимным доверием, поскольку у государства тоже есть обязанности по отношению к военнослужащим как проходящим службу, так и вышедшим в отставку.

Так, Кодекс по рассмотрению жалоб устанавливает их виды, процедуру рассмотрения. Закон об институте парламентского уполномоченного (омбудсмена) в поддержку соблюдения основных прав дает возможность каждому военнослужащему непосредственно обратиться к омбудсмену с жалобой, не информируя об этом свое вышестоящее начальство. Министерство обороны обязано отвечать на запросы уполномоченного для принятия соответствующих мер. Военнослужащий, подавший жалобу, не должен подвергаться наказанию или преследованию со стороны своих вышестоящих начальников! Такое преследование рассматривается как уголовное преступление.

Наряду с этим действуют кодексы, регулирующие права на избрание, порядок выборов, права и обязанности уполномоченных представителей всех уровней в частях и соединениях; устанавливающие ступени подчиненности, а также юридические права и ограничения, которые должны соблюдать вышестоящие начальники при осуществлении своих полномочий; о выплатах военнослужащим (государственным гражданским служащим и судьям - не существует специальных выплат военнослужащим); о регулярных отпусках; о социальном обеспечении и выплатах в случае ухода в отставку, травмы, болезни, смерти. Имеется в ФРГ и закон, по которому за призванными в бундесвер сохраняются рабочие места до окончания срока службы.

Существуют также нормы, касающиеся переобучения кадровых военнослужащих, позволяющие им после окончания службы в армии найти работу в гражданском обществе (военные, служащие длительный срок).

РУКОВОДСТВО, ОБУЧЕНИЕ, БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Принципы военного руководства, обучения и боевой подготовки в бундесвере задуманы таким образом, чтобы способствовать высокому военному профессионализму военнослужащих. Предусматриваются все возможные тяготы, которые могут быть связаны с реальными боевыми действиями. Однако при этом должно уважаться человеческое достоинство проходящих службу граждан.

Отбор, обучение и дальнейшее профессиональное становление офицеров и унтер-офицеров определяют их положение в вооруженных силах. Качество частей и соединений сильно зависит от морального духа, личной честности, профессиональных качеств и преданности своему делу их командиров.

Военное образование наряду с преподаванием специальных предметов нацелено на воспитание дисциплины, готовности нести ответственность и желания находить общий язык с людьми даже в самых тяжелых условиях. Изучение гражданских прав является обязательным и нацелено на упрочение приверженности ценностям демократического общества, которому служит военнослужащий.

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ

Новая армия должна была создаваться бывшими офицерами и генералами вермахта, которые изъявили желание вступить в бундесвер. Перед принятием на службу они подверглись большой и тщательной проверке отборочным советом, состоящим из представителей крупнейших общественных организаций. Многие кандидатуры были ими отвергнуты. При этом основными критериями для того, чтобы стать военнослужащим вооруженных сил ФРГ являлись: никаких обвинений или участия в совершении военных преступлений во время войны, род деятельности в послевоенные годы, приверженность программе реформ, хорошая военная профессиональная репутация.

Несмотря на добрые намерения, это поколение военнослужащих первоначально испытывало трудности, связанные с непривычными правовыми нормами, с ограниченной ролью и местом, которые им отводились в обществе. Понадобилось немало времени, чтобы концепция реформ пустила корни. Однако именно поэтому впечатляет то, что бундесвер стал признанным, надежным и эффективным институтом демократического государства.

Принципы первоначальной концепции реформ являлись надежным руководством для вооруженных сил и в период холодной войны, в процессе радикальных сокращений после крушения коммунистической угрозы. Служат они и сейчас, когда на первый план выдвигаются новые задачи. За прошедшие годы концепция не оставалась статичной, а во многих деталях получила дальнейшее развитие. В частности, это связано с интеграцией военнослужащих Восточной Германии, которые выразили желание вступить в бундесвер и после тщательной проверки были признаны пригодными (из примерно 20 тыс. офицеров и унтер-офицеров бывшей народной армии ГДР 8 тыс. стали в строй вооруженных сил ФРГ).

Реформа германских вооруженных сил после ужасной национальной катастрофы 1945 г. была возможна. Но не сразу. Она потребовала времени. Однако и поныне остается страстно желаемой целью, достичь которую можно лишь пройдя ряд этапов, которые, увы, никогда идеально не реализуются.

Создание новой германской армии потребовало сильной политической воли, поддержки руководства элит общества и населения, решимости командования бундесвера осуществлять концепцию в процессе повседневной службы, соответствующего гражданского образования за пределами вооруженных сил и, наконец, функционирующей демократии, экономического процветания и социальной справедливости в обществе.

Опыт Германии, конечно же, не рецепт, применимый везде и всюду. Тем не менее пример успешной военной реформы может дать пищу для размышлений, поскольку существуют основные, общие для всех демократий принципы, определяющие место и роль вооруженных сил в свободном обществе, хотя их использование в деталях отличается в различных странах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Дарья Гармоненко

У эсэров к 2026 году появится предвыборный вариант "патриотического социализма"

0
560
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
613
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
761
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
628

Другие новости