Комиссия единогласно заключила, что безопасность и благосостояние Соединенных Штатов, их союзников и друзей зависит от способности нации осуществлять космическую деятельность.
Национальные интересы США требуют:
Использовать имеющийся космический потенциал для достижения целей в области внутреннего развития, экономики, международной деятельности и национальной безопасности;
Развивать и развертывать наступательные и оборонительные космические средства для защиты от враждебных актов, направленных против космических средств США и от использования космического пространства в целях, враждебных интересам США;
Обеспечение национальных интересов США в космосе требует руководства президента и ведущих руководителей страны. Комиссия рекомендует как можно раньше пересмотреть и одобрить национальную космическую политику. Соответствующий документ должен обеспечивать политическое руководство и координацию деятельности министерств и ведомств правительства США, направленной на:
использование космических систем для ускорения трансформации Вооруженных сил США в современные силы, способные к оборонительным и наступательным действиям против растущих угроз, обращенных против национальной территории США, частей передового развертывания, союзников и интересов страны за рубежом и в космосе;
разработку революционных методов сбора разведывательной информации из космоса, чтобы предоставлять президенту информацию, необходимую ему для руководства государством, кризисного управления и разрешения конфликтов в сложных условиях переменчивой международной обстановки;
формирование национальной и международной правовой и нормативной базы космической деятельности для защиты национальных интересов США и обеспечения конкурентоспособности коммерческого сектора и эффективности гражданского космического сектора;
формирование и поддержание внутриправительственных структур обученного корпуса квалифицированных военных и гражданских специалистов в космической области.
Правительство должно стать более надежным потребителем отечественных космических товаров и услуг. Для этого следует инвестировать в технологии, позволяющие правительству США использовать в своих интересах [космические] системы, на одно поколение опережающие соответствующие коммерческие системы, которые отвечали бы уникальным требованиям национальной безопасности.
В ближайшем будущем США будут вести операции в поддержку своих национальных интересов на земле и в космосе - в космическом пространстве, из космического пространства и через космическое пространство.
Разведывательные данные, полученные из космоса, остаются ключевыми для национальной безопасности США, включая сюда определение международной и оборонной политики, а также возможности президента по управлению в кризисных ситуациях и конфликтах, по проведению военных операций, а также разработку военных средств, обеспечивающих достижение целей Соединенных Штатов. Министерство обороны и разведывательное сообщество в настоящий момент проводят весьма существенные и дорогостоящие программы, направленные на практически полную замену их спутниковых арсеналов примерно на протяжении следующего десятилетия. На протяжении этого периода, стоимость этих программ оценивается более чем в 60 млрд. долларов.
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Президенту следует рассмотреть возможность объявления космической деятельности приоритетом в области национальной безопасности.
Следует рассмотреть возможность создания группы советников президента по космической деятельности, которая обеспечивала бы независимый анализ в области развертывания и ввода в эксплуатацию новых космических средств.
Сегодняшний уровень межведомственного взаимодействия не позволяет на должном уровне решать многочисленные, сложные и разнообразные вопросы космической деятельности, сложность которых со временем будет только увеличиваться.
Президенту следует распорядиться о создании и начале работы в рамках Совета национальной безопасности Главной межведомственной группы по космической деятельности.
До момента полного развертывания организационной структуры в области космической деятельности целесообразно создать специальную должность заместителя министра обороны по космосу, разведке и информации, который отвечал бы за НИОКР, закупки, запуск и эксплуатацию космических, разведывательных и информационных средств министерства, координировал деятельность по военной разведке, проводимую министерством, а также работал бы с разведывательным сообществом в части обеспечения стратегических задач, которые ставятся перед разведкой интересами национальной безопасности.
Рекомендуется возложить руководство Космическим командованием ВВС США на четырехзвездочного генерала, который не совмещал бы эту должность с должностью главнокомандующего Космическим командованием США и командующего НОРАД. Следует также прекратить практику назначения на должность главнокомандующего и командующего НОРАД только генералов из числа летного состава ВВС США, что позволит назначать на эту должность и генералов любого вида службы, обладающих необходимыми знаниями в области военно-космической деятельности.
В соответствии с требованиями Министерства обороны космические системы могут либо задействоваться в самостоятельных операциях, либо обеспечивать поддержку наземных, воздушных и морских сил для ведения наступательных и оборонительных действий против враждебных наций в интересах Соединенных Штатов. В настоящий момент сосредоточение 'военного космоса' внутри реформируемых ВВС представляется наиболее целесообразным. Ответственность за обеспечение космических НИОКР, закупок и эксплуатации систем должна быть возложена на Космическое командование ВВС США во главе с четырехзвездочным генералом. При этом армия и ВМС США по-прежнему будут заказывать, разрабатывать и развертывать космические системы, уникальные для соответствующих ведомств.
Министру обороны и директору центральной разведки следует распорядиться о создании исследовательской и опытно-конструкторской организации для разработки новых, революционных методов сбора разведывательной информации космическими и некосмическими средствами.
Освоение операций в околоземном пространстве все еще находится в начальной стадии. По мере овладения такими операциями ценность космической деятельности будет возрастать. Будет возрастать ценность коммерческой космической деятельности для мировой экономики.
Военная и разведывательная деятельность США в космосе будет становиться все более важной с точки зрения интересов национальной безопасности.
Члены Комиссии понимают всю деликатность вопросов, связанных с применением оружия в космосе для решения оборонительных или наступательных задач. Однако члены Комиссии полагают, что игнорировать эту проблему стало бы плохой услугой для нации. Они полагают, что правительству США следовало бы интенсивно развивать средства, упоминаемые Национальной космической политикой, которые предоставляют президенту возможность в случае необходимости развернуть в космосе оружие, чтобы сдерживать угрозы национальным интересам США и, в случае необходимости, отражать атаки против них.
УЯЗВИМОСТЬ И УГРОЗЫ
Космические системы уязвимы для целого ряда атак, которые могут вывести из строя или уничтожить наземные станции, ракеты-носители или спутники на орбитах. Политическая, экономическая и военная ценность космических систем делает их привлекательными мишенями для государств и негосударственных структур, враждебных Соединенным Штатам и их интересам.
С тем чтобы возможности по сдерживанию и обороне распространились и в космическое пространство, Соединенным Штатам потребуется разработать новые военные средства для действий в направлении космоса, в космосе, из космоса и через космос. Кроме того, потребуется вовлечение союзников и друзей США и всего международного сообщества в выработку соответствующих 'правил движения' для космического пространства.
Соединенные Штаты зависят от космоса больше, чем любая другая страна. Однако угроза США и их союзникам в космосе и из космоса не встречает должного внимания со стороны министерств и ведомств правительства США, облеченных полномочиями по обеспечению национальной безопасности. Недостоверный анализ угроз будет иметь для Соединенных Штатов серьезные последствия. В результате страна может остаться уязвимой от 'сюрпризов в космосе', а решения по разработке средств космического базирования могут опоздать из-за отсутствия правильной оценки и понимания соответствующих угроз. Реальность такова, что имеется много доступных возможностей по препятствованию функционированию, повреждению или физическому разрушению космических систем и наземных станций, используемых для совместной работы и управления ими. К числу примеров относятся дезинформирование, создание помех и глушение сигнала спутниковых систем на орбите, использование микроспутников для враждебных акций, а также подрыв в космосе ядерных зарядов.
Как показывает история - в Перл-Харборе, в Ливане, когда в своих казармах погиб 241 морской пехотинец, или в Йемене при атаке на эсминец 'Коул' - в случае, когда США сами предлагают некую привлекательную мишень для атаки, расплата может оказаться горчайшей. По мере роста использования космического пространства в коммерческих целях и в интересах национальной безопасности, американские средства в космосе и на земле представляют собой именно такие мишени. США - привлекательный кандидат для 'Космического Перл-Харбора'.
Уязвимость США уже неоднократно подтверждалась.
В 1998 г. неисправность на борту спутника 'Гэлэкси-IV' привела к отключению 80% пейджеров в США, а также выходу из строя линий передачи кабельного и вещательного телевидения. В некоторых случаях для полного восстановления спутниковой связи понадобилось несколько недель.
В начале 2000 г. США на три часа лишились всей информации с целого ряда своих спутников вследствие неисправности компьютеров на наземных станциях.
В июле 2000 г. агентство 'Синьхуа' сообщало, что китайские военные разрабатывают методы и стратегии для разгрома американских сил в будущей войне в космосе с использованием новых технологий. Было отмечено, что 'для стран, которые никогда не победили бы в войне, используя танки и самолеты, атака космических систем США может оказаться неотразимым и наиболее соблазнительным выбором:'. Подобного рода сообщения рисуют довольно мрачное будущее, но об этом никто особенно не задумывается.
Хакеры регулярно пытаются проникнуть в сети и компьютеры Министерства обороны. Совместная Группа по защите компьютерных сетей Космического командования США сообщает, что количество засекаемых попыток взлома и считывания информации возрастает, доступ к хакерскому ПО упрощается, а соответствующие технологии становятся все более изощренными. В 1999 г. было отмечено всего около 22 тысяч попыток проникновения и снятия информации с систем Министерства обороны; за первые 11 месяцев 2000 г. количество таких попыток возросло до 26 500.
Серьезными могли бы оказаться последствия широкомасштабного отказа или дезорганизации системы GPS. Потеря данных временной синхронизации через GPS вывела бы из строя пожарные, полицейские и медицинские службы по всему миру; существенный урон был бы нанесен мировой банковской и финансовой системе и системе электроснабжения.
Признаки уязвимости не всегда столь отчетливы, как описано выше, а значит - не всегда правильно распознаются. Враждебные акции против космических систем довольно легко спутать с природными явлениями. Потеря космической системы может быть легко 'объяснена' воздействием космического мусора или солнечной активности, а действительная или потенциальная недружественная акция останется скрытой. Такая неопределенность может оказаться фатальной для успешного управления кризисом или разрешения конфликта. В результате будет проявляться сдержанность, когда необходимы решительные действия, либо наоборот, будет приниматься поспешные меры, хотя наличие лучшей информации обеспечило бы гораздо более эффективный выбор контрмер.
Вопрос в том, будут ли Соединенные Штаты достаточно мудры, чтобы адекватно и быстро отреагировать для снижения уязвимости своих космических средств. Или, как это случалось в прошлом, понадобится обезоруживающая атака нашей страны и ее народа - 'Космический Перл-Харбор', и только она сможет гальванизировать нацию и призвать правительство США к действию. За нами следят; мы же - беззаботны.
ПРАВО
США следует активно участвовать в формировании нормативно-правовых условий космической деятельности. Вследствие объема своих инвестиций в космическую деятельность и растущей зависимости от средств космического базирования, Соединенные Штаты крайне заинтересованы в развитии этих условий в нужном направлении. Для защиты интересов страны США следует поддерживать использование космического пространства в мирных целях, отслеживать деятельность нормотворческих организаций и защищать права наций по защите своих интересов в космосе и из космоса.
К космической деятельности применим ряд существующих принципов международного права. Основными среди них являются определение 'мирных целей', право на самооборону и влияние военных действий на договорной режим. Соединенные Штаты и большинство других стран трактуют 'мирные цели' как 'неагрессивные цели'; в соответствии с общим международным правом при этом допускается обычная военная деятельность в космическом пространстве, аналогично тому, как это происходит в открытом море и в международном воздушном пространстве.
Международное право не предусматривает огульного запрещения на размещение либо использование оружия в космическом пространстве, нанесение ударов из космоса по наземным целям или проведение военных операций в космосе и через космос. Существует ряд специфических запретов на проведение определенных видов деятельности, к которым присоединились Соединенные Штаты.
Ограниченный договор о запрещении испытаний 1963 г. запрещает 'любые испытательные взрывы ядерного оружия или любых других ядерных устройств' в космосе.
Договор о Космосе 1967 г. запрещает размещение оружия массового уничтожения в космосе, на Луне или на других небесных телах, а также использование Луны или других небесных тел для любых военных целей.
Договор по ПРО 1972 г. запрещает разработку, испытания или развертывание компонентов противоракетных систем космического базирования.
Ряд договоров по контролю над вооружениями имеют целью помешать США и России препятствовать взаимному использованию спутников для контроля за соблюдением договоров.
Конвенция 1980 г. об изменениях окружающей среды запрещает любое враждебное воздействие, которое может вызвать долговременное серьезное или распространенное воздействие на окружающую среду в космосе.
Важно отметить, однако, что, в явном виде распространяя принципы Устава ООН на космическое пространство, Договор о Космосе (статья III) оговаривает право на индивидуальную или коллективную самооборону, включая превентивную самооборону. Кроме того, принципы невоспрепятствования, оговариваемые договорами по космическому праву, могут быть свернуты между сторонами, находящимися в состоянии войны.
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
Чтобы парировать превосходство США в космосе, другие государства и международные организации стремятся заключать соглашения, которые ограничили бы использование космоса. Например, почти каждый год Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, призывающую к предотвращению 'гонки вооружений в космосе' посредством запрещения всех видов космического оружия. Россия и Китай предложили ограничить использование космического пространства для создания систем национальной противоракетной обороны. Соединенным Штатам следует сохранять режим контроля за космическими вооружениями, установленный Договором о Космосе, в особенности традиционную интерпретацию 'мирных целей', в соответствии с которой допускается использование космического пространства как для самообороны, так и в неагрессивных военных целях.
Например, запрещение Договором по ПРО систем ПРО космического базирования не следует распространять на другие типы систем космического базирования, которые не подпадают под соответствующие определения. Меняющийся характер конфликтов требует более пристального пересмотра обязательств США при неясном типе участников конфликта.
Соединенным Штатам следует осторожно вести себя применительно к соглашениям, имеющим определенную цель, которые, применительно к более сложной системе договоров или нормативов, могут привести к ненамеренному ограничению будущей космической деятельности. Один из недавних примеров - соглашение, подписанное между США и Россией о системе предварительного и послепускового извещения о запусках (PLNS), которое предназначалось для того, чтобы свести к минимуму последствия ложного предупреждения о ракетном нападении. В соответствии с этим соглашением стороны должны оповещаться о каждом существенном запуске не позднее чем за 24 часа. Это соглашение может создать прецедент использования международных соглашений для регулирования космических запусков. Положения соглашения, которые применимы как к запускам баллистическим ракет, так и к запускам одноразовых ракет-носителей, могут оказаться существенным ограничением, если их применить к разрабатываемым сейчас системам для обеспечения 'лучшего, быстрого и дешевого' доступа в космическое пространство.
РЕГУЛИРОВАНИЕ
Американские компании, работающие со спутниковыми системами, сталкиваются с новыми правовыми и нормативными проблемами. Традиционные приоритеты и альянсы постепенно сходят со цены, и международные переговоры становятся менее предсказуемыми и более сложными. Глобализация нарастает. На американский рынок выходят спутниковые услуги иностранных компаний, которые могут как обеспечить конкурентные преимущества Соединенным Штатам, так и поднять ряд вопросов в области национальной безопасности. В то же время, многие правительства все шире используют спутниковые системы, что в ближайшей перспективе приведет к новым важным нормотворческим проблемам. Например:
- регулирование радиочастотного спектра. Потребность в радиочастотном спектре возрастает вследствие дерегулирующего воздействия Соглашения о мировой торговле 1997 г., а также нового и расширяющегося использования радиочастотного спектра. В результате отведение, распределение и координация радиочастотного спектра для использования правительствами и неправительственными организациями становятся все более сложными и требуют все больше времени. Государства и международные организации работают над этими проблемами, которые имеют важное оборонное и экономическое значение во всем мире;
- экспортный контроль. Различные правительственные ведомства США демонстрируют крайне различный и иногда противоречивый подход к проблеме контроля над экспортом. В то время как экспортный контроль может предотвратить попадание технологий 'не в те руки', слишком обременительная и затяжная процедура может без надобности ограничить выход американских компаний на международный рынок, ослабить американскую экономику на мировом рынке и в результате подорвать технологическое лидерство США.
Глядя в будущее, США следует сформировать такую внутреннюю и международную правовую систему, которая обеспечивала бы национальную безопасность США и поддерживала коммерческий и гражданский космические секторы. Необходимо организовать эффективное межведомственное взаимодействие для определения и отслеживания многочисленных интересов США.
ЛИДЕРСТВО
Соединенные Штаты не останутся ведущей мировой космической державой, если будут полагаться на технологии вчерашнего дня для решения сегодняшних задач при завтрашнем уровне затрат.
Соответствующие инвестиции в космические средства позволили бы Министерству обороны достичь:
улучшения возможностей по контролю космической ситуации и предупреждению об атаке;
усовершенствованных защитных и оборонительных мер, создания профилактических и отражающих систем и возможностей по быстрой дальней проекции силы;
модернизированных возможностей по запуску полезных нагрузок;
более совершенных научно-технических программ для разработки и развертывания радара и лазера космического базирования, гиперспектральных датчиков и многоразовых средств выведения;
обеспечения Министерства обороны и разведывательного сообщества дополнительными ресурсами, необходимыми для достижения этих новых целей, следует рассматривать как часть национальной космической политики США.