0
1035
Газета Концепции Интернет-версия

13.04.2001 00:00:00

Запоздалые предложения

Валентина Рогова

Об авторе: Валентин Григорьевич Рог - академик РАЕН и АВН, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники России, генерал-майор авиации. Александр Владимирович Дробышевский - начальник пресс-службы ВВС, полковник.

Тэги: реформа, квашнин, рог, дробышевский


В "НВО" # 5 от 9 февраля 2001 г. опубликовано интервью генерала армии Андрея Николаева, председателя комитета по обороне Государственной Думы, "Военной реформы по Квашнину не получится".

С тезисом, вынесенным в заголовок, нельзя не согласиться, поскольку все предыдущие успешные военные реформы в России проводились по планам военно-политического руководства страны, а не начальника Генштаба. И нынешняя - не исключение.

В сложившихся внешних и внутренних военно-политических и экономических условиях - это в первую очередь коренное изменение оргструктуры Вооруженных сил, оптимизация оргструктур видов ВС и родов войск, а в дальнейшем - их переоснащение качественно новыми образцами вооружений и боевой техники.

В свете изложенного вести речь о военной реформе как о преобразованиях, проводимых "по Квашнину", значит вольно или невольно оказывать негативное влияние на темпы и эффективность ее проведения.

ЛИНИЯ РАЗДЕЛА

Первым и важнейшим результатом военной реформы в Российской Федерации явилось создание в 1992 г. на базе разломанных и разбросанных ВС бывшего СССР российских Вооруженных сил. В дальнейшем военно-политическое руководство России, опираясь на законодательную базу, обоснованные рекомендации Министерства обороны и других силовых ведомств, успешно осуществило ряд важных мероприятий, направленных на конструктивную перестройку военной организации российского государства.

К ним прежде всего следует отнести: разработку "Основных положений военной доктрины Российской Федерации" (1993 г.), которые не только сохранили свою значимость в современных условиях, но и получили дальнейшее развитие в Военной доктрине Российской Федерации 2000 г.; принятие Федерального закона "Об обороне".

В свете этого вызывает недоумение заявление Андрея Николаева о том, что для разделения функций Минобороны и Генштаба потребуется "не менее двух-трех лет". Ведь именно это уже сделано в Законе "Об обороне", где функции МО и ГШ определены в статьях 14 и 15 (см. "НВО" # 36 за 2000 г.). Гарант их выполнения - президент России, который согласно статье 87 Конституции Российской Федерации "является Верховным Главнокомандующим ВС РФ".

Андрей Николаев справедливо считает, что разделение функций Минобороны и Генштаба - "...один из важнейших вопросов управления всем процессом военной реформы". Вместе с этим он утверждает: "Раз этого не произошло до сих пор, военная реформа пока не стартовала".

Но, как было показано, данное разграничение состоялось почти пять лет тому назад. Значит, следуя логике генерала армии, военная реформа в России идет полдесятилетия.

Другое дело - председатель комитета по обороне Госдумы не согласен с действующим Законом "Об обороне". И его право открыто заявить именно об этом и внести в установленном порядке обоснованные дополнения (изменения) в статьи 14 и 15 или даже предложить новый проект документа.

Отметим, что в период разработки и обсуждения нынешнего Федерального закона "Об обороне" генерал Николаев занимал должность директора ФПС России (1994-1997 гг.), что давало ему широкие возможности внести в тогдашний проект необходимые, по его мнению, коррективы, учитывая при этом и собственный опыт работы в должности первого заместителя начальника Генштаба ВС РФ.

СТРУКТУРА ВС

Вот одно из определяющих положений Указа президента России от 16 июля 1997 г.: "До 1 января 1999 года: преобразовать Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны в вид ВС РФ - ВВС". Именно этим Указом президента, а не "по Квашнину", положено начало решению важной и весьма сложной проблемы военной реформы - переходу от пятивидовой к четырехвидовой оргструктуре Вооруженных сил. Всесторонне продуманная идея объединения ВВС и Войск ПВО (см. "НВО" # 47 за 2000 г.) в один вид ВС была претворена в жизнь к 1 января 1999 г. и оправдала себя.

В "Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 г." - основополагающем государственном документе в части реформирования ВС - четко определено: "Осуществить преобразование структуры Вооруженных сил РФ на основе концентрации сил, средств и ресурсов в трех сферах вооруженной борьбы: суша, воздух - космос, море".

В основу трехвидовой оргструктуры принят принцип усиления разделения видов Вооруженных сил РФ по ответственности за ведение военных действий (и наступательных, и оборонительных) в трех физических сферах: суша - СВ, воздух-космос - ВВС, море - ВМФ.

Однако Андрей Николаев в упомянутом интервью заявляет, что он "...противник ликвидации пятивидововой системы Вооруженных сил РФ, так как она складывалась в СССР исторически". И далее: "ВВС и ПВО страны объединить невозможно". Более того: в планах перехода ВС России на трехвидовую оргструктуру "...мы подстраиваемся под США".

Без преувеличения можно сказать, что трехвидовая оргструктура ВС СССР, проверенная в боях, сражениях и битвах Великой Отечественной, явилась в определенной мере примером для строительства ВС многих стран Запада, в том числе и США, после завершения Второй мировой войны.

К примеру, в вооруженных силах США Комитет начальников штабов - высший оперативный и административный орган ВС - образован в соответствии с законом о национальной безопасности США в 1947 г. в составе председателя и членов - начальников штабов армии, ВВС, ВМС. Таким образом, трехвидовая оргструктура ВС США создавалась вслед за СССР. С учетом этого не может быть и речи о том, что "мы подстраиваемся под США". Отметим, что в вооруженных силах подавляющего числа государств также утвердилась трехвидовая оргструктура: сухопутные войска, ВВС и ВМС. Силы и средства ПВО, как правило, не образуют самостоятельный вид ВС, а включены в состав ВВС.

Невольно задаешься вопросом: почему? Разве военно-политическое руководство в таких странах, как Франция, Германия, США, Великобритания, недооценивает значимость сил и средств ПВО в обеспечении их национальной безопасности в военной сфере? Нет, напротив, все государства мира, особенно входящие в НАТО, делают все возможное, чтобы их ПВО была самой современной и самой эффективной и надежно защищала жизненно важные центры, районы страны от ударов авиации противника, в том числе и от высокоточного оружия класса "воздух-поверхность", "корабль-поверхность".

Ответ на поставленный вопрос - один, проверенный опытом войн, учений и результатами фундаментальных исследований: ответственность за небо должна быть в одних руках, под единым командованием, ибо небо над любой страной - одно. При его "дроблении" можно в короткое время отдать господство в воздухе в руки врага. История войн XX века - самое убедительное доказательство этому.

Военно-воздушным силам как виду ВС принадлежала, принадлежит и будет принадлежать решающая роль в завоевании и удержании господства в воздухе - главного условия обеспечения ведения успешных боевых действий силами СВ и ВМС в условиях современной обычной войны. Это подтверждается опытом и Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), и войны в Персидском заливе (1991 г.), и агрессии НАТО против Югославии (1999 г.).

РОДА АВИАЦИИ

Вопреки мировому опыту и опыту строительства современных Военно-воздушных сил России генерал Николаев остается, по его собственному заявлению, убежденным сторонником того, что ВВС и ПВО объединить в один вид ВС невозможно. Причина? Управление силами и средствами противовоздушной обороны строго централизовано, и "...с ЦКП ПВО можно ставить задачи и управлять отдельным огневым дивизионом на Камчатке". В то же время военно-воздушные силы, "кроме дальней и военно-транспортной авиации, децентрализованы. Другие рода авиации приближены к военным округам, фронтам, армиям, то есть это авиация поля боя".

Из такого заключения следует, что дальняя (ДА) и военно-транспортная авиация (ВТА) имеют централизованное управление, а третья составляющая ВВС - фронтовая авиация (ФА) - децентрализованное управление. Это не так, и вот почему.

В нашей стране и за рубежом силы и средства ПВО и ВВС уже объединены в один вид ВС и успешно функционируют под единым командованием, имея одну систему централизованного управления объединениями (отдельными соединениями, частями) в целом. Это свершившийся факт.

В современных (объединенных) ВВС России такими объединениями являются:

- воздушная армия Верховного Главного командования (Стратегического назначения) - ВА ВГК (СН), представляющая ДА;

- воздушная армия (ВА) Верховного Главного командования ВА ВГК (ВТА), представляющая ВТА;

- округ ВВС и ПВО и армии ВВС и ПВО, в оргструктурах которых сосредоточены основные силы родов фронтовой авиации и основные силы и средства ПВО.

Управление всеми ими осуществляет главнокомандующий ВВС с одного центрального командного пункта Военно-воздушных сил (бывшего ЦКП ПВО).

В ВВС России единая централизованная система обеспечивает надежное управление в различных условиях обстановки не только объединениями, соединениями и частями ВВС, но и отдельным огневым дивизионом на Камчатке; отдельными стратегическими самолетами над Северным полюсом; отдельными военно-транспортными самолетами над нейтральными водами мировых океанов, а также малыми группами (пара, звено) самолетов-штурмовиков в тактической глубине; парами, звеньями фронтовых бомбардировщиков в оперативной глубине; отдельными самолетами-разведчиками; отдельными самолетами спецназначения (например, ДРЛО).

Это подтверждается и опытом КШУ "Запад-99", и опытом боевой подготовки объединений (соединений) ВВС, и опытом контртеррористической операции в Чечне, а также рядом мероприятий, проведенных и проводимых в объединенных ВВС по плану оперативной подготовки в 2001 г.

Отечественные (советские, российские) ВВС состояли и состоят из фронтовой, дальней и военно-транспортной авиации (до января 1980 г. они назывались видами авиации).

В ВВС были и есть нижеперечисленные рода авиации:

- бомбардировочная (БА), к которой относятся дальние, стратегические и фронтовые самолеты-бомбардировщики;

- штурмовая авиация (ША);

- истребительная авиация (ИА), включающая и фронтовые самолеты-истребители, и самолеты-истребители ПВО;

- разведывательная авиация (РА), состоящая из частей (подразделений) самолетов-разведчиков;

- транспортная авиация (ТА), которая представлена военно-транспортными самолетами различных типов;

- специальная авиация, в состав которой входят самолеты РЭБ, ДРЛО и др.

Но в составе российских ВВС нет авиации поля боя. А вот по мнению уважаемого председателя комитета по обороне таковая имеется: "Другие рода авиации приближены к военным округам, фронтам, армиям, то есть это авиация поля боя". Следовательно, к авиации поля боя отнесена ФА, ее рода: БА, ША, РА, спецназначения.

Подобное "нововведение" в теорию и практику оперативного искусства, в особенности в одну из его составляющих - оперативное искусство ВВС, - ошибочно, а поэтому и неприемлемо. В доказательство этому приведем такие обоснования.

Приказом министра обороны СССР в 1990 г. армейская авиация (АА) передана из состава ВВС в Сухопутные войска и стала подчиненным им родом войск. Ее основа - боевые вертолеты. Имеются начальник и штаб АА. Высокая эффективность в огневом поражении объектов противника силами и средствами армейской авиации подтверждена опытом первой чеченской войны и ныннешней контртеррористической операции на Северном Кавказе. Армейская авиация - как род войск СВ - стала именно авиацией поля боя.

Что касается фронтовой авиации, то в ее истории, истории отечественных ВВС в целом был период, когда ФА - основу советских ВВС (86,8% численности боевого состава ВВС) впервые "приблизили к полю боя" следующим образом.

Согласно приказу МО СССР от 5 января 1980 г. воздушные армии ФА, преобразовали в ВВС военных округов (вопреки обоснованному несогласию главкомата ВВС) с непосредственным подчинением командующим войсками военных округов. ДА реорганизовали в воздушные армии, упразднили командование ДА.

На деле за 8 лет такое реформирование привело к разрушению единых методик боевой подготовки авиационных соединений (частей), резкому ухудшению действенности системы заказов авиационной техники и вооружения, системы подготовки летных и инженерно-технических кадров, отработанного порядка подхода к подбору и расстановке руководящего состава ВВС (от командира эскадрильи и выше).

Порочность, ошибочность введенной в действие оргструктуры Военно-воздушных сил была признана Советом обороны страны летом 1988 г., после чего ВВС по сути возвратились к оргструктуре, существовавшей до января 1980 г.

Верх одержали отечественная теория и отечественный опыт поиска, обоснования и проверки войной и мирным небом: оптимальной является оргструктура ВВС, основанная на принципе централизованного управления объединениями со стороны главнокомандующего Военно-воздушными силами. Это - проверенный историей путь развития отечественных ВВС, и попытка превратить фронтовую авиацию в авиацию поля боя неприемлема.

РОЛЬ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ

Если ФА Андрей Николаев относит к авиации поля боя, то российская дальняя авиация, по его мнению, "...не выполнит ту задачу, которую выполнят американцы". Нашей ДА, убежден генерал армии, потребуется "...несколько суток, чтобы быть готовой к выполнению поставленной задачи". С такой оценкой согласиться нельзя.

Отечественная дальняя авиация по праву признана родоначальницей стратегических ядерных сил СССР и РФ. Она сыграла важную роль в совершенствовании ядерного оружия. Ей принадлежит основная роль в решении стратегических и оперативно-стратегических задач в глубоком тылу противника в обычной войне любого масштаба.

Дальняя авиация при применении высокоточных КРВБ большой дальности (2000-5000 км) становится реальным средством сдерживания крупномасштабной обычной войны, которая согласно Военной доктрине РФ "...будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную".

Соединения (части) ДА в качестве средства ВГК способны выполнять поставленные задачи не через несколько суток, как утверждает председатель комитета по обороне Госдумы, а точно в установленный срок, который измеряется временем прохождения сигнала на применение ДА оружия, в том числе ядерного.

В "Концепции внешней политики Российской Федерации" говорится: "Усиливается тенденция в создании однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США". Это вызывает необходимость принятия мер по обеспечению надежной военной безопасности Российской Федерации. Одна из них - укрепление и развитие дальней авиации путем модернизации ее самолетного парка, прежде всего боевых машин, и вооружения ДА высокоточными крылатыми ракетами средней и большой дальности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1469
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1676
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1778
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4093

Другие новости