Акцент
Кардинальные перемены в социально-политическом строе России не могли не коснуться военной организации государства. Они вызвали необходимость экономического обоснования принимаемых решений в области военного строительства, что неизбежно повышает требования к уровню финансово-экономической подготовки военных кадров всех уровней - и командного, и инженерного состава. Это выдвигает новые требования к качеству подготовки выпускников военных институтов, университетов, академий и их филиалов, к количеству часов, выделяемых на экономическое образование.
Учитывая отсутствие в рамках военной организации межведомственной координации учебной, методической и научной работы военных вузов по одинаковым или родственным проблемам, имеющееся желание в то же время повысить уровень экономической подготовки кадров, силовые министерства и ведомства самостоятельно решают свои проблемы. Так, в университетах и академиях отнюдь не экономического профиля организована подготовка специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту, в видовых университетах Минобороны России проводится военно-экономическая подготовка специалистов. Инженерно-техническому и руководящему составу Вооруженных сил преподают военно-экономические и финансовые дисциплины. Однако занимаются этим люди, как правило, не имеющие базового финансово-экономического образования. В настоящее время на военно-экономических кафедрах вузов Министерства обороны почти нет докторов и кандидатов экономических наук.
В научно-исследовательских учреждениях нередко есть отделы военно-экономических исследований, зачастую укомплектованные сотрудниками без специальной финансово-экономической подготовки, что, естественно, снижает эффективность экономических обоснований тех или иных военно-технических разработок.
Такова реальная не очень радостная картина состояния системы подготовки военно-экономических кадров и финансово-экономической подготовки командиров и инженерно-технических работников. Она сложилась на фоне другого объективного, но тоже очень трудного процесса. За прошедшее десятилетие численность военнослужащих в России существенно уменьшилась, главным образом за счет Вооруженных сил, сокращенных более чем в три раза. Соответственно теперь у Министерства обороны не 17, а 7 академий, одновременно меньше стало и слушателей. В то же время практически все силовые ведомства не только сохранили, но и открыли новые академии (МВД, ФПС, МЧС, ФАПСИ и др.), поэтому их число даже увеличилось. Хотя ведомственные желания иметь свои системы подготовки кадров приводят к нерациональному расходованию государственных средств по военному бюджету.
В то же время имеется профильное учебное заведение - Военный финансово-экономический университет Министерства обороны, в котором работают опытные профессионалы, трудятся подавляющее большинство докторов и кандидатов экономических наук, которыми располагает военная организация России. Силами кафедр и научно-исследовательского центра военно-экономических обоснований ведутся комплексные исследования по военно-финансовой проблематике. В вузе подготовлены учебники для военных академий и университетов по военной экономике и военно-экономическому анализу, которые решением первого заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации утверждены в качестве таковых. В университете создан и в течение более 8 лет работает докторский диссертационный совет для закрытых работ по двум специальностям: военной экономике и финансам.
Надо сказать, что практически все НИИ и вузы Минобороны России занимаются экономической проблематикой главным образом применительно к военно-технической политике государства (разработка программ вооружения, военной и специальной техники; обоснование тактико-технических характеристик образцов и систем вооружения). Вместе с тем финансово-экономическими аспектами второго важнейшего компонента боевого потенциала войск - военно-социальной политикой и ее элементами - денежным довольствием, пенсионным обеспечением и пр. - занимается главным образом Военный финансово-экономический университет.
На этом фоне по меньшей мере странным представляется регулярное сокращение набора слушателей в вуз и, более того, готовящееся решение о его преобразовании в факультет одного из гражданских высших учебных заведений. Трудно сказать чего больше в этом "прожекте": непонимания специфики финансово-экономической деятельности военной организации, желания всех уравнять и пропорционально сократить численность войск или решить иные задачи, вовсе не касающиеся интересов укрепления обороны страны.
Представляется, что в условиях нынешней трудной финансово-экономической ситуации, усложнения и расширения связей военной организации с народно-хозяйственным комплексом, что прежде всего проявляется в углублении рыночных преобразований, введения бухгалтерского и стоимостного учета, перехода к казначейской системе исполнения военного бюджета, необходимо провести реальное и полезное государству, а не надуманное реформирование системы российского военно-экономического образования. К числу мероприятий такого реформирования следовало бы отнести:
1. В перспективе, как предельная, может быть поставлена задача создания федерального органа (например, агентства или комитета военного образования) по руководству подготовкой кадров для военной организации России по заказам силовых министерств и ведомств. Такое предложение уже обсуждалось в 1997 г., но не нашло поддержки, поскольку каждое из ведомств стремится сохранить собственные учебные заведения. Действительно, такое предложение является, на первый взгляд, "экстремистским", поэтому к нему нужно идти последовательно. Следует полагать, что реформирование системы подготовки кадров в масштабе военной организации целесообразно начать с создания нештатного научно-методического органа координации военного образования.
2. Крайне необходимо обеспечить научное и методологическое единство в научной разработке и преподавании экономических знаний. Целесообразно начать реформирование подготовки военных кадров с той отрасли знаний, которая является наиболее универсальной для всех силовых структур, а не только Министерства обороны. Таковой является военная экономика и финансы.
3. Существенно расширить сеть курсовой подготовки и повышения квалификации специалистов военно-экономических подразделений НИИ и вузов, главных и центральных управлений военной организации России. Централизовать преподавание базовых военно-экономических дисциплин, таких как экономика Вооруженных сил, бухгалтерский учет, ценообразование на военную продукцию, финансирование войск через федеральное казначейство и т.д.
4. Расширить подготовку специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов экономических наук) для военной организации путем увеличения адъюнктуры и введения докторантуры по финансово-экономическим специальностям. Расширить фундаментальные и прикладные исследования в военно-экономической области, предоставив право заказов научных исследований Главному финансово-экономическому управлению Минобороны России.
5. Предоставить военным вузам большую самостоятельность в решении своих внутрихозяйственных проблем. Нелогично и недопустимо, когда военные вузы с мощным научным потенциалом не имеют средств на оплату коммунальных услуг, покупку бумаги и пр.
Подобный комплекс мероприятий представляется в сегодняшней обстановке абсолютно оправданным.