Детали
СУЩЕСТВУЕТ более десятка определений дисциплины, многие из которых не только далеки друг от друга, но и разные по сущности. В данном случае "дисциплина" используется как средство деятельности и поведения, представляющее собой строгое и точное соблюдение установленных для них порядка и правил.
В свете теоретических основ дисциплины невозможно переоценить значение дисциплины воинской. И чем сложнее, труднее и опаснее воинская деятельность, тем большую роль в обеспечении ее играет соблюдение установленных для конкретной деятельности порядка и правил. Не случайно в народе говорят: дисциплина - мать победы; дисциплина сплачивает воедино; дисциплина - душа армии; войско без дисциплины превращается в сброд; в трудную годину крепи дисциплину и др.
Взгляд сквозь призму теоретических основ дисциплины на проект Дисциплинарного устава Вооруженных сил РФ, вынесенный на обсуждение, вызывает, мягко говоря, большую неудовлетворенность. По своему основному содержанию этот документ является не Дисциплинарным уставом, а Уставом поощрений и взысканий. Но поощрения и взыскания являются категориями не только дисциплинирующими. В поощрениях (в сочувствии, одобрении, возбуждении желания наградой сделать что-нибудь) нуждается каждый.
Вступление к проекту устава, его Общие положения во многом противоречат тому определению дисциплины, которое содержится в его первой статье.
Само определение воинской дисциплины в проекте Дисциплинарного устава носит беспредметный характер. В нем речь идет о строгом и точном соблюдении хотя и установленных, но абстрактных порядка и правил, не связанных с деятельностью и поведением военнослужащих. Беспредметность порядка и правил порождает несвойственный принятому значению "воинская дисциплина" понятийный аппарат, вызывает нежелательные теоретические и практические последствия, не способствует обеспечению дисциплины.
Если в проекте устава дисциплина определяется как "строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)", то на каком основании в документе говорится об обязанностях военнослужащих по соблюдению дисциплины (что значит соблюдать соблюдение), о том, что дисциплина обязывает каждого военнослужащего (чему может обязывать соблюдение), что необходимо требовать от подчиненных соблюдения дисциплины и т.д.? Для нормативного акта подобное недопустимо.
Вступление к проекту устава, его глава 1 "Общие положения" должны быть обоснованно доработаны, приведены в соответствие с четкой формулировкой сущности воинской дисциплины или по крайней мере устранены из них алогизмы.
Во вступительной части проекта следовало бы записать: "Настоящий устав определяет сущность и назначение воинской дисциплины поведения и деятельности военнослужащих и гражданского персонала войск (сил), меры и обязанности должностных лиц по достижению, поддержанию и укреплению дисциплины, виды поощрений". Далее по тексту.
Следовало бы воинскую дисциплину определить как строгое и точное соблюдение военнослужащими и гражданским персоналом войск (сил) правовых и нравственных порядка и правил поведения и исполнения ими общих, должностных и специальных обязанностей. В статье второй проекта устава, отражающей основы воинской дисциплины, отсутствует одна из главных основ. Не может быть дисциплины без глубоких и прочных знаний порядка и правил, без навыков строгого и точного их соблюдения. Эту основу нельзя не внести в содержание настоящей статьи.
Обязанности на граждан возлагаются не соблюдением порядка и правил, а законами, воинскими уставами, нормами морали. Статья третья проекта устава является нелогичной. Ее предлагается начать так: "Воинская дисциплина обеспечивает каждому гражданину:
- быть верным военной присяге..." И далее по тексту.
В статье пятой вместо "требовать от подчиненных ее соблюдения" записать: "требовать от подчиненных строгого и точного соблюдения порядка и правил их поведения и деятельности".
В статье шестой необходимо положение "знать состояние воинской дисциплины" заменить положением: "знать состояние нарушений воинской дисциплины и состояние мотивов соблюдения порядка и правил".
В проекте устава следовало бы отразить основные идеи о дисциплинированности и принципах дисциплинирования, критериях и методах оценки нарушений воинской дисциплины, развести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в воинской деятельности.
Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации призван служить основой правового поля. Устранить в нем серьезные теоретические, методологические и иные пробелы - неотложная задача разработчиков этого нормативного правового акта.