Информацию о ведущихся в странах Запада и США разработках принципиально нового класса оружия в воздушно-космической сфере еще год-два назад можно было встретить в материалах открытой печати. В них шла речь о создании гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА), способных действовать как в воздухе, так и в космосе, переходя из одной сферы в другую. Однако такая информация в последнее время все реже появляется в периодических изданиях. Лишь по отдельным публикациям, и то в специальных изданиях, можно понять, что работы в этой области начинают все больше набирать практическую направленность и сложнейшие технологические решения претворяются в жизнь.
Средства, созданные по гиперзвуковым технологиям, будут обладать существенными боевыми преимуществами, среди которых:
- малое (до 10 мин. и менее при дальности пуска до 1000 км) подлетное время;
- сравнительно низкая уязвимость средств воздушно-космического нападения (СВКН), способных выполнять крейсерский полет со скоростями в 6-14 раз выше скорости звука на высотах 35-40 км, от современных и перспективных средств ПВО;
- универсальность применения (самолеты СА, ТА, надводные корабли и подводные лодки, БР).
Таким образом, эти системы оружия будут обладать значительными стратегическими преимуществами, что позволит им выполнять боевые задачи на качественно новом уровне.
Предполагается, что основными задачами этих систем оружия будут: поражение стратегически важных объектов, включая критичные по времени, в том числе мобильные наземные цели в глубине территории противника; ведение стратегической воздушной разведки; перехват воздушно-космических целей; вывод на околоземные орбиты спутников различного назначения; впервые рассматривается задача переброски войск и военной техники на трансконтинентальную дальность.
Наибольший объем НИОКР в этой области выполняется США. Ведутся они в рамках нескольких программ, проводимых НАСА, министерствами ВВС, ВМС и армии, суммарное ежегодное финансирование которых оценивается в 65-70 млн. долл. Аналогичные исследования проводятся в Великобритании, Франции, Германии и Японии, общая стоимость их национальных программ до 2005-2010 гг. оценивается в 11-13 млрд. долл. Учитывая значительную стоимость работ, этими государствами принимаются меры по кооперации, а также использованию российских технологий в их реализации. По существующим планам уже в ближайшие 5-10 лет планируется создание управляемых ракет большой дальности, а в дальнейшем - перспективных пилотируемых ГЗЛА.
Еще до появления этого класса оружия четко обозначилась тенденция к интеграции ударных, оборонительных и обеспечивающих средств и систем, действующих в воздушно-космической сфере в интересах решения стратегических и оперативных задач в ходе обычной войны. В целом же к 2015 г. возможности авиации развитых государств мира при сохранении существующего количественного состава могут возрасти более чем в 2,5 раза. Воздушно-космическое пространство реально становится единой и во многих случаях, важнейшей сферой вооруженной борьбы.
В США развернуты и уже ведутся широкомасштабные работы по созданию принципиально новой системы воздушно-космической обороны (ВКО) Североамериканского континента, идеология создания которой определена в Концепции создания глобальной единой ПВО и ПРО США 2000 г.
В состав ВКО войдут:
- система предупреждения о ракетно-ядерном ударе;
- интегрированная система контроля космического пространства и противоспутниковых средств;
- системы ПРО и ПВО;
- единая АСУ всеми силами ВКО.
Последняя на основе централизованного управления в реальном масштабе времени позволит объединить для планирования и применения по единому замыслу и плану силы и средства противовоздушной и ракетно-космической обороны всех видов ВС.
Учитывая расширение НАТО на восток, вполне можно ожидать, что следующим шагом может быть размещение средств борьбы с российскими носителями ядерного оружия на территории новых членов альянса. Объясняется это очень просто - на активном участке полета (на взлете) по скоростным параметрам носители ракетно-ядерного оружия являются наиболее уязвимы. Как следствие, возможно достижение полной нейтрализации ракетно-ядерного щита нашего государства, что сегодня обеспечивает и гарантирует военную безопасность РФ.
Аналогичные работы по обеспечению безопасности от ударов с воздуха и космоса развернуты в государствах Европы и Азии.
НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Выявленные тенденции развития зарубежной военной теории и вооружения армий государств НАТО, усиливающееся влияние сил воздушно-космического нападения и ВКО на ход и исход современных войн и военных конфликтов не могли остаться незамеченными. В начале 2001 г. президент РФ поручил изучить и дать всестороннюю оценку деятельности соответствующих структур нашего государства в этой области.
В результате проведенной работы был разработан целый комплекс мероприятий и сформированы конкретные планы работ правительства и Министерства обороны. Эти планы предусматривают организацию дальнейших работ по развитию теоретической базы ВКО, доработку нормативно-правовой базы, уточнение облика, состава сил и средств ВКО, порядка их развития. Состояние дел по созданию и развитию ВКО государства было рассмотрено на коллегии Министерства обороны РФ весной 2002 г. Таким образом, спустя девять лет после юридического оформления идеи создания системы воздушно-космической обороны государства, определенной Указом президента России 1993 г. "О противовоздушной обороне в Российской Федерации", работы в области ВКО вновь перешли в практическую плоскость.
Первый шаг уже сделан: Министерство обороны разработало и сформировало Концепцию ВКО РФ. Первый проект такого документа был подготовлен Войсками ПВО под руководством Генерального штаба еще в 1994-1995 гг. Однако он был тогда отклонен как преждевременный. Новый проект рассмотрен в ноябре 2002 г. коллегией Министерства обороны, которая, одобрив его в целом, поставила задачу доработать документ и представить в правительство с проектом доклада президенту РФ для утверждения.
Разработка проекта Концепции ВКО осуществлялась в течение полугода ведущими специалистами центральных и главных управлений Министерства обороны и ГШ ВС РФ, главных командований видов и командований родов войск ВС, центральных институтов Минобороны. Были изучены и проанализированы все основные теоретические наработки в этой области за последние десятилетия как у нас в стране, так и за рубежом, опыт применения сил и средств, решающих задачи ВКО в локальных войнах и вооруженных конфликтах последнего периода. Детальному анализу была подвергнута вся существующая материальная база ВС РФ, других министерств и ведомств, способная в той или иной мере решать задачи ВКО, состояние ОПК России, имеющиеся научные и технологические заделы, проводимые НИОКР.
Выделим три основных положения Концепции.
Первое. СВКН способны решать стратегические задачи войны и в значительной мере определять ее исход даже без применения крупных группировок сухопутных войск.
Второе. Воздушно-космическое пространство в настоящее время уже принято рассматривать как единую и одну из важнейших сфер вооруженной борьбы.
Третье. Согласованному действию СВКН необходимо противопоставлять такие же согласованные действия сил обороны. Задачи ВКО могут быть выполнены только при комплексном применении всех сил и средств, решающих задачи борьбы с СВКН противника, по единому замыслу и плану в общей системе ВКО государства.
Именно поэтому сегодня ВКО рассматривается как комплекс общегосударственных и военных мероприятий, а также боевое применение войск (сил), способных вести борьбу с СВКН противника, по единому замыслу и плану, под единым руководством с целью защиты группировок ВС, населения, экономических и других объектов страны от ударов с воздуха, из космоса и через космос.
Такое предназначение однозначно определяет и роль ВКО. Она занимает одно из центральных мест в общей системе обороны страны и имеет не только важное военно-стратегическое, но и военно-политическое значение. С военно-политической точки зрения ВКО России является одним из важнейших факторов обеспечения стратегической стабильности, сдерживания вероятных противников от развязывания военных конфликтов, предотвращения их эскалации в крупномасштабную войну с применением как обычного, так и ядерного оружия. С военно-стратегической точки зрения ВКО государства является единственным гарантом своевременного обеспечения Верховного главного командования достоверной информацией о воздушной и космической обстановке для принятия решения на ответные действия и единственной системой, способной вести борьбу с основной ударной силой вероятного противника - средствами воздушно-космического нападения.
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ
Материальной основой воздушно-космической обороны государства является система ВКО. По сути своей она представляет функциональное и техническое объединение войск, сил и средств борьбы с воздушно-космическим противником, а также информационно-разведывательных систем, развернутых и действующих по единому замыслу и плану на земле, море, в воздухе и космическом пространстве с целью обеспечения наиболее эффективной защиты объектов, населения страны и группировок Вооруженных сил от ударов с воздуха, из космоса и через космос.
Основой же самой системы ВКО являются системы, комплексы и средства ВС РФ. В настоящее время они функционально сведены в ряд относительно самостоятельных систем: ПВО, ПРО, предупреждения о ракетном нападении (ПРН) и контроля космического пространства (ККП).
Однако сегодня их положение таково, что по боевому составу, состоянию вооружения и военной техники вышеуказанные системы не способны в полном объеме решать задачи по отражению ударов существующих, а тем более перспективных СВКН противника с воздуха, из космоса и через космос. Для повышения эффективности их боевого применения необходимо обеспечить комплексное и взаимодополняющее применение существующих и перспективных информационно-разведывательных и огневых систем и средств ПВО и РКО всех видов и родов войск ВС России, развитие системы управления ими и сведение всех сил и средств, решающих эти задачи, в единую систему ВКО. Она должна функционировать вне зависимости от видовой или родовой принадлежности входящих в нее войск и сил. Это должна быть межвидовая система государственного значения, и общее руководство ею должен осуществлять Генеральный штаб. Строиться система ВКО должна как функциональное и техническое объединение информационно-разведывательных систем, сил и средств борьбы с воздушно-космическим противником в интересах обеспечения наиболее эффективной защиты страны и ВС от ударов с воздуха и из космоса.
Но каким образом практически строить такую систему? Разработанный проект Концепции ВКО России дает ответ на этот вопрос, - строительство системы ВКО России необходимо осуществлять в соответствии с указами президента Российской Федерации, принятыми по вопросам военного строительства.
Учитывая реальное состояние войск и сил, решающих сегодня задачи ВКО, необходимо определить генеральное направление их развития. Мы полагаем, что развитие существующих элементов системы ВКО России для преобразования их в единую систему должно осуществляться в направлении приведения группировок войск и сил, решающих задачи ВКО, их боевого состава и возможностей, степени боевой готовности и напряженности боевого дежурства в соответствии с уровнем развития СВКН, степенью угрозы воздушно-космического нападения и экономическими возможностями страны.
Что необходимо сделать для этого? Первое - обеспечить проведение системной увязки существующих средств и систем видов и родов войск ВС РФ, способных вести борьбу с воздушно-космическим противником. Второе - создать систему управления всеми войсками, силами и средствами воздушно-космической обороны, систему разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении. Третье - продолжить работы по созданию нестратегической ПРО важнейших объектов на стратегических направлениях.
В значительной степени решению проблемы создания нестратегической ПРО поможет активная позиция Минобороны России и Генерального штаба по тесному взаимодействию с военными ведомствами ведущих стран Европы и НАТО. Эти работы организованы в свете решений, принятых президентом РФ по программе создания Европейской нестратегической противоракетной обороны, и являются одним из важнейших направлений сотрудничества в рамках совместного постоянного Совета Россия-НАТО. Группа военных экспертов ведущих государств Европы, НАТО и России уже провела значительную работу в этой области, а часть вопросов даже практически отрабатывается в ходе совместных учений как на штабных играх, так и на полигонах России.
ЭТАПНОСТЬ
Все эти работы в области создания ВКО государства должны быть спланированы и осуществлены поэтапно. При этом с учетом приведенных выше факторов, не говоря о восстановлении технической исправности имеющегося вооружения, на первом этапе целесообразно обеспечить:
- создание головного участка системы ВКО и отработку на нем всех оперативных и технических решений;
- развитие системы ПВО РФ как компоненты единой системы ВКО, в рамках которой обеспечивается интеграция и централизованное управление войсками (силами, средствами) ПВО видов и родов войск ВС РФ;
- дальнейшее совершенствование средств систем разведки и предупреждения о воздушном и ракетном нападении и контроля космического пространства;
- создание в рамках единой системы управления ВС РФ контура управления существующими силами и средствами видов и родов Вооруженных сил, решающих задачи ВКО;
- завершение разработки и начало серийного производства нового вооружения и военной техники, создание элементной базы и развитие ключевых технологий в целях дальнейшего развития вооружения и военной техники, создание на территории России необходимой полигонной базы.
И что очень важно, уже на первом этапе должна быть решена проблема оптимизации межвидовой структуры сил ВКО, обеспечения единой технической политики в развитии и унификации вооружения и военной техники, а применение этих сил, средств и систем должно осуществляться под единым руководством и единому замыслу.
В противном случае мы так и не подойдем к желаемой цели - интеграции всех сил и средств, способных вести борьбу с воздушно-космическом противником. Развитие средств и систем различных видов и родов войск Вооруженных сил будет идти само по себе, они не будут "вписываться" в общую систему, неоправданно будут истрачены значительные государственные средства, упущено время и в целом значительно снижена военная безопасность государства.
На втором этапе необходимо будет завершить:
- оснащение войск (сил), решающих задачи ВКО, качественно новым вооружением и военной техникой;
- преобразование систем предупреждения о ракетно-космическом и воздушном нападении в единую систему предупреждения о воздушно-космическом нападении;
- развертывание новых и наращивание существующих группировок сил и средств, решающих задачи в интересах ВКО, и придать им возможность комплексно решать задачи борьбы со всеми имеющимися и разрабатываемыми СВКН;
- создание единой системы управления ВКО Российской Федерации за счет централизации руководства ее основными составными частями.
СТРУКТУРА
В перспективе должна быть создана система ВКО, представляющая собой совокупность разновидовых и разнородных сил и средств, объединенных в функционально связанные подсистемы:
- разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;
- поражения и подавления СВКН противника;
- управления и обеспечения, применение которых будет осуществляться под единым руководством и по единому замыслу в едином контуре управления силами и средствами ВКО в общей системе управления ВС РФ.
Подсистема разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (схема # 1) должна представлять собой совокупность развернутых на земле и в воздушно-космическом пространстве, объединенных функциональными связями сил и средств, органов управления ими для ведения разведки СВКН противника, оповещения о состоянии и изменениях воздушно-космической обстановки, достоверного установления факта подготовки и начала воздушно-космического нападения и своевременного предупреждения о них органов государственного и военного управления. Ее основу составят силы и средства разведки и контроля воздушного пространства государства (а также и коалиции дружественных нам государств), предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, а также информационные средства ПРО.
Схема # 1. Принципиальный вид подсистемы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении.
Подсистема поражения и подавления СВКН должна представлять собой совокупность созданных на земле и в воздушно-космическом пространстве и объединенных функциональными связями противоракетных, истребительных авиационных и зенитных ракетных группировок, частей и подразделений РЭБ видов и родов войск ВС (коалиционных группировок войск) для поражения (подавления) СВКН противника. Учитывая, что оборона должна быть активной, то, может быть, в состав этой системы, как вариант, должны входить и ударные силы - как минимум, уже имеющиеся в составе ВВС силы Дальней и оперативно-тактической (фронтовой) авиации.
Подсистема управления ВКО РФ должна представлять собой совокупность функционально и иерархически связанных органов и пунктов управления, систем автоматизированного управления и связи. Эта подсистема должна обеспечивать единство, непрерывность, надежность и устойчивость боевого управления в реальном масштабе времени всеми разновидовыми и разнородными войсками (силами), решающими задачи борьбы с СВКН противника, в централизованном, децентрализованном и смешанном режимах и осуществлять автоматизированное прохождение информации от средств разведки на огневые средства. Она должна быть способной к организационным и функциональным изменениям своей структуры в зависимости от уточнения боевых задач, складывающегося соотношения сил сторон, нарушения системы и ее отдельных элементов.
При этом общее руководство ВКО РФ должен осуществлять Генеральный штаб.
Значительный задел в этой области сегодня уже сделан в ВВС, система управления которых развернута даже в мирное время и успешно выполняет боевые задачи.
Подсистема обеспечения ВКО РФ должна представлять собой совокупность созданных и объединенных функциональными связями государственных и военных предприятий, организаций и учреждений, группировок специальных войск (сил) и органов управления ими для решения задач обеспечения эффективной деятельности системы ВКО.
Состав сил и средств, привлекаемых к решению задач ВКО, весьма широк (схема 2). В результате разработки системного проекта системы ВКО государства мы должны получить конкретную программу работ по ее развитию с тесной увязкой сроков, средств и конкретных исполнителей отдельных НИР, НИОКР, создателей средств, комплексов и систем вооружения всех видов и родов войск ВС РФ, других министерств и ведомств, способных вести борьбу со всеми, в том числе и перспективными, средствами воздушно-космического нападения противника или способствующих решению этой задачи. Надежда в успешной реализации этой программы работ у нас может появиться только в том случае, если она будет согласована со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждена как минимум председателем правительства России. А это означает, что уже в процессе работы над проектом, а тем более над самой программой, должны быть задействованы и принимать в той или иной степени необходимое участие все основные министерства. Разработку проекта будут вести ведущие центральные НИИ Минобороны, НИИ и предприятия оборонной промышленности.
Схема # 2. Средства, привлекаемые к решению задач воздушно-космической обороны.
Затронутые в данной статье аспекты представляют собой лишь первые практические шаги, направленные на создание и совершенствование системы ВКО РФ в современных условиях. Учитывая объективные тенденции в развитии вооруженной борьбы, реальное положение дел, сложившееся в вопросах обеспечения военной безопасности нашего государства, а также личную озабоченность президента России состоянием работ по созданию ВКО государства, активную позицию министра обороны и начальника Генерального штаба по этому вопросу, сегодня мы обладаем всеми необходимыми предпосылками к успешному решению стоящей перед нами задачи.