В ОСНОВАХ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года (статья 12 пункт 4 (б) раздела "Приоритетные направления политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности и меры по их реализации") предусматривается "строительство многоцелевых подводных лодок и надводных кораблей, в том числе авианосцев, с повышенными боевыми возможностями, оснащенных высокоточным ударным ракетным и противолодочным оружием, средствами обороны, эффективными авиационными комплексами различного назначения┘"
Следовательно, уже нет необходимости доказывать руководству страны, Министерства обороны право на существование авианосцев в составе российского Военно-морского флота (как это было в течение почти 50 лет в Советском Союзе).
ЧТО ЗА РУБЕЖОМ?
США достраивают девятый атомный авианосец типа "Нимиц" - CVN-76 "Рональд Рейган", который сменит авианосец "Констеллейшн" после его планируемого списания в 2003 г. Таким образом, в составе американских ВМС по-прежнему останутся 12 мощнейших многоцелевых авианосцев.
В течение ближайших 20 лет будет осуществлен переход к авианосцам следующего поколения - CVNX - на основе поэтапного развития корабельных проектов, разработок вооружения и технических средств трех следующих планируемых к постройке "плавающих аэродромов".
Великобритания имеет в составе своих ВМС три легких авианосца типа "Инвинсибл" водоизмещением 20 тыс. тонн каждый. В 2012 и 2015 гг. в рамках Программы стратегической обороны (SDR) планируется построить два более крупных корабля водоизмещением 50 тыс. тонн. Их намечено вооружить палубным вариантом самолета JSF (F-35).
Франция после достройки атомного авианосца "Шарль де Голль", уже обошедшегося госказне в 12 млрд. долл., рассматривает возможность введения в состав ВМС до 2015 г. второго корабля того же класса.
Италия дополнительно к принятому на вооружение в 1985 г. "Джузеппе Гарибальди" планирует в 2007 г. ввести в строй "Луиджи Энауди" - легкий авианосец нового типа. Корабль имеет так называемую гибридную корабельную архитектуру, вооружение и оборудование, удовлетворяющие различным требованиям обеспечения как боевого применения и технической эксплуатации палубных летательных аппаратов, так и действиям в качестве десантного корабля. Показательно, что страна, являющаяся по конфигурации и географическому положению Апеннинского полуострова - своеобразным "непотопляемым авианосцем" для акваторий Адриатического, Ионического и Тирренского морей, - тем не менее упорно развивает авианосную программу.
КНР сохраняет стремление иметь в составе ВМС авианосец. Возможно, это будет авианесущий крейсер типа "Адмирал Кузнецов". Или же китайцы построят собственный авианосец водоизмещением около 40 тыс. тонн. При продолжающемся стремительном росте экономического и военного могущества Поднебесной решение этой задачи вскоре окажется ей по плечу.
Япония, придерживаясь ограничений послевоенной Конституции, тем не менее заявила о строительстве нового эсминца водоизмещением 13 тыс. тонн, обладающего возможностями авианосца. Некоторые их характеристики уже присущи десантным кораблям типа "Осуми".
Бразилия, стремясь стать доминирующей морской державой континента и региона южной Атлантики, приобрела во Франции авианосец "Маршал Фош" и проводит его модернизацию в Тулоне.
ЗАДАЧА ТРУДНАЯ, НО ВЫПОЛНИМАЯ
Следовательно, большинство развитых прибрежных государств и региональных держав, осознавая значимость в XXI в. Мирового океана, его экономического потенциала, наращивают свою морскую мощь, в том числе и строительством авианосцев. Причем зачастую специалисты полагают, что вполне достаточно иметь относительно небольшие (водоизмещением до 50 тыс. тонн) корабли этого класса и в минимально-достаточных количествах. Этот вывод (с учетом ряда факторов) вполне приемлем и для России.
Российская общественность периодически оповещается средствами массовой информации о достижениях отечественного судостроения, о приеме в состав ВМФ очередного "корабля XXI века". Но все они были спроектированы и заложены на верфях еще во времена существования СССР и только достроены. Нынешним же российским кораблестроением спроектирован и заложен на верфях Санкт-Петербурга пока только единственный боевой корабль проекта 20080 нового, ранее не имевшегося в Классификации надводных кораблей ВМФ подкласса (или типа) "корвет".
Между тем в Советском Союзе продолжительность завершающей фазы проектирования (технический плюс рабочий проект) и постройки головного боевого корабля подклассов "крейсер" или "эсминец" (БПК) составляла, как правило, 5-6 лет. В России этот срок значительно увеличился для всех классов и типов кораблей. К примеру, подводный ракетный крейсер "Юрий Долгорукий" строится уже более 10 лет, и когда над ним взовьется Андреевский флаг - неизвестно. Причины? Последствия экономического спада в стране, развал судостроительной кооперации, отсутствие потребного финансирования.
За прошедшие 10 лет не имевший достаточной финансовой и материальной поддержки российский Военно-морской флот ветшал и списывал как находящиеся на стапелях корабли из-за невозможности достройки, так и - досрочно - необеспеченные судоремонтом корабли из боевого состава из-за необеспеченности судоремонта бюджетным финансированием. Только в 1998 г. преждевременно "ушли на покой" свыше 60 кораблей океанской зоны.
Для поддержания нынешней численности корабельного состава ВМФ, с учетом замены выслуживших установленные сроки службы "единиц", судостроение России должно поставлять в год хотя бы не менее десяти кораблей океанской и дальней морской зон действий, а также определенное количество "малых" и прибрежного действия кораблей и катеров. Иначе к 2010-2015 гг. страна может просто лишиться Военно-морского флота.
А ведь постройка авианосца занимает длительный период времени. Например, во Франции (страна с не самой слабой экономикой и с хорошо развитым судостроением) "рождение" "Шарля де Голля" растянулось почти на 14 лет.
России теперь вряд ли удастся построить авианосец (тем более - головной корабль) достаточно быстро, поскольку придется заново воссоздавать судостроительную, вооруженческие кооперации с привлечением громадного количества предприятий (свыше тысячи их, к примеру, участвует в создании куда меньших по размерам современных кораблей). Поэтому представляется крайне важным покончить наконец с волокитой в разработке и утверждении Единой государственной программы военного кораблестроения и судостроения для оборонных нужд Российской Федерации, которая обязательно должна включать перечень предприятий - ее участников. Понадобится определить и источники финансирования. Задачи сложные, и с ними, конечно, не справишься в течение нынешнего десятилетия. Это означает, что сроки действия Основ политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года и отдельные фрагменты этого документа, видимо, уже нуждаются в корректировке.
С учетом сложившихся условий уже сейчас должны начаться проектирование первого (головного) авианосца и его "начинки" (то есть агрегатов, оборудования, вооружения и требуемой инфраструктуры), а также технологическая подготовка предприятий к участию в создании современного корабля. Все это трудно, но еще вполне выполнимо. В кораблестроительных проектных организациях бывшего союзного Минсудпрома накоплен и, надеюсь, сохранился громадный и поистине бесценный материал по проектированию различных вариантов авианесущих кораблей, что облегчает решение проблемы.
Кораблестроителям и специалистам по корабельному вооружению хорошо известно, что экономически выгоднее приступать к строительству серии хотя бы из трех-четырех кораблей. Проведенными в 1970-1980-х гг. исследованиями установлено, что нашей стране необходимо не менее четырех авианосцев - по два на Северный и Тихоокеанский флоты. Только в этом случае данные оперативно-стратегические объединения будут способны решать своими разнородными силами поставленные (присущие) им задачи в форме морских операций, но только ограниченного масштаба, в районах за пределами досягаемости береговых, прежде всего авиационных (и зенитных), сил прикрытия и поддержки.
ТОЛЬКО АТОМНЫЙ
Надо также определить облик будущего авианосца пока в самых общих чертах.
Оснащать корабли своих флотов атомными энергетическими установками (АЭУ) предпочитают государства, владеющие соответствующими технологиями производства, технической эксплуатации и ремонта корабельных ядерных реакторов. К числу этих немногих государств относится и Россия. Преимущества корабельных АЭУ по сравнению с обычными паросиловыми, газотурбинными и дизельными (дизель-электрическими) прежде всего в том, что можно будет навсегда отказаться и забыть о танкерах со все более дорожающим топливом, базах и складах ГСМ. Забыть о постоянных ремонтах устаревших, ненадежных в эксплуатации и нередко выходящих из строя в самый неподходящий или критический момент традиционных газотурбинных, и, особенно, паросиловых установок с их котловым хозяйством.
В пользу выбора для кораблей атомных энергетических установок говорят также следующие факторы и обстоятельства. Как известно, протяженность морских границ России составляет 38,8 тыс. км (для сравнения - протяженность сухопутной границы - 14,5 тыс. км), площадь континентального шельфа 4,2 млн. кв. км. На протяжении всей морской границы простирается 200-мильная исключительная экономическая зона площадью более 6,3 млн. кв. км, в которой нужно обеспечивать суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации и защиту ее интересов.
На этих гигантских морских и океанских просторах должны постоянно или периодически (по вызову, с обострением обстановки и пр.) находиться силы ВМФ, корабли различного предназначения, классов, типов, в том числе и авианосцы. Вот почему, учитывая также все более усиливающийся в ближайшем будущем дефицит органических видов корабельного топлива, придется признать безальтернативность АЭУ для военного кораблестроения развитых в промышленном и экономическом отношении государств на ближайшие несколько десятилетий. Современные достижения ядерной энергетики, технический уровень конструкторских разработок позволяют создавать атомные энергетические установки для оснащения ими практически всех кораблей с водоизмещением от 1 тыс. тонн.
Безусловно, корабельные АЭУ требуют высокой культуры обслуживания, жесткого соблюдения требований ядерной безопасности (конструктивных, эксплуатационных, экологических и др.) Такой опыт и, самое главное, система эксплуатации атомных энергетических установок в ВМФ и на ледокольном флоте страны имеются.
САМОЛЕТНАЯ НЕСУРАЗИЦА
Важнейшим фактором является количественный состав авиапарка и типы его летательных аппаратов. И это, пожалуй, одна из главных проблем для строительства российских авианосцев.
Здесь хотелось бы обратить внимание на событие, произошедшее 26 апреля 2002 г. Дело в том, что для вооружения нового авианосца планируется использовать самолет 5-го поколения. Итоги конкурса на его разработку подвела год назад правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам. Она выбрала предэскизные проработки, то есть так называемый аванпроект, представленный "ОКБ Сухого". Удивительно, но факт: решение о выделении огромных денежных средств принято на основании всего лишь конкурса аванпроектов, а не более обоснованных и проработанных, за счет "соискателей" эскизных проектов, как это предлагалось некоторыми участниками конкурса, руководством ВВС и Министерства обороны.
Будущий самолет "ОКБ Сухого" при заявленном аванпроектом взлетном весе 23 тонны имеет габаритные размеры тяжелого истребителя США 5-го поколения F-22, взлетный вес которого 35 тонн. Это означает, что в процессе дальнейшей разработки машины с учетом отечественного БРЭО, а также оснащения его двигателями короткого взлета и вертикальной посадки, вес самолета может сравниться с весом F-22.
Вместе с тем представленная на конкурс ПАК ФА машина ОКБ им. А.И. Микояна с заявленным взлетным весом 19 тонн, имеет габаритные размеры легкого самолета США "пятого поколения" JSF (F-35) массой в 23 тонны. Но самое главное, что у этого микояновского самолета сходные показатели с МиГ-29К, которым будет оснащен планируемый для продажи в Индию авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" (нормальный взлетный вес 18,5 тонны, дальность полета 2000 км, а с подвесными баками - 3000 км). Этот легкий многоцелевой современный палубный истребитель, способный поражать воздушные, морские и наземные цели, фактически принадлежит к поколению "4+". На "Адмирале Горшкове" можно разместить более 24 таких машин.
Таким образом, на предполагаемом авианосце будущего с водоизмещением 40-50 тыс. тонн смогут базироваться 40-50 самолетов, сходных с JSF (или МиГ-29К) либо всего 15-20 машин с характеристиками F-22. Разница в боевых возможностях этих авиакрыльев очевидна. Напомню, что США планируют использовать в качестве палубного на своих авианосцах именно легкий самолет 5-го поколения JSF (F-35), а не тяжелый F-22.