0
1732
Газета Концепции Интернет-версия

01.08.2003 00:00:00

На коленях перед открытым небом

Вольтер Красковский

Об авторе: Вольтер Макарович Красковский - бывший командующий войсками РКО, генерал-полковник в отставке.

Тэги: про


16 ИЮЛЯ 1997 г. вышел указ президента РФ о структурных преобразованиях в Вооруженных силах. Одним из них стала ликвидация Войск противовоздушной обороны (ПВО) как самостоятельного вида Вооруженных сил.

Таким образом, подлежал ликвидации тот вид ВС, на который возлагалась задача по защите государства от самых разрушительных возможных ударов из космоса и с воздуха со стороны того, кто располагает широким арсеналом средств воздушно-космического нападения. Кроме того, фактически утрачивал силу указ того же президента от 13.07.1993 г., ставивший перед войсками ПВО приоритетную задачу создания военно-космической обороны (ВКО). Теперь эта задача возлагалась на два вида - Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и Военно-воздушные силы (ВВС), которым из войск ПВО передавались силы и средства, поделенные на части: РВСН - соединения и части ракетно-космической обороны (РКО), ВВС - силы противовоздушной обороны.

Такое решение фактически вело к полному разрушению не имеющей аналогов в мире по своей эффективности системы ПВО страны. Оно ставило крест на создании системы ВКО, элементы которой уже претворялись в практическую область. Оно раскалывало небо на части, устраняло единство ответственности и отбрасывало назад все то, что уже было создано десятилетиями в действующей системе ПВО.

ЭТО БЫЛО НЕДАВНО

К середине 80-х гг. войска ПВО в своем составе имели один округ, девять отдельных армий ПВО, армию предупреждения о ракетном нападении (ПРН), корпус противоракетной обороны (ПРО), корпус контроля космического пространства (ККП). По родам войск это: зенитные ракетные войска, авиация, радиотехнические войска, войска ракетно-космической обороны и специальные войска.

Этот, пожалуй, самый сложный по своей структуре и вооружению вид ВС имел в своем составе восемь разведывательно-информационных и боевых систем с высокой степенью автоматизации информации и боевого управления во всех звеньях. Войска ПВО обладали системами стратегического назначения, предназначенными для выполнения задач в масштабах, далеко выходящих за рамки задач одного вида ВС. Например, без системы ПРН и контроля космического пространства политическое и военное руководство страны не может принять решение на применение своих стратегических ядерных сил.

Наша система ПРО опередила систему ПРО США по способности уничтожения баллистических ракет (БР) на 23 года, по уничтожению искусственных спутников Земли (ИСЗ) на 15 лет. Нами впервые была решена на самом современном уровне задача создания зенитно-ракетного прикрытия Москвы и Ленинграда системами С-25, С-50 и С-100. В Советском Союзе была создана система ПРО Москвы и Центрального промышленного района, которая уже 25 лет несет боевое дежурство.

ОСТАТОК СИЛ - В КОСМОС

В пункте 5 пачально знаменитого указа записано: "преобразовать Военно-воздушные силы и войска ПВО в вид Вооруженных сил Российской Федерации - Военно-воздушные силы".

Уже сам факт преобразования двух видов, предназначенных для выполнения диаметрально противоположных задач, не мог не вызвать сомнения в целесообразности такого решения. Называли еще такое преобразование интеграцией или слиянием двух видов. И то и другое не соответствовало истине, потому что с ВВС шло не слияние войск ПВО в полном составе, а их части сил. Предварительно войска ПВО расчленялись на две части. Одна из них - войска РКО в составе трех стратегических систем (СПРН, ПРО, ККП) согласно указу передавались в состав РВСН, а силы и средства противосамолетной борьбы (ЗРВ, ИА и РТВ) передавались в ВВС. Отсюда видно, что вначале нарушалась структурная системная организация войск ПВО, что являлось первым и основным шагом их разрушения.

Передача сил РКО из войск ПВО в РВСН не имела никакого военно-теоретического смысла. Войска РКО родились в недрах войск ПВО, их появление являлось логическим развитием ПВО с приданием им возможности ведения борьбы со средствами нападения в космической сфере по мере того, как стал просматриваться новый - космический - театр войны.

Они предназначены для выполнения задачи непрерывной разведки из космоса и самого космического пространства, своевременного оповещения о ракетно-ядерном ударе по нашей стране с определением страны-агрессора и передачей сигнала руководству для принятия соответствующего решения на применение своих ракетно-ядерных сил (РЯС).

После их переподчинения эта несвойственная задача возлагалась на РВСН. Передача приводила к нарушению единой группировки информационно-разведывательных средств войск ПВО: радиолокационных, космических и надгоризонтных средств СПРН и ПРО. Она разрывала ответственность в борьбе с единым воздушно-космическим противником и разрушала систему заказов и разработки сложнейших радиоэлектронных систем стратегического значения.

Наконец, войска РКО в составе войск ПВО позволяли в максимальной мере использовать их громадный потенциал, что открывало путь к переходу от противовоздушной к воздушно-космической обороне. И еще одна существенная деталь: РВСН - войска одноразового применения. Это войска возмездия, осознание которого сдерживает от столкновения ядерных держав.

Войска же РКО предназначены для других задач, решаемых в интересах Вооруженных сил и политического руководства страны, как в мирный, так и военный периоды, независимо от того, когда и какая возникнет война, ядерная или неядерная. Поэтому передача их в РВСН и не имела смысла. Она отбросила переход системы ПВО к воздушно-космической обороне на многие годы, хотя согласно указу 1993 г. ее создание предусматривалось уже с того времени.

В марте 2001 г. войска РКО были выведены из состава РВСН и на базе их слияния с космическими силами были созданы Космические войска. Представляется, что и это не последнее для войск РКО преобразование. Надо признать, что подобные броски войск в ходе их реформирования отрицательно сказываются на боеготовности. Они тормозят планомерное развитие, приводят к большим потерям в кадровом составе, осложняют всестороннее обеспечение, что для высокотехнологических войск крайне неблагоприятно.

Справедливости ради нужно признать, что благодаря проявлению особой ответственности и внимательности со стороны Главнокомандующего РВСН генерала армии В.Н. Яковлева и командующего Космическими войсками генерал-полковника А.Н. Перминова к войскам РКО они еще сохраняют структуру и боеспособность в период своего затянувшегося рейда.

Рассмотрев последствия вывода из состава войск ПВО стратегической ее части, посмотрим, к чему привела интеграция другой ее части (ЗРВ, авиации и РТВ) с ВВС.

Решающим на итог этой интеграции сказалось чрезмерное сокращение сил и средств ПВО и полное прекращение поставок нового вооружения на протяжении ряда последних лет.

С некоторых пор принцип глубокого эшелонирования сил и средств ПВО заменен одноэшелонным (ленточным) их построением, что позволяет без особого труда прорываться к объекту большинству ударных средств.

Масштабы разрушения системы зенитно-ракетного прикрытия только за период 1993-1999 гг. выглядят так: состав ЗРВ сократился по ЗРП в 4 раза, по ЗРДН в 5,8 раза, по численности личного состава в 6,8 раза. Это привело к снижению боевых возможностей в 2,65 раза.

В стране из перечня объектов прикрытия согласно указу президента 55% объектов не прикрыто. Мало того, начиная с 1994 г. ЗРВ за указанный период времени (1994-1999) не получили на вооружение ни одного ЗРК С-300. При отсутствии их поставок или с темпами поставок один ЗРК в 2-3 года боевые возможности ЗРК снизятся к 2010 г. еще на 70-75%. При этом количество прикрываемых объектов сократится на 64% (будут прикрыты лишь 16%).

Аналогичные показатели по количественному и качественному составу, сокращениям личного состава военнослужащих в авиации и РТВ. Так, РТВ сокращены по частям в 3 раза (с 63 до 21), по подразделениям в 4,5 раза (с 1000 до 226), по личному составу в 5 раз. Радиолокационное поле разведки сократилось с 72 млн. кв. км до 3.

Если учесть, что парк РЛС имеет 20-25 летний возраст, что нет поступления новых станций и крайне ограничены ремонтные возможности РЛС (если раньше в реморганах ремонтировалось по 120-150 РЛС ежегодно, то теперь по 10-12 РЛС), можно судить о реальном состоянии и боевых возможностях РТВ.

О состоянии авиации не стоит и говорить. Вырабатывается ресурс авиатехники. Летный состав в НА в среднем в год налетывает по 18-20 часов, что составляет 1,5-2 часа в месяц (при норме 100-120).

Если учесть состояние средств связи и автоматизации управления, можно сказать, что от былой системы ПВО советского времени остались ее очаги, которые не смогут противостоять современным средствам воздушно-космического нападения вероятного противника, которым мы считали и должны считать США и их союзников по НАТО. Россия действительно оказалась "на коленях перед грозящим небом".

К сожалению, не успели встать на ноги Объединенные ВВС, как в Генштабе заговорили о новом намерении структурной перестройки ПВО. На этот раз инициатива исходит от командования ПВО сухопутных войск. Предлагается более грандиозная, а следовательно, и более разрушительная по своим последствиям перестройка, суть которой заключается в переподчинении сил и средств ПВО ВВС командованию войсковой ПВО. Такой масштабной реорганизации соединения и части просто не выдержат.

ДРУЗЬЯ РОССИИ НЕ ДРЕМЛЮТ

Россия окружена 20 государствами, из которых большинство имеет к ней территориальные претензии.

Пентагон развертывает новую ударную стратегическую неядерную систему по концепции так называемого глобального воздействия для ведения бесконтактных войн шестого поколения.

Крупномасштабные военные проекты, выполнение которых должно обеспечить решение задачи мирового господства, объединены в суперпрограмму, носящую условное наименование "Единая перспектива 2010 г.".

"Перспектива" совпадает по времени с достижением Россией наиболее низкого состояния ядерного щита, максимального устаревания вооружения и целых систем, потому что мы собираемся только с 2010 г. начать оснащение своих ВС новым вооружением.

На смену мировым войнам с противостоянием держав и коалиций, противоборством армий приходит совершенно другое - глобальная перманентная война, война одной сверхдержавы против всего мира. Возможно, в Ираке она уже и началась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2976
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3419
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2501
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4430

Другие новости