0
1410
Газета Концепции Интернет-версия

22.08.2003 00:00:00

Победа в воздухе означает успех на земле

Тэги: зелин, авиация, развитие, состояние


- АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, много говорят о том, что центр вооруженной борьбы переместился в воздушную сферу. Какими цифрами подтверждается этот тезис?

- Анализ имевших место в последние десятилетия войн и вооруженных конфликтов подтверждает объективную закономерность увеличения объема задач, решаемых военной авиацией. Так, если в арабо-израильском конфликте (1960-1970-х гг.) на долю военной авиации приходилось порядка 55-60% всего объема задач, то в Югославии (1999 г.), а также в зоне Персидского залива (1991 и 2003 г.) - не менее 70-80% всего объема задач, решаемых группировками войск (сил) в военном конфликте. Таким образом, в настоящее время и в перспективе военная авиация останется основным, а в ряде случаев единственным средством достижения целей военных действий. Поэтому общепризнанно, что сторона, проигравшая противоборство в воздушной сфере, терпит поражение в войне. Признавая важнейшую роль воздушно-космической сферы, ведущие в экономическом отношении государства мира уделяют особое внимание развитию военной авиации как наиболее мощному, гибкому и мобильному средству вооруженной борьбы.

- Как это реализуется на практике у нас?

- В нашей стране роль и место военной авиации в обеспечении национальной безопасности страны определяется важнейшими программными документами, к числу которых относятся "Концепция национальной безопасности РФ" и "Военная доктрина РФ". Для того чтобы в общем виде сформулировать основные направления совершенствования военной авиации России на перспективу, необходимо, в первую очередь, определить, что включается в понятие авиации России, какова ее структура и составные части. Авиация России - это единый оборонный и народнохозяйственный комплекс, который включает в себя государственную, гражданскую и экспериментальную авиацию. Значительный вклад в авиационную деятельность страны вносит государственная авиация, которая в современных геополитических и военно-стратегических условиях становится одним из важных инструментов обеспечения национальной безопасности. К государственной авиации относятся: военная авиация, авиация внутренних войск, авиация пограничных войск, авиация ФСБ, авиация МЧС, авиация РОСТО и других государственных ведомств. Основой государственной авиации является военная авиация, состоящая из авиации Военно-воздушных сил и авиации других видов Вооруженных сил и родов войск. Основу военной авиации составляет авиация Военно-воздушных сил.

- Как бы вы определили роль и место военной авиации сегодня?

- Роль и место военной авиации России в обеспечении обороноспособности страны определяется ее уникальными свойствами в решении задач, возлагаемых на Вооруженные силы. Теория и практика строительства и применения ВС РФ в современных условиях показывает, что в войнах с применением обычных средств поражения на военную авиацию России может быть возложено более половины объема задач Вооруженных сил РФ. Следует подчеркнуть также, что военная авиация является полноправным компонентом сил ядерного сдерживания. В настоящее время военная авиация России в количественном отношении и по своим возможностям отвечает требованиям, определяемым "Концепцией национальной безопасности РФ" и "Военной доктриной РФ". Военная авиация в мирное время будет обеспечивать надежную охрану Государственной границы в воздушном пространстве, в военное время играть решающую роль в завоевании и удержании господства в воздухе (отражении воздушно-космического нападения противника, поражении его авиационных и противовоздушных группировок, систем управления ими), поражении наземных и морских объектов в оперативной и стратегической глубине, оперативных и стратегических резервов, ослаблении военно-экономического потенциала, ведении разведки. Решение задач оперативной перевозки войск и грузов на оперативно-стратегическую дальность может в настоящее время и в перспективе обеспечить только военно-транспортная авиация, являющаяся компонентом ВВС. Таким образом, военная авиация России призвана играть ведущую роль в обеспечении безопасности государства в мирное и военное время.

- То есть все благополучно?

- К сожалению, не совсем. Возможности военной авиации зависят не только от количества и боевых возможностей находящейся в войсках авиационной техники и вооружения, но и от качественных параметров ее состояния. К сожалению, ввиду хронического недофинансирования в течение последнего десятилетия не удалось реализовать в полном объеме мероприятия по поддержанию на требуемом уровне исправности авиационной техники.

Недостаточен уровень подготовки летного состава, годовой налет которого составляет не более 15-20% от нормативного уровня. Требует значительных капиталовложений аэродромная сеть, в которой на определенной части аэродромов должен быть выполнен средний или капитальный ремонт. Финансирование также требует корректировки в сторону его увеличения. Вместе с тем, невзирая на имеющиеся трудности объективного характера, следует констатировать, что военная авиация сохранилась и развивается. В ближайшей перспективе ключевым направлением военно-технической политики является поддержание боеготовности и возможностей существующих авиационных группировок за счет проведения работ по модернизации авиационной техники строя с продлением ресурсов и сроков их службы. С этой целью основные усилия должны быть направлены на решение следующих задач: продление сроков службы, ресурсов и восстановление исправности до нормативного уровня существующего парка авиационной техники; завершение ОКР по модернизации и проведение модернизации находящейся на вооружении техники строя.

- Какими видятся основные направления модернизации ВВС?

- Модернизация техники строя должна проводиться в направлениях, обеспечивающих наращивание существующих боевых свойств и расширения условий боевого применения авиационных комплексов, повышение эксплуатационной технологичности. Вместе с тем мероприятия по модернизации принципиально не обеспечивают сохранение военной авиации в перспективе, а лишь на определенное время предотвращают снижение ее возможностей. Для сохранения потенциала военной авиации в долгосрочной перспективе наряду с проведением работ по модернизации необходимы разработка и закупки перспективных образцов авиационной техники.

- Как будет выглядеть военно-техническая политика в целом?

- В среднесрочной перспективе она будет направлена на формирование сбалансированной перспективной системы вооружения военной авиации, в которой оперативно-стратегические потребности в авиационной технике и вооружении будут согласованы и увязаны с финансовыми ограничениями, накладываемыми на содержание и развитие военной авиации, а также с экономическими возможностями оборонно-промышленного комплекса по разработке и производству перспективной АТиВ. На данном этапе предполагается продолжить модернизацию техники строя; начать перевооружение авиационных группировок на авиационные комплексы ближайшей перспективы; развернуть полномасштабную разработку авиационной техники и вооружения следующего поколения. В долгосрочной перспективе предусматривается создание группировок военной авиации, способных решать задачи по предназначению во всем спектре возможных военных конфликтов.

- Каковы основные направления совершенствования технической оснащенности основных компонентов военной авиации в ближайшей перспективе?

- В дальней авиации основным направлением станет продление сроков службы и модернизация состоящих на вооружении стратегических самолетов Ту-95МС, Ту-160 и их довооружение стратегическими крылатыми ракетами нового поколения. Предполагается модернизация дальних самолетов Ту-22М3 путем их довооружения обычным высокоточным оружием нового поколения. Во фронтовой авиации основные усилия будут направлены на создание сбалансированной авиационной группировки, сочетающей эффективный оборонительный и достаточно мощный ударный потенциалы. С этой целью планируется модернизация фронтовых бомбардировщиков Су-24М, включающая повышение точности бомбометания и довооружение современными управляемыми средствами поражения класса "воздух-поверхность". Модернизация штурмовиков Су-25 направлена на повышение точности применения неуправляемых средств поражения, повышение выживаемости самолетов в воздухе и расширение номенклатуры высокоточного оружия, что позволит повысить эффективность решения задач в тактической глубине. Наращивание истребительных возможностей самолетов Су-27, МиГ-29, а также МиГ-31Б будет обеспечено за счет дооснащения перспективными управляемыми ракетами класса "воздух-воздух". В интересах воздушной разведки проводится модернизация фронтовых самолетов-разведчиков Су-24МР в направлении улучшения качества получаемой развединформации и оперативности ее доставки потребителям.

- Какие задачи в этой сфере наиболее важные?

- К одной из наиболее приоритетных в области создания авиационной техники нового поколения является задача создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), который должен обладать рядом новых боевых свойств. Применение ПАК ФА позволит оперативно реагировать на изменение тактической (оперативно-тактической) обстановки за счет перераспределения летного ресурса как на решение ударных, так и истребительных задач. Основным направлением совершенствования морской авиации ВМФ является поддержание боеготовности авиационных группировок ВМФ и их дальнейшее развитие за счет принятия на вооружение качественно новой техники. С этой целью планируется продление сроков службы и модернизация самолетов Су-33, Ил-38 и вертолетов Ка-27, Ка-29, Ка-27ПС, разработка корабельного самолета Су-27КУБ.

- Вы настроены оптимистично?

- По нашему мнению, проводимые мероприятия призваны сохранить военную авиацию как ключевое звено, обеспечивающее национальную безопасность России в мирное и военное время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2274
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2954
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2214
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3926

Другие новости