0
1390
Газета Концепции Интернет-версия

29.08.2003 00:00:00

Эпоха стальных гигантов завершилась

Тэги: куроедов, армия, вмф, состояние, перспективы


В ХОДЕ командно-штабных учений, проводимых с Тихоокеанским флотом, главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Куроедов 25 августа во Владивостоке сделал несколько заявлений достаточно масштабного характера, которые до определенной степени можно интерпретировать как откорректированные взгляды руководства флота на перспективный облик морской мощи России.

Вначале адмирал изложил свое видение будущего подводного флота государства. В частности, главнокомандующий ВМФ заявил что "Россия больше не будет строить крупных подводных лодок водоизмещением 25-50 тыс. тонн". "Больше великих подводных кораблей мы строить не будем", - сказал Владимир Куроедов. Адмирал сообщил, что в будущем в России будут строиться многоцелевые атомные подводные лодки с максимальным водоизмещением 12 тыс. тонн. "Дизельные подводные корабли будут в пределах 1 тыс. тонн", - отметил флотоводец.

По существу, Владимир Куроедов провозгласил приговор трем атомным подводным крейсерам проекта 949А "Антей" (однотипных с печально знаменитым "Курском"), находящимся сегодня на стапелях "Северного машиностроительного предприятия" (г. Северодвинск). Водоизмещение этих подводных дредноутов существенно превышает 20 тыс. тонн. В сооружение первых двух АПЛ, уже получившие наименования "Волгоград" и "Белгород", вложено на сегодня немало бюджетных средств. Третий корпус АПЛ проекта 949А на СМП ввиду малого процента готовности имени еще не удостоился (по другим данным "Барнаул", и закладка лодки так и не состоялась). Теперь корабли, по всей видимости, будут разобраны на металл прямо на стапелях Севмаша. Поскольку три АПЛ проекта 949А закладывались в середине 1990-х гг., то это лишний раз говорит о том, что на флоте тогда не было конкретного видения будущего этих подводных великанов. До сих пор нет ясности и с двумя корпусами АПЛ проекта 971, находящимися на стапелях Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. Хорошо, если в конечном итоге их удастся "пристроить", однако пессимисты не исключают ситуации, при которой и эти подводные крейсера угодят под нож. Словом, наблюдается откровенно выраженная ситуация "деньги - на ветер, виновных нет".

В указанный главкомом лимит водоизмещения для атомных субмарин попадает только многоцелевая АПЛ проекта 885 "Северодвинск" (полное водоизмещение 11 тыс. 800 тонн). Ее закладка состоялась 21 декабря 1993 г. на "Северном машиностроительном предприятии" (г. Северодвинск). Планировалось, что АПЛ "Северодвинск" войдет в состав Российского флота уже в 2000 г. Однако в дальнейшем, из-за недостатка финансирования, эти планы сдвинуты на более поздние сроки. После введения в строй первого корабля ранее планировалось строительство еще шести однотипных кораблей.

Если строго и точно следовать букве владивостокского заявления главкома ВМФ, то тогда надо полагать, что перспективные ракетные подводные лодки стратегического назначения проекта 955 "Юрий Долгорукий" (полное водоизмещение 17 тыс. тонн) тоже достраиваться не будут. Хотя на деле это и не так. Проект 955 "Борей" - последняя надежда морских стратегических ядерных сил. Напомним, головной корабль этого проекта в торжественной обстановке был заложен 2 ноября 1996 г. в Северодвинске и позиционируется как первая в России и мире атомная ракетная подводная лодка 4-го поколения. РПЛ СН "Юрий Долгорукий" в соответствии с ранее намеченными планами должна была вступить в строй в 2002 г., но долгожданного события для российских МСЯС пока так и не произошло.

Иными словами, наделав немало шума своими заявлениями, Владимир Куроедов мог бы выразиться и поконкретнее. Скажем, "в будущем в России будут строиться многоцелевые атомные подводные лодки с максимальным водоизмещением 12 тыс. тонн, за исключением РПЛ СН типа "Юрий Долгорукий". В этом случае почвы для двоякого толкования заявлений главкома ВМФ и сомнений не появилось.

Впрочем, сам Владимир Куроедов оснований к этому практически не давал. Главный флотоводец России и ранее излагал свои мысли достаточно туманно. В частности, в интервью "Красной звезде" от 26 июля 2003 г., говоря о морских стратегических ядерных силах, адмирал Куроедов заявил: "Решение задач морскими СЯС будет обеспечиваться ракетными подводными лодками стратегического назначения, количество которых должно определиться исходя из необходимости обеспечения надежности ракетной системы и выполнения действующих договоров по стратегическим вооружениям с учетом общего количества подводных лодок в составе флота". Фраза, заметим, в целом абсолютно бессодержательная. Вот и попробуй догадайся после этого, сколько лодок, каких проектов и к какому году иметь. Никаких особых тайн в этом нет в США, Англии, Франции. Однако отечественные моряки очень любят по поводу и без оного прикрываться завесой секретности, хотя боевой корабль представляет собой далеко не иголку и скрыть его от современных средств разведки, тем более в мирное время, практически невозможно.

Хотя справедливости ради надо отметить, несколько ранее главком ВМФ выражался все же не так витиевато. В частности, в статье "Подводные силы России: перспективы развития" ("Красная звезда" от 19 марта 2003 г.) адмирал отмечал, что "...основу морских стратегических ядерных сил в настоящее время составляет группировка ракетных подводных лодок стратегического назначения проектов 667 и 941". Однако в этом фундаментальном тексте, распространенном официальным рупором Минобороны, он ни слова не сказал, что флот отказывается от строительства подводных лодок водоизмещением больше 12 тыс. тонн. Не подчеркнул Владимир Иванович в своем материале и того факта, что упор в строительстве дизельных подводных лодок будет сделан на корабли водоизмещением не больше 1 тыс. тонн.

Хотя в таком программном документе под названием "Подводные силы России: перспективы развития" он это сделать был просто обязан. Корректировка в его взглядах произошла, остается предполагать, чуть позже. По меньшей мере, это удивительно, ибо в вопросах строительства флота нужно мыслить, как минимум, десятилетиями. Если взгляды главкома будут меняться с такой быстротой, то вряд ли это пойдет на пользу государственным интересам.

Отдельно остановимся на дизельных подводных лодках. Если (по словам Владимира Куроедова), дизельные подводные корабли будут в пределах 1 тыс. тонн, то это относится к ПЛ проекта "Лада" (экспортное наименование "Амур"). Речь скорее всего идет о ДПЛ "Амур-550" водоизмещением в 700 тонн и "Амур-750" в 900 тонн. Дизельные ПЛ остальных проектов (877 и 677) под указанные главкомом ВМФ ограничения в 1000 тонн не попадают. Владимир Куроедов, к сожалению, не остановился на том, как будет складываться их дальнейшая судьба в боевом составе флота.

Помимо всего прочего, во Владивостоке адмирал Куроедов высказался также за создание в будущем в России комбинированного флота. "России не нужен ни прибрежный, ни океанский флот, России нужен комбинированный флот, чтобы защитить себя по побережью и отстаивать свои интересы в любой зоне Мирового океана", - сказал главком ВМФ. Отметим, что это тоже некоторая подвижка во взглядах на строительство флота, ибо раньше руководству ВМФ он представлялся по большей части исключительно "сбалансированным". Хотя и первое, и второе не более чем словесные виньетки. А каким же еще флоту быть, если не комбинированным и сбалансированным?

"Как этого добиться, - размышлял во Владивостоке адмирал, - наверное, правы те, кто выступает сегодня за создание кораблей ближней морской зоны, и только после этого мы сможем построить корабли, способные действовать в Мировом океане". Обратим внимание на слово "наверное". Получается, что твердой уверенности в том, как и что строить, нет у самого главкома. Разумеется, это очень хорошо, что первые лица Вооруженных сил делятся своими взглядами с российской общественностью, однако налогоплательщикам, надо полагать, хотелось бы более четко представлять себе, каким образом будут израсходованы немалые средства федерального бюджета по разделу "национальная оборона". Флот в России строится в конечном итоге не на личные сбережения главкома ВМФ, и общество вправе ожидать от него конкретности. Тем не менее владивостокские высказывания адмирала Владимира Куроедова свидетельствуют о том, что эпоха гигантизма в отечественном военном судостроении миновала окончательно.

Главком заявил, что российский военно-морской флот в будущем будет пополняться многофункциональными надводными кораблями. "Отдельно артиллерийский, отдельно ракетный, отдельно противолодочный корабль строить нецелесообразно. Мы будем создавать многофункциональные корабли с элементами "Стелс", - сказал Владимир Куроедов. Против этого тезиса возразить трудно, однако ни одного крупного надводного корабля за последнее десятилетие не заложено. Речь в лучшем случае может идти только о корветах типа "Стерегущий" и сторожевых кораблях "Ярослав Мудрый" и "Новик".

Кроме того, адмирал Куроедов считает нецелесообразным развитие авианесущего флота в ближайшие годы. "Сегодня и на ближайшие пять-семь лет я не вижу задач для авианосцев", - заявил он во Владивостоке. "Для защиты Россией своих национальных интересов задач для авианосцев нет", - подчеркнул главком. Однако, по мнению большинства специалистов, без авианесущих кораблей, крейсеров и эсминцев с мечтой о возрождении океанского флота придется расстаться навсегда и употребление словосочетания "Россия - великая морская держава" в дальнейшем придется считать абсолютно некорректным.

Взгляды руководящего состава флота о будущем морской мощи государства, изложенные главкомом, становятся как будто гораздо реалистичнее в сравнении с метаниями 1990-х гг. Однако складывается впечатление, что стратегия отечественных флотоводцев в этой сфере в основном основывается на формуле "по одежке протягивай ножки", а не на ясном осознании тех задач и вызовов, которые могут стоять сегодня перед Россией в Мировом океане. Ведущие морские державы между тем курса на "корветизацию" своих флотов отнюдь не придерживаются. Авианосцы, крейсеры и эсминцы УРО по-прежнему составляют основу морской мощи этих государств. Погоня за дешевизной может привести к печальным результатам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
823
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
737
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
720
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
820

Другие новости