В Основном законе страны записано: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (статья 59 п.1).
Случилось так, что в самом главном - в защите Отечества - долг и обязанности каждого гражданина России не определены. Обязанности защитника Отечества неотделимы от его прав и ответственности, но статус защитника Отечества отсутствует. Нет даже определения термина "защита Отечества" - той основы, на которой и может быть разработан статус защитника Отечества. В Законе "Об обороне" просматриваются обязанности граждан лишь применительно к сферам подготовки к вооруженной защите и самой вооруженной защиты.
У нас законодательно определен статус, то есть права, обязанности и ответственность только военнослужащих и некоторых других категорий граждан, непосредственно работающих на защиту Отечества (во внешнеполитических ведомствах, в военно-промышленном комплексе, в организациях и учреждениях военно-патриотического обучения и воспитания, в органах, решающих другие оборонные проблемы). Но это лишь незначительная часть граждан России.
А каковы права, обязанности и ответственность каждого гражданина по защите Отечества? На этот вопрос ответа нет. Законодательный пробел здесь недопустим.
Если защита Отечества - долг и обязанность каждого гражданина, то каждый без исключения должен не только знать и безусловно исполнять обязанности защитника, но и иметь, хорошо знать и использовать свои права, знать и нести всю полноту своей ответственности за защиту Родины.
Требуется незамедлительная научно-обоснованная разработка и принятие Федерального закона "О морально-правовом статусе защитника Отечества".
Общие положения закона должны дать самые главные обоснования судьбоносности и чрезвычайной необходимости защиты Отечества как долга и обязанности каждого гражданина России. Только будучи осознанными, долг и обязанность защищать Отечество станут основополагающим мотивом, побуждающим к действиям в интересах защиты Отечества.
В этом законе должны быть даны четкие, недвусмысленные, структурированные определения понятий и терминов, отражающие основные элементы системы и процесса деятельности по защите Отечества. Базовыми терминами являются "защита Отечества", "защитник Отечества".
Защита Отечества в значении долга и обязанностей гражданина, то есть моральных и правовых норм, может рассматриваться как совокупность подлежащих безусловному исполнению, соответствующих реальной ситуации действий гражданина, возложенных на него государством и им самим, и направленных на укрепление материальной и духовной мощи страны, на использование ее возможностей для обеспечения национальной безопасности России. Такое определение защиты Отечества как долга и обязанностей указывает на то, что в этой сфере есть место каждому без исключения гражданину. Каждый должен знать свой долг и обязанности защитника Родины.
Закон должен дать четкий ответ на вопрос: кто такой защитник Отечества? Защитник Отечества - это трудоспособный гражданин, понимающий угрозы государству, обществу, личности, сознающий свою ответственность за их безопасность, знающий свое место и цели защиты Родины и неуклонно исполняющий долг и обязанности по защите Отечества.
В Федеральном законе "О морально-правовом статусе защитника Отечества" должны быть четко и понятно определены и прописаны основные невоенные и военные сферы деятельности граждан по защите Отечества. В том числе сферы информации, идеологии, экономики, здравоохранения, образования и воспитания, науки, культуры, внешней политики, военно-промышленного комплекса, военной службы и др.
Закон должен содержать самые общие права, соответствующие долгу и обязанностям защитника Отечества.
На каждого гражданина по защите Отечества должны быть законом возложены долг и обязанности: знать угрозы существованию Отечества и возможности их перерастания в непосредственную реализацию; знать основы материальных и духовных основ защиты Отечества; знать роль и место своих действий; уметь выполнять на своем месте роль защитника Отечества; осуществлять действия, направленные на укрепление духовной и материальной мощи страны, на применение ее для обеспечения безопасности Отечества; не наносить своими действиями ущерба защите Отечества и противодействовать тем, кто такие действия совершает; оценивать соответствие своих действий и действий окружающих морально-правовым нормам защиты Отечества; строго соблюдать морально-правовые нормы защитника Отечества.
В федеральном законе следует особо четко прописать предмет ответственности гражданина РФ за защиту Отечества. Отсутствие этого правового предмета - одна из главных причин процветающей безответственности в этой самой важной сфере нашей жизни и деятельности. Особенно она нетерпима для должностных лиц органов законодательной власти, других директивных органов. Ущерб защите Отечества, наносимый односторонними, лоббистскими, узковедомственными, необоснованными, не отвечающими национальным интересам, нормативными правовыми актами трудно даже представить. Вот некоторые примеры.
Недопустимый дисбаланс между личными и общественными интересами создан нормативными актами, установившими отсрочки от призыва на военную службу. Они сделали непригодными к призыву более 60% призывного контингента.
Законодательством для военнослужащих установлено более 20 ограничений прав и свобод. По Конституции РФ (статья 53) наносимый ущерб должен быть компенсирован. Ограничения ввели, а ущерб, наносимый ими военнослужащим, компенсировать "забыли". Даже те компенсации за ущерб, которые существовали, перевели в разряд льгот (привилегий), а затем и льготы отменили.
В законе о статусе должны быть отражены система и процесс, обеспечивающие осознание гражданами прав, обязанностей и ответственности защитника Отечества, использования каждым своих прав, безусловного исполнения обязанностей и несения всей полноты ответственности за свои действия или бездействие в этой сфере. Важным элементом данной системы может стать такое общественное объединение, как добровольное общество содействия защите Отечества
Законом должны быть четко сформулированы требования к соответствующим органам по приведению нормативных актов, регламентирующих деятельность граждан в соответствии с положениями Федерального закона "О морально-правовом статусе защитника Отечества". Необходимость и значение для судеб России этого закона невозможно переоценить.
Требуется срочно создать рабочую группу при президенте РФ по разработке проекта этого федерального закона. В нее необходимо включить представителей всех ветвей власти, заинтересованных научных учреждений, учреждений образования и здравоохранения, органов военного управления, общественных объединений, средств массовой информации. Разработанную концепцию этого закона, а затем и его проект целесообразно вынести на обсуждение широкой общественности. Медлить нельзя.