0
3383
Газета Концепции Интернет-версия

25.06.2004 00:00:00

Военные вузы превратились в "отстойник" науки

Николай Дукин

Об авторе: Николай Алексеевич Дукин - старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Военного университета ПВО, кандидат военных наук, доцент, полковник запаса.

Тэги: вузы, армия, концепция, финансирование


27 мая 2002 г. постановлением правительства Российской Федерации # 312 была утверждена Федеральная программа "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года". Однако в печати эта программа не была широкого представлена и, как следствие, не обсуждалась в СМИ. Складывается мнение, что в обсуждении, мягко говоря, не слишком заинтересованы Министерство обороны и целый ряд его ведомств.

ПРОГРАММА И РЕШЕНИЯ

Не вдаваясь в суть программы по всем аспектам, хотелось бы проанализировать лишь содержание и ход реализации одного из ее направлений - совершенствование системы подготовки научно-педагогических и научных кадров в вузах Министерства обороны Российской Федерации как важнейшего звена, обеспечивающего своевременное проведение научных исследований и их внедрение в войска по проблемам строительства Вооруженных сил, стратегии их боевого применения, оперативному применению объединений, тактике боевого применения соединений, частей и подразделений родов войск и специальных войск, обучению и воспитанию личного состава, педагогике обучения и психологии воинских коллективов, боевой подготовке различных воинских формирований.

Для совершенствования системы подготовки научно-педагогических и научных кадров частью программы, определяющей цели и задачи, предусматривается на первом этапе (2003-2005 гг.) "принятие первоочередных мер по... закреплению научно-педагогических и научных кадров в военно-учебных заведениях", а на втором (2006-2010 гг.) "реализация мер материального и морального стимулирования педагогического труда в военно-учебных заведениях". Заметим сразу, что о стимулировании труда военных ученых речь не ведется.

С целью реализации этих задач в системе программных мероприятий предусматривается на первом этапе "провести научные и социологические исследования по вопросам... стабилизации научно-педагогических и научных кадров военно-учебных заведений", а на втором - "обеспечить наращивание научно-педагогического и научного потенциала оптимизированной сети военно-учебных заведений до уровня, соответствующего требованиям государственной аккредитации".

Данные положения, помещенные в разделе "Система программных мероприятий", ни в коем случае нельзя отнести к мероприятиям по реализации программы. Скорее всего это опять-таки задачи, но ни в коем случае не мероприятия.

На мой взгляд, в скорректированной целевой установке программы необходимо выделить "приведение качественного состояния научно-педагогических и научных кадров вузов в соответствие с требованиями государственного лицензирования, аттестации и аккредитации".

Для достижения этой цели предлагается в программу включить решение следующих задач:

на первом этапе - проведение научных исследований, определяющих мероприятия, направленные на повышение качественного состояния научно-педагогических и научных кадров вузов;

на втором этапе - реализация разработанных мероприятий в практику подготовки научно-педагогических и научных кадров вузов.

Реализация этих конкретных задач и будет направлена на "обеспечение наращивания научно-педагогического и научного потенциала оптимизированной сети военно-учебных заведений до уровня, соответствующего требованиям государственной аккредитации".

Каково же реальное состояние дел на сегодняшний день в решении обозначенных программой задач по совершенствованию системы подготовки научно-педагогических и научных кадров в вузах Министерства обороны?

Проведение так называемого мероприятия по "проведению научных и социологических исследований по вопросам стабилизации научно-педагогических и научных кадров военно-учебных заведений", судя по сегодняшнему состоянию дел, вряд ли будет реализовано на конкурсной основе, как это предусмотрено программой. Согласно Положению о порядке и условиях проведения конкурса, разработанного Военно-научным комитетом Генерального штаба, выбор исполнителей научных исследований должен был быть организован на конкурсной основе уже в январе 2003 г. На настоящий момент данное положение если и разработано, то до вузов не доведено, не говоря уже о проведении конкурса. Складывается впечатление, что решение по данному вопросу давно готово, а его научное обоснование будет выполнено "уже определенной" организацией и подведено под это решение. Данная организация и получит те 17 млн. руб., которые выделены программой на проведение научных исследований.

Как же на сегодняшний день обстоят дела с "обеспечением наращивания научно-педагогического и научного потенциала оптимизированной сети военно-учебных заведений до уровня, соответствующего требованиям государственного лицензирования, аттестации и аккредитации"?

ПРИОРИТЕТЫ

В вузах Министерства обороны наблюдается устойчивая тенденция снижения количественного и качественного научного потенциала, способного на высоком уровне организовывать и осуществлять учебный процесс, проводить научные исследования по перспективным направлениям развития военной науки, осуществлять непосредственное консультирование (руководство) докторантов (адъюнктов). Это вызвано целым рядом причин.

Утрата научного потенциала вузов из-за организационно-штатных мероприятий, связанных с переводом ряда военных академий в военные университеты.

Снижение должностных категорий целого ряда научно-педагогических работников военных университетов, а следовательно, и их должностных окладов, обусловило значительный отток ведущих ученых из бывших академий и резко ограничило возможности формирования качественного преподавательского состава вузов офицерами из войск с должностей командиров полков и выше, а также офицеров отделов и служб соединений и объединений, что, в свою очередь, не может не сказаться как на качестве учебного процесса, так и на ориентации научных исследований на конкретные сегодняшние требования войск.

Сложившееся состояние дел с должностными категориями в военных университетах, их филиалах и военных институтах предполагает увольнение преподавателей и научных сотрудников в подавляющем своем большинстве в возрасте 45 лет, а остальных (за исключением генеральских должностей) - в 50 лет. К этому возрасту офицер только достигает необходимого уровня педагогического или научного мастерства. Увольнение настоящих специалистов, способных готовить высококвалифицированные военные и научные кадры, в таком возрасте нецелесообразно.

На мой взгляд, следует восстановить практику присвоения воинских званий в виде поощрения на одну ступень выше занимаемой должности для кандидатов и докторов наук до полковника включительно.

С целью сохранения процентного показателя количества ученых, по которому производится аккредитация, командование вузов не от хорошей жизни было вынуждено расширить практику ходатайствования о присвоении ученых званий доцента в порядке исключения для лиц, не защитивших кандидатские диссертации, и профессора - не защитивших докторские диссертации, но удовлетворяющих предъявляемым требованиям по присвоению ученых званий. Однако и в этом отношении требование к этой категории лиц, предусматривающее обязательность быть "автором (соавтором) учебников (учебных пособий), рекомендованных (допущенных) к использованию в сфере образования Министерства образования Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти", с введением постановления правительства РФ # 194 от 29 марта 2002 г. "Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий" резко возросли.

Сокращению оттока научных и научно-педагогических кадров, на мой взгляд, будет способствовать проведение под руководством Генштаба фундаментальных научных исследований, определяющих перечень вузов Министерства обороны, которым необходимо присвоение статуса военных академий как ведущих центров по подготовке руководящих кадров и проведению научных исследований по важнейшим направлениям военной науки. Программа же предполагает проведение организационных мероприятий по оптимизации сети вузов в сроки, практически совпадающие с проведением научных исследований по данному вопросу. Можно предвидеть, что обоснованием для решения вопроса оптимизации сети вузов, а по сути дела - их сокращению, станут субъективные мнения соответствующих начальников.

Неадекватная оплата труда ученых и педагогов.

Несмотря на повышение размеров должностных окладов научно-педагогических и научных кадров из числа гражданского персонала, стоимость оплаты их труда далека от реальных затрат, связанных с непосредственной подготовкой, проведением и оценкой качества занятий, а также проведением научных исследований.

Анализ сокращения должностных разрядов при переводе академий в университеты и последующего их увеличения показывает, что некоторые категории военнослужащих получили добавку в один разряд, но при этом потеряли ежемесячную надбавку военнослужащие, имеющие право на пенсию за выслугу лет.

Размеры ежемесячных доплат, установленные постановлением правительства РФ # 807 от 06.07.1994 г. "Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые звания доктора и кандидата наук" и уточненные постановлением правительства РФ # 4 от 8.01.2003 г., составляют:

за ученую степень доктора наук - 1500 руб.;

за ученую степень кандидата наук - 900 руб.

Стоит ли за такую надбавку в течение нескольких лет заниматься проведением диссертационного исследования, оформлением и защитой диссертации, особенно в качестве соискателя ученой степени?

С введением данного постановления не стали выплачиваться надбавки за ученые звания доцента и старшего научного сотрудника преподавательскому составу, замещающему должности старших преподавателей, заместителей и начальников кафедр, а также научным работникам, занимающим должности ведущего и старшего научного сотрудника, начальника научно-исследовательского подразделения.

В целях приведения оплаты труда научных и научно-педагогических кадров вузов необходимо доработать законодательную базу и ведомственные акты, определяющие оплату труда военных ученых и педагогов; привести должностные оклады научных работников в соответствие с окладами равнозначных категорий педагогических работников.

Уменьшение среднего возраста ученых, способных возглавлять научное направление исследования, осуществлять непосредственное руководство работой адъюнктов и соискателей ученых степеней кандидата наук и научное консультирование докторантов и соискателей ученых степеней доктора наук.

Согласно научным исследованиям, пик активной фазы передачи научных знаний учеными своим ученикам достигается в возрасте 57-58 лет. Следовательно, именно в этом возрасте ученый способен возглавить научное направление исследования, быть научным руководителем и научным консультантом.

Подавляющее большинство педагогов и ученых в этом возрасте являются гражданским персоналом. Однако в силу указанных выше причин ученых и педагогов, способных возглавить научное направление в конкретной области исследования, в вузах Минобороны практически не осталось, а если некоторые и остались, то это истинные патриоты военной науки, заслуженные специалисты, содержащиеся на какие-то доли от ставки должностного оклада и зачастую сохраняемые только в целях формирования диссертационных советов. Следовательно, возраст специалистов, способных возглавить научное направление исследования, научное руководство и научное консультирование адъюнктов, докторантов и соискателей ученых степеней значительно помолодел.

Нормами учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава высших военно-учебных заведений Минобороны на научное руководство работой адъюнкта отводится 50 часов учебного времени в год, а работа руководителя научного направления исследования и научного консультанта докторанта или соискателя ученой степени доктора наук и вообще не учитывается.

Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны РФ научные руководители адъюнктов и соискателей ученой степени кандидата наук:

оказывают им непосредственную помощь в проведении научных исследований, подготовке к кандидатским экзаменам, прохождении педагогической и научной практики, подготовке к ежегодным аттестациям;

отвечают за своевременное выполнение адъюнктами и соискателями индивидуальных планов работы, за качество диссертационных исследований;

отчитываются на заседаниях кафедр (отделов, лабораторий), ученых (научно-технических) советов вузов (НИО) о своей работе по научному руководству адъюнктами и соискателями;

представляют в периоды проведения ежегодных аттестаций на утверждение начальникам вузов (НИО) или их заместителям по учебной и научной (научно-исследовательской) работе отзывы о работе адъюнктов и соискателей с рекомендациями и предложениями по продолжению их подготовки.

Возникает естественный вопрос: вправе ли руководство вуза требовать от научного руководителя за 50 часов учебного времени выполнения всех этих обязанностей?

Для сохранения в вузах ведущих ученых, способных возглавить научное направление, качественно руководить работой адъюнктов и соискателей ученых степеней кандидата наук, умело консультировать докторантов и соискателей ученых степеней доктора наук, на мой взгляд, необходимо:

реально претворять в жизнь декларируемые во всех руководящих документах мероприятия по сохранению научных и научно-педагогических кадров;

учебную и научную нагрузку руководителей научных направлений, адъюнктов и соискателей ученых степеней кандидата наук и научных консультантов докторантов и соискателей ученых степеней доктора наук законодательно закрепить в соответствии с реально затрачиваемым трудом.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Снижение уровня базового образования военнослужащих, поступающих в докторантуру и адъюнктуру вузов Минобороны, обусловленное общим снижением уровня фундаментального военного образования.

Проведенная в 70-х годах реформа военного образования в СССР, когда была создана система высших военных училищ с 4-годичным сроком обучения и введено 3-годичное обучение в военных академиях, отрицательно сказалась на подготовке научно-педагогических и научных кадров. Дальнейшее реформирование системы военного образования Российской Федерации, проведенное в 90-х годах в соответствии с Концепцией развития системы военного образования, утвержденной приказом министра обороны РФ # 191 1993 г. "О развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации" и "Программой совершенствования системы военного образования Министерства обороны Российской Федерации", утвержденной приказом министра обороны РФ # 339 1998 г., связанное, по сути дела, с укрупнением некоторых вузов, их сокращением, переименованием некоторых академий в университеты и введением в них 2-годичного срока обучения, а училищ - в филиалы университетов и военные институты, еще более усугубило и без того сложное положение в военной науке вообще и в системе подготовки научно-педагогических и научных кадров в частности.

Сокращение программ обучения слушателей осуществлялось преимущественно за счет исключения или уменьшения объемов фундаментальных дисциплин, обеспечивающих высокий общетеоретический уровень знаний. Как показывает опыт, офицеры, прошедшие такой цикл подготовки, имеют достаточно высокий профессиональный уровень, позволяющий им квалифицированно выполнять задачи, связанные с повседневной деятельностью войск. Однако при назначении на соответствующие должности в научные подразделения и вузы, а также при поступлении в докторантуру и адъюнктуру проявилось отсутствие обязательного для научно-педагогического и научного работника минимума знаний по фундаментальным дисциплинам. Отрицательно сказалось на уровне военно-профессиональной подготовки законодательно введенное в 1993 г. обучение курсантов по двум специальностям. Все это не могло не сказаться как на качестве отбора военных специалистов в докторантуру и адъюнктуру, так и на их профессиональной подготовке в процессе работы над диссертацией и аттестации выпускников докторантуры и адъюнктуры.

В качестве выхода из создавшегося положения предлагается в вузах формировать из числа слушателей группы исследователей, занимающихся по индивидуальным планам на втором курсе и выполняющих научно-исследовательские работы в составе творческих коллективов с последующим поступлением в адъюнктуру.

Снижение престижа военного преподавателя и военного ученого, подготовленного в докторантуре и адъюнктуре.

Как показывает практика последних лет, количество кандидатов для поступления в адъюнктуру военных университетов и институтов из войск резко снизилось и конкурса как такового нет. Это обстоятельство обусловлено рядом причин. Основными из них, на наш взгляд, являются:

снижение должностных категорий и должностных окладов научно-педагогических работников;

исключение адъюнктов и докторантов из списка постоянного состава вузов и, как следствие, из очереди на получение жилья;

неопределенность завтрашнего дня вуза, в котором профессионально готовятся докторанты (адъюнкты) из-за систематически проводимых реформ военного образования;

неопределенность роста в научном плане, обусловленная сокращением должностей, на которых могут быть присвоены ученые звания доцента и профессора.

Существующая система подготовки научно-педагогических и научных кадров практически разорвала непосредственную связь с войсками в вопросах обмена кадрами. Неопределенность в решении жилищных проблем породила "оседлость" кандидатов и докторов наук в вузах. Только из-за жилищных проблем офицеры после защиты диссертаций не хотят возвращаться в войска на вышестоящие должности, что не способствует связи теории и практики военной науки. Вузы практически превратились в "отстойник" военной науки. Подавляющее большинство научно-педагогических и научных кадров после получения жилья и достижения 20-летнего срока службы всеми правдами и неправдами стараются уволиться из Вооруженных сил.

Следовательно, для повышения престижа военных научно-педагогических и научных кадров необходимо:

возвратить те должностные категории и должностные оклады, которые существовали до их снижения из-за оргштатных мероприятий;

ввести докторатов и адъюнктов в постоянный состав вузов, что предоставит возможность постановки их на учет для получения жилья;

включить в перечень должностей, на которых может быть присвоено ученое звание профессора начальника учебного отдела, заместителя начальника кафедры, заместителя начальника факультета, а в перечень должностей, на которых может быть присвоено ученое звание доцента, - начальника учебного отдела, заместителя начальника кафедры, заместителя начальника факультета, старшего преподавателя кафедры.

Необоснованность сроков подготовки в адъюнктуре.

В соответствии с приказом министра обороны РФ # 310 от 15.07.1999 г. "Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации" в адъюнктуру по рекомендации ученых советов можно принимать офицеров, удовлетворяющих предъявленным требованиям, непосредственно после окончания вуза. Однако ведомственными кадровыми органами установлен неофициальный запрет на выполнение этого требования.

В соответствии с этим же приказом для успешного окончания адъюнктуры понадобилось не только выполнить диссертационное исследование, защитить или в крайнем случае представить диссертацию к защите, но и овладеть программой подготовки преподавателя высшей школы. При этом сроки подготовки в адъюнктуре остались прежними.

"Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 20.00.00. - Военные науки", утвержденные заместителем министра образования, определяют бюджет времени подготовки преподавателя высшей школы в 1080 часов, что составляет 20 рабочих недель. На оформление и защиту кандидатской диссертации выделено 8 недель, что, на наш взгляд, недостаточно. По опыту практической работы 8 недель необходимы только на рассылку диссертации, автореферата диссертации и получение отзывов. Поэтому на оформление и защиту диссертации необходимо выделить как минимум 12 недель.

Основной образовательной программой на подготовку кандидатской диссертации отведено 52 недели, что составляет только одну треть всего учебного времени, то есть 1 год. Можно ли за этот срок самостоятельно и качественно выполнить диссертационное исследование, защитить или хотя бы представить диссертацию к защите? Тот, кто самостоятельно выполнил диссертационное исследование, ответит - нет.

Опыт практической работы адъюнктур вузов показывает, что большинство адъюнктов справляется с этой задачей. Казалось бы, правомочна постановка задачи одновременной подготовки и преподавателя высшей школы, и ученого в трехгодичный срок. Однако это возможно только благодаря непомерному, никем не учитываемому и неоплачиваемому труду научных руководителей, а также тому, что рабочий день адъюнкта составляет не 9 часов, а рабочая неделя не 54 часа, предусмотренные программой, а мягко говоря - значительно больше. Правомерно ли ставить граждан Российской Федерации в такие условия?

На мой взгляд, при одновременной подготовке и преподавателя высшей школы, и ученого сроки подготовки в адъюнктуре должны быть увеличены как минимум на 6 месяцев. При этом выпускникам адъюнктуры будет выделено 6 месяцев на овладение программой подготовки преподавателя высшей школы, изучение плана, содержания, методики предполагаемой дисциплины преподавания и прохождение стажировки в должности преподавателя.

Для исключения потери фундаментальности подготовки выпускников вузов, необходимой для подготовки будущих преподавателей высшей школы и ученых, целесообразно в вузах из курсантского состава создавать группы подготовки исследователей со сроком обучения 5 лет.

В статье обозначены лишь основные проблемы подготовки научно-педагогических и научных кадров. Автор приглашает военных специалистов к дискуссии в целях определения перечня мероприятий, направленных на повышение качества подготовки научно-педагогических и научных кадров в вузах Минобороны Российской Федерации и определения путей их практической реализации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1424
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1618
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1723
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4019

Другие новости