На Дальнем Востоке задержан дезертир Валерий Надыршин, 2 сентября расстрелявший трех милиционеров. В ходе поисков были задержаны еще четверо солдат, самовольно покинувших свои воинские части. Если верить сообщениям СМИ, Надыршин два года назад уже сбегал со службы, участвовал в похищении человека, был осужден к семи годам лишения свободы условно и... продолжил службу в разведроте.
Состояние воинской дисциплины по-прежнему остается низким, а уровень преступности в армии и других силовых ведомствах - высокий. От того, кто будет заниматься вопросами законодательного обеспечения мер по борьбе с преступностью в армии, напрямую может зависеть положение не только в армии, но и в стране. Достаточно напомнить, что с преступлениями, совершенными военнослужащими армии США в Ираке, пришлось разбираться самому президенту Бушу.
В России этот вопрос стоит особенно остро, об этом на каждой своей пресс-конференции говорит главный военный прокурор Савенков. Этому была посвящена состоявшаяся летом встреча Владимира Путина с генеральным прокурором Устиновым. Решение проблемы борьбы с преступностью в войсках и укрепление воинской дисциплины начинает выходить на самый высокий уровень.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
Только за 2002-2003 годы в армии из-за преступлений и ЧП погибли более 2 тыс. человек, это не считая боевых потерь. За первую половину 2004 года погибли 420 военнослужащих, 25 из них - из-за неуставных взаимоотношений, 12 - в результате рукоприкладства начальников, осуждены свыше 7 тыс. военнослужащих, из них около 800 офицеров. Для сравнения: в Советской армии, которая была в несколько раз больше российской, в год погибали около 600 человек.
Не пора ли законодателям вплотную заняться этим вопросом или многих это не волнует, так как их родственники под различными предлогами увиливают от службы в армии? Не зря же службу по призыву сейчас называют "налогом на бедных". Благодаря этому "налогу" в армии чрезвычайно высок процент ранее судимых, имевших приводы в милицию, наркоманов, малограмотных, нигде ранее не работавших, социально неблагополучных молодых людей. Рассчитывать, что они сознательно будут соблюдать воинскую дисциплину, не приходится. Но известно, что без дисциплины нет армии - она превращается в сброд вооруженных людей, опасных для всего общества, как богатых граждан, так и бедных.
Сейчас в Вооруженных силах РФ аресты отменены, командиры практически лишены эффективных дисциплинарных прав и вынуждены сами идти на нарушения закона для поддержания порядка, рискуя получить различные неприятности лично для себя. Или им приходится закрывать глаза на правонарушения, совершаемые подчиненными. О какой армии тогда можно говорить?
Что можно сделать, чтобы исправить положение в Вооруженных силах? Кроме общих вопросов, существующих в государстве (укрепление законности, борьба с коррупцией и т.д.), необходимо решить и ряд специфических. Следует всячески поднимать авторитет армейской службы - чтобы хорошо служить было морально престижно и материально выгодно, расширять, а не отменять льготы для военнослужащих, добиться, чтобы военнослужащие не влачили нищенское существование, а были обеспечены всем необходимым.
В Государственной Думе нет органа, который бы координировал вопросы по законодательному обеспечению мер по укреплению воинской дисциплины. А потребность в координации имеется, поступает много предложений.
В частности, давно предлагается создание военной полиции (во многих странах, а также в Казахстане и Армении она создана), введение военно-дисциплинарных судов, которые рассматривали бы незначительные правонарушения непосредственно в частях.
Напомню, что подобные суды под названием "полковые суды" были в царской армии, где рассматривали до 80% всех правонарушений в армии при ее численности в конце XIX века в 850 тыс. человек. Суд состоял из трех офицеров, назначаемых командиром полка, мог признать нарушителя штрафованным, что влекло определенные ограничения по службе (в частности, только к ним могли быть применены телесные наказания, отмененные в 1904 году). Решение суда на этой стадии утверждал командир полка.
Полковой суд мог направить нарушителя в дисциплинарную часть на срок до трех лет, в этом случае решение суда утверждал военный прокурор. Подобные суды были и при Временном правительстве, в Красной Армии до октября 1921 года, в белогвардейских формированиях, имеются сейчас в иностранных армиях.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предложение о создании военно-дисциплинарных судов было одобрено еще в 1990 году в комитете по вопросам борьбы с преступностью Верховного Совета СССР, внесено в проект военно-правовой реформы в 1994 году, но до сих пор не реализовано.
Предлагается ввести категорию "Злостный нарушитель воинской дисциплины", перевод в которую производился бы решением военно-дисциплинарного суда, и к этой категории можно было бы применять право ареста.
Также есть предложение ввести в каждой роте и в равных подразделениях внештатные должности общественных представителей личного состава. Предлагается вновь предоставить командирам право ареста на гауптвахте нарушителей дисциплины. Почему в армии США командир может арестовать нарушителя, чтобы предотвратить совершение более тяжелых происшествий, а в армии России это нельзя?
Поступает много других предложений, но нет координации действий по их реализации. Комитету по обороне и комитету по безопасности Государственной Думы надо наконец-то объединить свои усилия в борьбе с этим злом. Необходимо совместно провести парламентские слушания по вопросу законодательного обеспечения мер по укреплению воинской дисциплины и борьбе с преступностью в силовых ведомствах с участием руководителей МО, МВД, МЧС, ФПС, ФСЖВ, ФСБ, ФСО, Главной военной прокуратуры, Военной коллегии Верховного суда, Комитета солдатских матерей, других заинтересованных ведомств, рассмотреть этот вопрос на одном из заседаний Государственной Думы.
Необходимо создать рабочую группу из представителей разных комитетов и фракций, которая собиралась бы один раз в 3-4 месяца и обсуждала вопросы законодательного обеспечения мер по борьбе с преступностью в силовых ведомствах и укрепления воинской дисциплины. Руководителем группы желательно избрать депутата, который избран по партийным спискам, а не по одномандатному округу, так как у них и своих проблем в округах хватает.
Не пора ли вплотную заняться этими вопросами, а не ждать новых происшествий?