0
1879
Газета Концепции Интернет-версия

22.10.2004 00:00:00

В разной степени готовности

Виктор Озеров

Об авторе: Виктор Алексеевич Озеров - председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации.

Тэги: вмф, опк, заседание, проблемы, озеров


Военно-морской флот является видом Вооруженных сил Российской Федерации. Он предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ РФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам, уничтожать группировки флота в море и на базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Состав и техническое оснащение ВМФ должны оцениваться и содержаться исходя из национальных интересов государства в Мировом океане. XXI век закономерно получил от ученых и аналитиков название "века океанов", который неизбежно станет началом новой эры глобального научно-технического и промышленного освоения Мирового океана. И Россия должна быть к этому готова. Практически все развитые страны мира открыто стремятся закрепить за собой влияние в перспективных морских и океанских районах.

Россия по географическому положению, совокупности экономических, политических и военных интересов - великая морская держава. Это объективная реальность, с которой россиянам и мировому сообществу придется считаться сейчас и в будущем. Интересы России в Мировом океане, требующие защиты, обширны, стабильны и постоянны вне зависимости от политической или экономической конъюнктуры. В противном случае Россия рискует остаться вдалеке от освоения перспективных экономических районов в Мировом океане - ее туда просто не пустят. Так сложилось исторически, что Россия или должна быть великой державой, или она не сможет остаться в существующих размерах и статусе.

Итоги заседания Морской коллегии, проведенной председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым в июле с.г. в Архангельске, показывают, что Россия в очередной раз подтвердила серьезность своих намерений восстановить статус великой морской державы, имеющей свои интересы на просторах Мирового океана.

СОСТАВ ВМФ

Согласно опубликованным в открытой российской печати данным, Военно-морской флот Российской Федерации состоит из морских стратегических ядерных сил - МСЯС (в их состав входят атомные подводные лодки с баллистическими ракетами) и сил общего назначения. Последние представлены в виде родов сил ВМФ, соединений и частей специальных войск и тыла. Рода сил: подводные силы, надводные силы, морская авиация (наземного и корабельного базирования), береговые войска (морская пехота, береговые ракетно-артиллерийские части и части береговой обороны), а также тыл ВМФ.

Специальные войска ВМФ состоят из разведывательных, морских инженерных, химических, связи, противодиверсионных, радиотехнических, радиоэлектронной борьбы, технического обеспечения, поисково-спасательных, гидрографических частей и подразделений.

В составе Военно-морского флота РФ числятся четыре оперативно-стратегических объединения: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также имеется несколько отдельных флотилий. Боевой состав российского флота насчитывает более 300 кораблей 1-го, 2-го и 3-го рангов, включая ракетные катера и подводные лодки. Кроме того, имеются другие различные суда, в том числе и суда вспомогательного флота.

Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, авианесущие, десантные и многоцелевые надводные корабли, морская ракетоносная и противолодочная авиация.

Основу Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии составляют многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация.

В принципе состав сил, носителей и всех обеспечивающих структур, воплощающих в себе так называемый "облик ВМФ", обуславливается поставленными перед ними задачами и определяются соответствующими планирующими и доктринальными документами. В настоящее время основными такими документами являются:

План строительства и развития Военно-морского флота на 2001-2005 гг.;

Основы политики Российской Федерации на период до 2010 г.;

Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.;

федеральная целевая программа "Мировой океан".

Их правовой основой являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации и принятые ею международные обязательства в области морской деятельности.

МСЯС

Морские стратегические ядерные силы ВМФ являются компонентой стратегических ядерных сил (СЯС) России, составляя до 38% от их совокупного потенциала. В настоящее время все атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) находятся только в боевом составе Северного (около 80% общего количества ПЛАРБ) и Тихоокеанского флотов. В разной степени боеготовности остались 4 единицы проекта 941/941У "Тайфун", 7-8 единиц проекта 667БДРМ "Дельта-III"" и 7 единиц "Дельта-IV".

В среднесрочной перспективе (10-15 лет), видимо, следует ожидать вывода из боевого состава всех ПЛАРБ. Хотя ввиду значительного срока службы списывать большую их часть придется уже в ближайшие 5-10 лет.

В конце прошлого века военно-политическое руководство России утвердило программу развития морских стратегических ядерных сил страны до 2010 г. Она состоит из двух этапов, основной задачей которых является поддержание и дальнейшее развитие МСЯС России.

Первый этап (2000-2005 гг.) предусматривает проведение мероприятий по поддержанию боевой готовности существующей группировки морской компоненты российских СЯС и введение в строй головной ПЛАРБ проекта 955 ("Юрий Долгорукий") с баллистическим ракетным комплексом нового поколения "Булава-30". Реализация мероприятий первого этапа позволит сохранить ядро нынешней группировки МСЯС, состоящей преимущественно из кораблей проекта 667 БДРМ, обеспечив их функционирование в течение полного жизненного цикла, то есть до 2016 г.

В ходе второго этапа программы (2006-2010 гг.) планируется развернуть серийное строительство подводных ракетоносцев с межконтинентальной твердотопливной БРПЛ комплекса "Булава-30", а также поддерживать эту группировку в боевой готовности, при этом наличие в составе ВМФ России атомных подводных ракетоносцев четвертого поколения позволит отечественным МСЯС преодолевать систему ПРО любого государства, в том числе и США, ведущих работы по созданию новейшей системы противоракетной обороны.

Подводные силы российского ВМФ в своем боевом составе имеют атомные и неатомные подводные лодки (ПЛ) различных классов и типов, за исключением входящих в МСЯС ПЛАРБ и подводных лодок специального назначения. Атомные подводные лодки сведены в дивизии, а дизель-электрические ПЛ - в бригады подводных лодок.

К началу 2004 г. к числу боеготовых относились атомные подводные ракетные крейсера проекта 949А ("Оскар-II"), атомные многоцелевые подводные лодки (АПЛ) проектов 971/971У ("Акула"), 671РТМ/671 РТМК ("Виктор-III"), а также проекта 945/945А ("Сиерра 1/11"), атомные подводные лодки специального назначения (опытные, исследовательские и для проведения специальных операций).

Перспективными планами военно-морского строительства России предусматриваются ввод в строй находящихся в стадии строительства нескольких АПЛ "Акула" (пока в боевом составе находятся 13 таких атомоходов), а также постройка серии вооруженных крылатыми ракетами атомных подводных лодок нового типа - проекта 885 ("Северодвинск"). Эта АПЛ должна заменить находящиеся в боевом составе подводные ракетные крейсера проекта 949 и атомоходы семейства проектов 671, став основной многоцелевой системой подводных сил ВМФ РФ, способной решать широкий круг задач.

Неатомные подводные лодки представлены в настоящее время только дизель-электрическими ПЛ проекта 877 различных модификаций, которых в боевом составе ВМФ РФ насчитывается до 20 единиц, а также одной ДЭПЛ проекта 636. Подводные лодки обоих типов являются на сегодня не только лучшими отечественными ПЛ, но и одними из лучших кораблей своего класса в мире.

Перспективной программой строительства подводных лодок данного класса для ВМФ РФ является ввод в боевой состав ПЛ проекта 677. Головной корабль "Санкт-Петербург" уже длительное время находится в завершающей стадии постройки на ФГУП "Адмиралтейские верфи".

НАДВОДНЫЕ СИЛЫ

Надводные силы ВМФ РФ состоят из авианосных кораблей, крейсеров, эсминцев, больших противолодочных (БПК) и сторожевых (СКР) кораблей. К ним можно отнести и малые противолодочные корабли (МПК). В боевом составе флота имеется лишь один тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Надводных кораблей класса "крейсер" в России осталось только пять: три ракетных крейсера проекта 1164 (по одному на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах), один проекта 1134 "Керчь" и один тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) проекта 11442 "Петр Великий", базирующийся на базе Североморск. Еще один корабль, ТАРКР "Адмирал Нахимов", можно считать "условно боевым", в то время как находящийся на Дальнем Востоке ТАРКР "Адмирал Лазарев" уже "скорее мертв, чем жив".

Вместе с тем время таких кораблей уже безвозвратно ушло. Они уступают место более приспособленным к реалиям современной военно-политической обстановки и задачам на море эсминцам, оснащенным преимущественно ракетным оружием различного назначения, а также противокорабельными, противолодочными и зенитными ракетными комплексами.

В боевом составе российских ВМФ имеется не более 10 эсминцев проекта 956/956А типа "Современный", большой противолодочный корабль проекта 11551 "Адмирал Чабаненко", 9 БПК проекта 1155, 2 БПК проекта 61А/МП-"Сметливый" и "Сдержанный", до 10 СКР проекта 1135 и его модификации (не считая кораблей, входящих в боевой состав морских частей Погранвойск ФСБ).

В декабре 2001 г. на санкт-петербургском ОАО "Северная верфь" состоялась торжественная церемония закладки сторожевого многоцелевого корабля ближней морской зоны "Стерегущий" - головного в серии кораблей проекта 20380. Предполагается, что таких кораблей будет построено около двух десятков. Сдача головного корабля для ВМФ РФ запланирована на 2005 год. Второй корабль этого проекта, названный "Сообразительный", заложен в мае 2003 г. Строительство серии кораблей данного проекта рассматривается в качестве комплексной программы, направленной на организацию новой системы базирования кораблей, подготовки их экипажей, а также осуществления материально-технического и продовольственного обеспечения.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФЛОТ

Важнейшей составляющей ВМФ является вспомогательный флот - буксиры, танкеры, гидрографические, разведывательные и другие суда. В составе вспомогательного флота имеется около 500 судов обеспечения, но только менее половины из них находится в состоянии "эксплуатационной готовности". Срок службы до 15 лет имеют около 20% судов, срок более предельного - более 50%.

Новые корабли вспомогательного флота не поступают более 10 лет, хотя по Корабельной программе ВМФ (до 2020 г.) в этом составе необходимо иметь не менее 200 морских и 200 рейдовых судов. Планы ремонтов судов обеспечения систематически не выполняются. Многократное продление межремонтных сроков, невыполнение целого ряда задач по объему ремонтных работ ведут к повышенному износу всех механизмов и корпусных конструкций, ускоряют вывод судов из строя, исключают их аварийную эксплуатацию.

Свыше 80% судов вспомогательного флота, имеющих 2-3 продленных межремонтных срока, не отвечают требованиям Морского регистра России, предъявляемым к обеспечению безопасности мореплавания, и не имеют права на выход в море. Из-за отсутствия второго дна в местах расположения грузовых танков танкеры ВМФ не обладают правом захода в иностранные порты и прохода международными проливами. К 2010 г. 100% судов вспомогательного флота перестанут соответствовать требованиям Морского регистра России к безопасности мореплавания, если не будут выделяться необходимые финансовые средства на проведение их ремонта.

В случае непринятия соответствующих мер по строительству и восстановлению вспомогательного флота, полноценное обеспечение российских боевых кораблей в Мировом океане станет проблематичным.

БАЗИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО И СОХРАНЕНИЕ

Система базирования флота оказывает решающее влияние на выполнение стоящих перед ВМФ задач. Если на Северном и Тихоокеанском флотах эта система обеспечивает функционирование данных флотов, то на Черном и Балтийском морях она не в состоянии обеспечить российским флотам выполнение оперативно-стратегических задач в полном объеме.

В Прибалтике Россия потеряла свыше 500 км побережья и важнейшие пункты базирования флота. Оставшиеся у России Калининград и Балтийск представляют в сложившихся условиях хоть и крупные, но все-таки передовые пункты базирования флота. Кроме баз и полосы побережья за границей осталась большая часть аэродромной сети авиации ВМФ и ВВС на Балтике, оказались существенно нарушены системы наблюдения, разведки, управления и связи, тылового обеспечения и судоремонта.

На Черноморском флоте оставшаяся в совместном ведении с Украиной военно-морская база Севастополь уже не в состоянии выполнять роль главного места базирования российского флота на Черном море. Поэтому в настоящее время ускоренными темпами идет создание в Новороссийске развитой инфраструктуры базирования, управления, связи и тыла для придания данному району статуса главной военно-морской базы российского Черноморского флота.

Строительство и сохранение корабельного состава условно можно разделить на два взаимоувязанных направления.

Первое - сохранение в составе флота на максимально возможный срок службы те корабли, которые у нас есть. Сегодня налаживается система их ремонта. В перспективе - переход к модернизации кораблей под новые комплексы оружия. При обеспечении кораблей необходимым ремонтом можно сохранить действующую группировку крупных надводных кораблей на период до 2015-2020 гг. без существенных сокращений.

Второе - поэтапное строительство головных, а затем серийных кораблей, начиная с малых кораблей.

Первенцем российского нового надводного кораблестроения является корвет - новый многоцелевой корабль ближней морской зоны, сочетающий в себе качества противолодочных и ракетных кораблей.

На следующем этапе для действий в дальней морской зоне планируется строительство нового многоцелевого фрегата, способного решать как противолодочные, так и ударные задачи. Серия этих кораблей пойдет за корветом.

Следом за фрегатом планируется развернуть серийное строительство нового многоцелевого эсминца - корабля океанской зоны. Это произойдет не раньше чем через десять лет, заявил Главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов.

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ

Морская авиация входит в структуру ВВС и ПВО отечественного ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой. В ее составе насчитывается около 400 самолетов и вертолетов.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам. Стратегическая авиация представлена дальними ракетоносцами Ту-22М и Ту-22К. Истребители и штурмовики берегового базирования включают самолеты МиГ и Су различных модификаций. Для ведения разведки и борьбы с подводными лодками имеются самолеты Су-24МР, Ту-95РЦ, Ту-22Р, Бе-12, Ил-38, Ту-142, А-40 "Альбатрос" и др.

Палубная авиация в вооруженной борьбе на море предназначена для уничтожения авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведения тактической разведки и выполнения других боевых задач. В ВМФ РФ имеется один корабельный истребительный полк, базирующийся на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Этот авиаполк вооружен самолетами четвертого поколения Су-33. С подготовкой летчиков данного полка имеются проблемы. Во-первых, полигон взлетно-посадочных систем "Нитка", используемый для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки, находится на территории Украины (аэродром Саки). Руководство вооруженных сил этого государства с 2003 г. не всегда допускает наших летчиков к выполнению тренировок. Вторая серьезная проблема заключается в том, что наш единственный авианесущий крейсер находится в ремонте, поэтому летчики не имеют возможности тренироваться с палубы корабля и соответственно не имеют требуемого налета.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражения атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет. Неся на себе ракеты класса "воздух-поверхность" и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров. В составе ВМФ числятся многоцелевые, боевые и противолодочные вертолеты палубного и корабельного базирования, а также транспортно-поисковые и радиолокационного дозора преимущественно марки Ка и Ми различных модификаций.

БЕРЕГОВЫЕ ВОЙСКА

Береговые войска ВМФ России включают морскую пехоту, береговые ракетно-артиллерийские части и части береговой обороны.

Морская пехота включает дивизию морской пехоты Тихоокеанского флота, бригады морской пехоты на Северном, Балтийском и Черноморском флотах, а также на Каспийской флотилии, отдельные части и подразделения центрального подчинения. Командование ВМФ приняло решение перейти на новую организационно-штатную структуру этого рода сил. В соответствии с принятым решением новая оргштатная структура предусматривает, что каждая рота, каждый батальон морской пехоты должны выполнять поставленные перед ними задачи самостоятельно, подчас в отрыве от основных сил, поэтому в батальонах морской пехоты имеются своя артиллерия, свой минометный взвод, подразделения связи, что фактически превращает батальон в этакую самостоятельную боевую единицу.

Самой большой по численности и наиболее укомплектованной вооружением и военной техникой на сегодняшний день является Каспийская бригада морской пехоты. Ее батальоны на ротационной основе постоянно выполняют задачи в Чеченской Республике. Другие соединения морской пехоты вооружением и военной техникой укомплектованы недостаточно. Поэтому их боевой потенциал находится на низком уровне. Так, например, в тихоокеанской дивизии был сокращен танковый полк, отсутствует плавающая бронетехника с мощным ракетно-артиллерийским вооружением.

После снятия с вооружения морской пехоты плавающего танка ПТ-76 в бригадах остались только бронетранспортеры БТР-80, вооруженные лишь крупнокалиберными пулеметами и МТ-ЛБ - только легкобронированная техника, способная высаживаться с десантных кораблей на плаву и вести на плаву огонь. Имеющиеся на вооружении морской пехоты танки Т-80БВ и самоходные артустановки "Гвоздика" с мощным дальнобойным вооружением способны высаживаться только на упор, то есть тогда, когда уже захвачен передовой плацдарм. Большая часть легкой бронетехники выработала свой ресурс и чрезвычайно изношена, а новая техника в войска не поступает.

Проблема повышения боевого потенциала соединений морской пехоты требует быстрейшего решения. Одним из направлений решения данной проблемы является модернизация плавающего танка ПТ-76 и возвращение его в строй.

Береговые ракетно-артиллерийские части и части береговой обороны предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны на побережье создаются береговые укрепления.

Эти части имеют те же проблемы что и морская пехота: чрезмерно сокращенная численность и устаревшие техника и вооружение. Поступление мобильных береговых ракетных комплексов (БРК) "Бал" планируется не ранее 2005 г. БАК "Берег" уже начали поставляться в ограниченном количестве в Береговые войска ВМФ. Основное предназначение этих двух систем - борьба с надводными кораблями и транспортами противника.

В целом оснащение Береговых войск ВМФ такими новыми системами, как БРК "Бал", БАК "Берег" и перспективным БРК "Бастион" с противокорабельными ракетами "Оникс" позволит существенно повысить их боевой потенциал и повысить безопасность морского побережья России.

ОФИЦЕРСКИЙ КОРПУС

Состояние и лицо флота определяет его личный состав, и в первую очередь офицерский корпус. Основа знаний морского офицера закладывается в военно-морских учебных заведениях. В последующем только на практике вырабатывается профессионализм офицера. Произошедшее в последнее десятилетие значительное сокращение выхода кораблей в море неизбежно привело к сокращению морской практики офицерским составом. Более всего это отразилось на подготовленности командиров всех степеней, а также вахтенных офицеров и офицеров-операторов корабельных боевых расчетов. Сложившаяся негативная ситуация частично была разрешена за счет широкого внедрения в военно-морских учебных заведениях, на флотах и флотилиях компьютерных форм обучения. Здесь следует, к сожалению, констатировать тот факт, что после распада СССР был потерян учебный центр подготовки подводников в Палдиски (Прибалтика), а в процессе реформирования ВМФ сокращен учебный центр на Дальнем Востоке (в Комсомольске-на-Амуре).

Однако без фактических выходов в море ни один, даже самый современный тренажер не дает личному составу уверенных навыков боевого применения оружия и технических средств, не заменит влияние морской практики. В последние два года боевой жизни флота интенсивность оперативной и боевой подготовки объединений и соединений флотов возросла. Корабли Черноморского и Тихоокеанского флотов выполнили многомесячный поход в Индийский океан. Маневры Балтийского и Северного флотов, проведенные в феврале этого года, явились значительным событием оперативной и боевой подготовки ВМФ. За ходом этих маневров наблюдали президент России Владимир Путин и президент Польши Александр Квасьневский, а также военные представители семи иностранных государств. Осуществлен выход кораблей в море и на других флотах и направлениях. В настоящее время, когда ВМФ переходит на профессиональную основу, как никогда важно, по каким критериям будет осуществляться подбор и воспитание молодых офицеров.

Анализ степени укомплектованности ВМФ старшинами, сержантами и матросами по призыву показывает, что происходит неуклонное снижение не только количества, но и качества призываемых на флот ресурсов, что неизбежно отражается на состоянии боеготовности кораблей и частей. В силу низкого образовательного уровня призываемого контингента меры, принимаемые по улучшению специальной морской подготовки военнослужащих срочной службы, дают незначительные результаты и кардинально обстановку изменить не могут. Юноше-призывнику с низким уровнем образования просто невозможно за полтора-два года достичь необходимой степени профессиональной подготовки, и поэтому для него, не обладающего ни знаниями, ни опытом, корабль даже в бытовом отношении становится источником постоянной опасности.

Повышение профессионализма старшин и матросов возможно двумя путями: переход к комплектованию этих должностей военнослужащими по контракту или увеличение срока службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Военно-политическим руководством России принят первый вариант. На сегодня укомплектованность должностей старшин и матросов военнослужащими, проходящими на флоте службу по контракту, в среднем составляет 26%, а должностей командиров отделений - более 36% штатной численности. Данные проценты показывают, что переход на контрактный способ комплектования рядовых должностей проходит медленно, а поэтому кардинально повлиять на ситуацию пока еще не удалось.

При комплектовании ВМФ России военнослужащими, как офицерским, так и рядовым составом по контракту, выявилось множество проблем. Главными из них являются неудовлетворительный уровень денежного содержания, социальная неустроенность, да и несовершенство нормативно-правовой базы. Принимаемые в последние два-три года федеральные законы, особенно по отмене льгот военнослужащих и замене их деньгами, вызывают неуверенность контрактников в будущем.

ВЫВОДЫ

Подводя итог анализу современного состояния и перспектив дальнейшего развития ВМФ России, можно отметить следующее.

Во-первых, наша страна не является государством-анклавом и имеет выходы к морю на всех направлениях: огромное по протяженности побережье на севере и востоке, выходы к отдельным морям на западе (Балтийское море) и юге (Черное и Каспийское моря). Отсутствие сильного Военно-морского флота, даже при наличии хорошо оснащенных Сухопутных войск и ВВС, позволит противнику безнаказанно наносить удары по России с морских направлений, не ожидая при этом, что ВМФ РФ будет нарушать его морские и океанские коммуникации и, в свою очередь, наносить удары по его территории с моря. Кроме того, без сильного ВМФ вряд ли станет возможным защита национальных интересов России в Мировом океане.

Во-вторых, российский ВМФ требует значительных ассигнований для создания и постановки на вооружение новых современных образцов вооружения и военной техники и поддержания их в боеготовом состоянии. По приблизительным оценкам, на содержание флота выделялось не более 14% бюджета Министерства обороны, что нельзя назвать достаточным.

В-третьих, в настоящее время в России приняты нормативные правовые акты, планирующие и доктринальные документы по строительству отечественного ВМФ, осуществляется кораблестроительная программа. Так, за последние два года ВМФ были переданы многоцелевая АПЛ "Гепард" (Северный флот), сторожевой корабль "Татарстан" (Каспийская флотилия), несколько малых кораблей и катеров различного назначения. В дополнение к этому завершились ремонт и модернизация на нескольких надводных кораблях и подводных лодках. Кроме того, в разной степени готовности на верфях России находятся несколько кораблей, в том числе и новых типов: головная ПЛАРБ "Юрий Долгорукий" (Северодвинск), головная многоцелевая АПЛ "Северодвинск", первые два корабля типа "Стерегущий" (Санкт-Петербург) и т.д. Реализация вышеозначенной программы позволит ВМФ РФ в некоторой степени обновить свой корабельный состав, поддерживать и далее на должном уровне боеготовность частей и соединений. Если флотские программы не будут нормально финансироваться, то российский ВМФ так и не сможет стать реальным средством защиты интересов государства в Мировом океане.

В-четвертых, боеготовность ВМФ РФ продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Прежде всего благодаря основанному на воинских традициях России патриотизму матросов, старшин, мичманов и офицеров, их желанию посвятить жизнь служению своему народу, своей стране. Не последнюю роль играет и сохранившийся по сей день высокий уровень профессиональной подготовки личного состава. Требуется лишь принятие соответствующих мер по успешному комплектованию сил флота личным составом на контрактной основе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. КНР в Центральной Азии: Си считает железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан стратегическим проектом

Константин Ремчуков. КНР в Центральной Азии: Си считает железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан стратегическим проектом

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 10 июня 2024 г.

0
988
Партия Явлинского использует выборы в личных целях

Партия Явлинского использует выборы в личных целях

Дарья Гармоненко

Только кандидатам-пацифистам "Яблоко" гарантирует какую-либо поддержку

0
1595
Айфон с нейросетью стал новым яблоком раздора

Айфон с нейросетью стал новым яблоком раздора

Анастасия Башкатова

Разработчики не могут или не хотят объяснить, как ИИ принимает решения

0
1974
По российским трубам в ЕС может пойти азербайджанский газ

По российским трубам в ЕС может пойти азербайджанский газ

Ольга Соловьева

Европа планирует использовать украинскую инфраструктуру

0
1991

Другие новости