Принято решение о ликвидации космодрома "Свободный". Не станет еще одного "бесполезного" военного объекта, и некоторые государственные мужи РФ вздохнут облегченно: как-никак экономия для бюджета, а в теленовостях расскажут о том, как нелегко далось решение, но оно мудро, а значит, верно. Но так ли это?
НАПРАСНО СТАРАЛИСЬ
Когда встал вопрос: что же все-таки делать с городком, людьми, инфраструктурой разгоняемой 27-й ракетной дивизии, нашлись умные, рассудительные люди, которые все рассчитали, провели рекогносцировку, оценили обстановку и решили - быть здесь космодрому. Произошло это, напомню, в 1993 году. А организация, принявшая такое смешное и нелепое, с точки зрения современных военспецов, решение, называлась Военно-космические силы. И ведала она всем космосом в стране. Именно благодаря им - Военно-космическим силам, - несмотря на жутчайшее, подчас полное отсутствие централизованных поставок материальных средств, финансирование по остаточному принципу (не до космоса было...), удалось сохранить всю инфраструктуру запуска космических аппаратов, командно-измерительный комплекс, а главное - кадры, специалистов высочайшего класса, прошедших лучшую в мире школу (на то время), чьими руками Отечество дотягивалось до звезд.
Но вот происходит интеграция в состав РВСН Военно-космических сил и войск ракетно-космической обороны, и будущий маршал Игорь Сергеев объявляет во всеуслышание, что в результате прирост эффективности Ракетных войск стратегического назначения составил 20-25% (чем только он измерял ту эффективность?). Однако при этом, согласно данным, представленным в весьма авторитетном сборнике РВСН, офицеров из бывших ВКС было уволено около 18 тыс. человек. Кто ушел? Те самые лучшие в мире специалисты. Особенно "красиво" в день собственного рождения был отправлен в запас командующий ВКС Владимир Иванов. Благо в то время Российскому космическому агентству требовались люди, и оно смогло с толком использовать во благо страны немало выброшенных из рядов Вооруженных сил военнослужащих-"космонавтов".
Однако и в этих условиях, работая всеми своими силами запуска на полтора ракетных полка (и то сказать: лучше полк "Тополь-М", чем какая-то там "Ангара" или "Стрела"), не получая по 4-5 месяцев денежного довольствия (чего им платить-то - боевое дежурство не несут, покой Родины не охраняют?), "космонавты" умудрились сохранить ту основу, благодаря которой Россия еще имеет право называть себя великой космической державой.
Наконец, на историческом заседании Совета безопасности РФ принимается решение о создании Космических войск. Тысячи офицеров-"космонавтов" ликовали: теперь мы все восстановим, восполним, выведем, поставим, введем, усилим и увеличим, примем в эксплуатацию, модернизируем. Мы все сможем: "Ангара" - пожалуйста, "Стрела" - будьте любезны, ГЛОНАС - извольте. Какие перспективы развернулись: космические операции - оперативное искусство КВ, информационная составляющая в контуре боевого управления войсками и оружием - залог победы в любой войне. Прогрессивным офицерам будущее Космических войск виделось в создании нового, самого перспективного вида Вооруженных сил. Я не оговорился: раз есть новая сфера ведения боевых действий - космическое пространство, - должен быть вид ВС (а не отдельный род войск), который и будет вести боевые действия в этой сфере. Тем более что уже сегодня КВ переросли продекламированные "обеспечивающие действия", не говоря о ближайшей перспективе.
И тут новый удар...
КОЕ-ЧТО О "НЕСВОЙСТВЕННЫХ ФУНКЦИЯХ"
Что произойдет вследствие уничтожения "Свободного"?
Городок бывшего поселка Углегорск Амурской области будет пугать проезжих черными глазницами разбитых окон и облезлой наглядкой с едва узнаваемой космической символикой: "Россия была, есть и будет..." - убогий жребий брошенных гарнизонов. А ведь это ни много ни мало три десятка жилых домов, прекрасная школа, три детских садика, отличный дом культуры, две котельные, военный госпиталь и гражданская больница, стадион, две АТС, почтамт, комбинат бытового обслуживания, хлебопекарня, ситроцех, банно-прачечный комплекс, добротные, просторные автомобильные боксы и складские помещения с подъездными путями, пилорама и столярный цех, кафе, магазины и прочее, прочее, прочее. А есть еще и технический и стартовые комплексы, система энергообеспечения, система водоснабжения с чистейшей водой, добываемой из артезианских скважин, приказарменная и полевая учебная материально-техническая база, сеть автомобильных и железных дорог и т.д.
Но главное все же в ином. Прошу простить меня, но здесь вынужден вновь кое-что напомнить. Сегодня космос - это радионавигация, глобальная ретрансляция и связь, боевое управление войсками и оружием, мониторинг ядерной обстановки, геодезия и геофизика, разведка, наконец - предупреждение о ракетном нападении (наверняка что-то забыл).
Не случайно в американских доктринах весьма однозначно ведение боевых действий сводится к завоеванию превосходства в космосе. Все просто: обеспечить свободный доступ в космическое пространство своих сил и средств и воспретить оный противостоящей стороне. Цель оправдывает средства. И вот уже разработана теоретическая основа космических операций.
Кто бы это мог быть, кому это необходимо прекратить доступ в космическое пространство? Может, это Европа или Япония? Или, скажем, Бразилия, Ливия, Колумбия, Иран? По-моему, даже непосвященному понятно, что такие, например, мероприятия, как уничтожение или нейтрализация космических средств противника, прекращение доступа к обеспечиваемой космическими средствами и через них информации направлены против того, кто этими космическими средствами обладает. О ком в данном случае идет речь, совершенно ясно.
Между тем вдобавок развернулась кампания по так называемому освобождению Вооруженных сил РФ от несвойственных им функций с проработкой планов по передаче объектов наземного комплекса управления Федеральному космическому агентству, передаче ему же стартового комплекса "Протон" на "Байконуре", с планируемым последующим уходом оттуда Космических войск.
Кстати, о "несвойственных функциях". Наши предшественники, даже не подозревая о том, что им эти функции не свойственны, проторили миру дорогу в космос, ковали мощь нашей державы. Создали, не догадываясь, что это не их дело, и инфраструктуру управления космическими аппаратами, равной которой нет в мире до сих пор. Давайте спросим бывших офицеров, которым довелось готовить и запускать сотни космических аппаратов, проводить сотни тысяч сеансов связи с космическими аппаратами, давайте спросим капитанов плавучих командно-измерительных комплексов. Давайте спросим у сотен тысяч людей, чьими стараниями создавалось величие державы, которую боялись и уважали, о "несвойственных Вооруженным силам функциях". Догадываетесь, что в ответ услышите?
ПОСЧИТАВШИ - ПЛАЧЕМ
Итак, "Свободный" вроде бы России не нужен. Да и то сказать: денег нет, в озерах птичий грипп, в Сунгари бензол... А как же расчеты? Как же работы военных ученых, докторские и кандидатские, прирост показателей эффективности (на сей раз, кстати, во вполне реальных величинах в отличие от товарища маршала - в тоннах, рублях, ресурсных величинах), финансово-экономические обоснования?
Слышу негодующие возражения: "Это демагогия, а что сделано на "Свободном" за эти 10 лет, четыре запуска - и все? Какие расчеты? Какая эффективность?" А сделано, отвечу, главное - инфраструктура сохранена в исправном работоспособном состоянии и в готовности к развертыванию работ по ее наращиванию. И чья же вина, что выгоднейшее расположение космодрома за десять лет не востребовано?
Напомню: космодром расположен всего на 3 градуса севернее "Байконура", что дает возможность выполнять здесь все программы, которые осуществлялись в Казахстане. Для сравнения - "Плесецк" находится еще на 12 градусов севернее. Что это значит? Одной и той же ракетой-носителем со "Свободного" по сравнению с "Плесецком" выведем в 1,3-1,5 раза больший груз (к вопросу об эффективности). Сколько у нас сегодня один килограмм полезного груза на геостационарную орбиту вывести стоит?
К тому же "Свободный" возведен близ Транссибирской железнодорожной магистрали, на которой стоят такие города, как Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. Продолжать? Кроме того, не надо забывать, что на Дальнем Востоке размещены четыре отдельных командно-измерительных комплекса, которые имеющимися в их распоряжении средствами в состоянии обеспечить все запуски со "Свободного", независимо от азимута пуска.
Нельзя не коснуться и такой деликатной темы, как падение отделяющихся частей ракет-носителей. При запуске космических аппаратов с "Плесецка" на обратные солнечно-синхронные и полярные орбиты (подчеркиваю, прямым выведением, без орбитального маневра) поля падения приходятся на Скандинавский полуостров. Зачем Финляндии, Швеции или Норвегии наши отработанные ступени? А необходимость проведения орбитального маневра приводит к снижению выводимого полезного груза. Что же касается "Свободного", то здесь в диапазоне наклонений орбит от 51 градуса до 180 градусов поля падения необъятные, земли под них могут быть отчуждены без всякого ущерба для народного хозяйства.
Мой воображаемый оппонент возразит: как мы по вашим горам повезем объемные грузы? Так же, как и ракетно-космический комплекс "Старт". Объемнее и тяжелее груза, чем подвижный пусковой агрегат и машины обеспечения, представить трудновато.
А как всколыхнуло бы Дальний Восток строительство космодрома. Представьте, что на умирающие предприятия Амурской области и Хабаровского края поступают многомиллионные заказы... Новые технологии, новые специалисты, в вузах Дальнего Востока новые специальности. Поверьте, люди будут работать день и ночь. Чем вам не национальная идея, господа министры и депутаты? Открою попутно маленькую тайну: основная масса народа в нашем государстве мечтает не о богатстве, а о том, чтобы жить в сильной, стабильной и уверенной в завтрашнем дне стране. И уж на это-то сил наш народ не пожалеет.
ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Следовательно, потеряв Свободный, Космические войска, Вооруженные силы, да и Россия не приобретут ничего. Напротив, оборонные возможности государства, пусть даже речь идет о перспективе (неиспользованных возможностях), снизятся. А вопрос реформирования (читай сокращения) Космических войск, на мой взгляд, уже вопрос национальной безопасности.
Думаю, настал черед коснуться и военной стороны вопроса. Для этого вернемся к космическим операциям. Помимо всего прочего, для воспрещения доступа в космическое пространство будут использоваться и средства огневого поражения. Посмотрим на карту. Невооруженным глазом видим, что объекты "Плесецка" будут уничтожены первым же ударом (крылатые ракеты морского и воздушного базирования, массированный налет авиации). И Россия останется без космоса, потому что "Плесецк" заменить на сегодня (да и на завтра, к сожалению) нечем. Рассчитывать на "Байконур" в этом случае несерьезно.
"Свободный" же и здесь выигрывает: со стороны Охотского и Японского морей опасность грозит только в случае полного разгрома Тихоокеанского флота и уничтожения всех дальневосточных систем ПВО. С юга - наш новый союзник Китай (в искренность его намерений верю больше, чем доброжелательным речам руководителей НАТО) и Индия. С севера - 5-7 тыс. км тундры, тайги, сопок, гор.
Еще аргументы нужны?
Сегодня Космические войска снова в опасности: грядет очередная интеграция, теперь уже под флагом ВВС...
В заключение хочу обратиться к командующему Космическими войсками генерал-полковнику Владимиру Поповкину. Понимая всю трудность и ответственность сложившегося в настоящее время положения, докладываю: в КВ десятки тысяч офицеров, от лейтенанта до генерала (в том числе и в "Свободном"), которые любят свои войска, гордятся принадлежностью к ним них и готовы в них служить. Но второго эксперимента с интеграцией (читай: разгрома войск), боюсь, не вынесем.
═
Хабаровск