Военная доктрина как система официально принятых в государстве взглядов (установок) военно-политического характера должна включать положения, раскрывающие обеспечение военной безопасности с морских и океанских направлений. При этом имеется в виду не какой-то отдельный раздел военно-морской деятельности России, а наличие по всему содержанию документа четких и ясных установок, определяющих основы строительства и применения Военно-морского флота.
В действующей редакции Военной доктрины эти основополагающие взгляды и установки определены не достаточно четко и емко.
ЧТО ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ?
Первое. Оценка военно-политической обстановки дана без раскрытия национальных интересов, защищаемых применением Вооруженных сил и в том числе ВМФ. Указаны только угрозы военной безопасности.
Второе. Недостаточно отражены угрозы военной безопасности с морских и океанских направлений.
Третье. Не названы цели, задачи и формы применения Военно-морского флота в мирное время.
Четвертое. Недостаточно определены роль и место ВМФ в обеспечении военной безопасности в оперативно важных океанских и морских районах.
В новой военной доктрине предполагается ввести отдельный раздел «Военная опасность и военная угроза». Думается, здесь нельзя ограничиваться только перечислением вопросов военной опасности и военной угрозы. Полагаю, что национальные интересы, защищаемые с применением вооруженной силы и не приведенные в действующей доктрине, по значимости и определяющей роли имеют больший приоритет над военными угрозами и должны быть названы в новой редакции военной доктрины.
К таким национальным интересам России, которые призван отстаивать ее Военно-морской флот, относятся:
– обеспечение гарантированного доступа РФ к ресурсам и пространствам Мирового океана, исключение дискриминационных действий в отношении ее или ее союзников со стороны отдельных государств или военно-политических блоков;
– недопущение доминирования каких-либо государств или военно-политических блоков в пространствах Мирового океана, имеющих важное значение для реализации национальных интересов РФ, особенно в прилегающих морях;
– урегулирование на выгодных для России условиях имеющихся политических международно-правовых проблем использования Мирового океана;
– консолидация усилий государств на мирном освоении и использование Мирового океана;
– освоение и рациональное использование природных ресурсов Мирового океана в целях социально-экономического развития РФ;
– формирование и обеспечение эффективного функционирования морских (речных) транспортных коммуникаций;
– обеспечение выгодных для России условий участия в международном разделении труда на рынке товаров и услуг;
– поддержание необходимого научно-технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего военно-морскую деятельность.
В этом же разделе должны быть обязательно отражены и угрозы военной безопасности с морских и океанских направлений:
– активизация военно-морской деятельности ведущих морских держав, изменение соотношения военно-морских сил не в пользу РФ;
– повышение боевых возможностей группировок военно-морских сил ведущих зарубежных государств, в том числе по поражению объектов на всей территории России со всех стратегических направлений, размещение на носителях ВМС до 80% высокоточных средств воздушного нападения (крылатых ракет морского и воздушного базирования);
– ограничение возможности выхода РФ к ресурсам и пространствам Мирового океана, международным магистральным морским коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях путем экономического, политического, международно-правового давления;
– расширение масштабов несанкционированной добычи природных морских ресурсов страны, резкое возрастание иностранного влияния на морскую деятельность России;
– неурегулированность целого ряда сложных международно-правовых вопросов, касающихся в первую очередь правового статуса Каспийского, Азовского, Черного, Баренцева, Берингова и Охотского морей, наличие территориальных претензий к РФ со стороны ряда сопредельных государств.
ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Представляется, что существенным недостатком действующей редакции Военной доктрины является отсутствие положений, определяющих цели применения ВМФ в составе Вооруженных сил в мирное время. Данный изъян необходимо устранить, указав, что стратегическая цель применения Военно-морского флота в мирное время заключается в создании и поддержании в океанских районах, морских зонах и прилегающих к ним континентальных районах благоприятной обстановки, надежно обеспечивающей национальную безопасность и защиту национальных интересов России во всех сферах.
В мирное время при возникновении кризисной ситуации, угрожаемого периода целью применения ВМФ будет участие в проведении эффективного комплекса сдерживающих действий военного характера по снижению возникшей напряженности и предотвращению агрессии против России и ее союзников, проводимых наряду с комплексом мер политико-дипломатического и экономического характера.
В военное время роль ВМФ заключается во внесении максимального вклада в действия Вооруженных сил по скорейшему пресечению агрессии против Российской Федерации и ее союзников на наиболее выгодных для России условиях.
Цели, задачи и формы применения Военно-морского флота в составе Вооруженных сил в данном разделе, по нашему мнению, целесообразно структурировать по периодам, а для военных конфликтов различного масштаба привести отдельные уточнения.
В разделе «Военно-стратегические основы» следует указать, что в мирное время ВМФ выполняет следующие оперативно-стратегические задачи:
– участие в составе Вооруженных сил в стратегическом сдерживании на глобальном и региональном уровне для обеспечения военной безопасности России;
– противодействие угрозам и защита военными методами национальных интересов в оперативно важных районах Мирового океана и прилегающих к ним континентальных районах, находящихся за пределами национальной юрисдикции;
– обеспечение благоприятного оперативного режима и безопасной морской деятельности Российской Федерации в территориальном море, экономической зоне и на континентальном шельфе.
Формами применения ВМФ являются:
– военно-морское присутствие в оперативно важных районах для выполнения задач в области военно-морской деятельности России;
– боевая служба;
– боевое дежурство;
– поддержание благоприятного оперативного режима;
– специальные действия и операции.
При возникновении кризисной ситуации, угрожаемого периода флот будет выполнять следующие оперативно-стратегические задачи:
– участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом сдерживании, подготовка к эффективному применению при внезапном начале агрессии;
– подготовка ударных сил морских сил общего назначения (МСОН) к эффективному применению в военное время и их участие в составе Вооруженных сил в нестратегическом сдерживании;
– обеспечение благоприятного оперативного режима и безопасной морской деятельности России, противодействие угрозам и защита военными методами национальных интересов в Мировом океане и прилегающих к ним континентальных районах преимущественно в пределах национальной юрисдикции;
– заблаговременная подготовка к переводу с мирного на военное время, наращивание боевой и мобилизационной готовности ВМФ, а при дальнейшей эскалации кризисной ситуации – приведение в высшие степени боевой готовности и мобилизационное развертывание.
Формами применения ВМФ в мирное время будут также демонстрационные действия и участие в боевых действиях Вооруженных сил по разрешению международных (приграничных) вооруженных конфликтов.
В военное время ВМФ должен выполнять следующие оперативно-стратегические задачи:
– участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом сдерживании противника в ходе начального периода войны и нанесении заданного поражения противнику с переходом к применению ядерного оружия;
– участие МСОН в составе Вооруженных сил в сдерживании дальнейшей эскалации агрессии и принуждении противника к ее прекращению;
– поражение группировок ВМС противника в дальней и ближней морской зоне, содействие другим видам Вооруженных сил, действующим на приморских направлениях;
– обеспечение благоприятного оперативного режима и защита морской деятельности России в ближней морской зоне.
Формы применения ВМФ таковы:
– первые и последующие операции флотов (в рамках морской операции);
– боевые действия флотов по поражению группировок ВМС и других важных объектов;
– первые и последующие операции флотилий;
– боевые действия флотилий.
Внесение в текст новой военной доктрины указанных выше положений, определяющих применение Военно-морского флота в составе Вооруженных сил в целом, определит место ВМФ в обеспечении военной безопасности страны. Причем в разделе «Основы военной политики» следует особо отметить, что именно Военно-морской флот как вид Вооруженных сил играет ведущую роль в вопросах обеспечения военной безопасности государства в оперативно важных океанских и морских районах.
Особого внимания при подготовке новой редакции, на наш взгляд, потребуют также статьи этого раздела, касающиеся основного предназначения управлений главнокомандующих видами, в частности ВМФ. Основные задачи и функции главного командования ВМФ по руководству флотами и управлению ВМФ в целом должны быть сохранены. По нашему мнению, заменить Главкомат ВМФ в этом некем.
Считаем правильным, что в новой редакции предполагается наряду с военными округами определить и общее предназначение флотов (этого нет в действующей редакции).
Внесение в новую военную доктрину предложений Военно-морского флота позволит реализовать новые концептуальные положения применения ВМФ в многоступенчатом сдерживании военными методами угроз национальной безопасности, в защите национальных интересов Российской Федерации с морских и океанских направлений.