Когда ослабла угроза мировой ядерной войны, затихла холодная война, во многих государствах пошло на спад и движение за мир. Однако к середине 1990-х годов вновь стало ясно, что мировое сообщество сталкивается с огромными трудностями формирования нового мирового порядка. Тогда во многих странах возникло массовое движение «За культуру мира», которое было инициировано ЮНЕСКО. В России были попытки поддержать это начинание, однако, к сожалению, оно вскоре выдохлось.
В 2002–2003 годах в Западной Европе, США, Канаде, Японии и других государствах состоялись многомиллионные манифестации против англо-американской интервенции в Ираке. К стыду надо признать, что российская общественность осталась пассивным наблюдателем этих действительно массовых акций.
Массового, организованного снизу движения за мир в Российской Федерации нет. Большинство политических партий РФ не уделяет ему почти никакого внимания. Отсутствует концепция движения за мир. А главное, принижена по вине властей роль народа в решении проблем войны и мира.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Новые вызовы и угрозы для России – демократического, правового государства с рыночной экономикой – требуют создания качественно новой комплексной системной концепции движения за мир, которая должна включать в себя весь комплекс теоретических и практических мероприятий на длительный период. Движение за мир – это борьба сил мира против сил войны, борьба миролюбивых демократических сил РФ по ликвидации, нейтрализации, ослаблению внешних и внутренних угроз. Это движение снизу, движение народа, оно более эффективно, чем спущенные инициативы и решения сверху.
Движение за мир совпадает с магистральным направлением развития России, с движением за выживание. Оно создаст благоприятные условия для обеспечения права россиян на жизнь и охрану здоровья, развития демократии, реализации всех национальных проектов, повышения качества жизни всех социальных групп, обеспечения внутриполитической стабильности.
Мир в ХХI веке становится более сложным, менее гармоничным, противоречивым, мало предсказуемым, поэтому движение за мир в РФ потребует не только новых идей, новых практических действий, но и новых талантливых, более интеллектуальных лидеров, обладающих мужеством, нравственностью, гуманностью, гибкостью, принципиальностью, а также создания новых общественных организаций.
Объектами всестороннего воздействия со стороны участников движения за мир на международной арене и внутри РФ могли бы быть: вызовы и угрозы; военная политика государств; распространение ОМУ; разоруженческий процесс; незаконная торговля оружием; международный и национальный терроризм; этнические и конфессиональные отношения; союзнические отношения; предотвращение «холодных войн» в регионах; революционные процессы с использованием вооруженного насилия; права человека и социальных групп; ответственность виновников развязывания и участников войн и проведения политики геноцида; взаимное примирение по всему периметру границ бывшего Советского Союза; диктаторские режимы.
Надо помнить: с масштабным движением за мир вынуждены считаться представители исполнительной, законодательной и судебной властей, политические партии, военачальники, руководители военно-промышленных комплексов, а также экстремистские общественные организации, лидеры воинствующего крыла политологического сообщества.
Движение за мир в РФ явится, в одной стороны, механизмом давления общества на руководство, с другой – механизмом обратной связи властей с обществом по самым актуальным проблемам войны и мира. Но для этого необходима поддержка государства.
Субъектами движения за мир могут и должны стать многофункциональные общественные и религиозные организации, негосударственные аналитические центры, СМИ, формирующееся гражданское общество. Главная роль в РФ по решению проблем войны и мира должна принадлежать народу. Субъекты движения за мир должны быть ориентированы на противодействие всем современным угрозам и вызовам.
Воздействие участников движения за мир целесообразно направить, во-первых, на причины, а не на следствия всех видов войн, расширения ядерного клуба, гонки вооружений, международного терроризма и т.д.; во-вторых, на деятельность политиков, которые развязывают войны, стоят во главе министерств обороны, генеральных штабов, министерств пропаганды, военно-промышленных структур; а также на тех, кто создает новые вооружения, милитаризирует духовную жизнь; в-третьих, на участников несправедливых войн, которые также несут за них определенную ответственность.
Движение за мир – это не антиармейское движение. Наоборот, движение за мир будет, если с ним правильно взаимодействуют власти, направлено на то, чтобы иметь армию, окруженную любовью народа, основанную на высокой морали и законности, способную отразить любую агрессию.
Каждое государство имеет свою систему военной безопасности или обеспечивает свою безопасность с помощью союзников. Движение за мир России, участвуя в предотвращении войн, в борьбе с международным терроризмом, будет вносить свой вклад в обеспечение военной безопасности. Чтобы добиться их согласованности, необходимо качественно изменить базовые подходы движения за мир к международной безопасности.
Движение за мир может быть эффективным, если оно пронизано моралью, характер ценности, если участие в нем мотивировано гуманностью, потребностями добра, чести, милосердия.
В движении за мир мораль и прагматизм должны дополнять друг друга. Абсолютизация прагматизма может привести к милитаризации страны, к нарушению баланса между миролюбивой политикой и обеспечением военной безопасности, к неадекватной политике в отношении распространения ОМУ.
Интересы повышения эффективности движения за мир требуют не только его морально-политической оценки в целом с позиции справедливости (несправедливости), но и конкретной морально-политической оценки деятельности политиков, военачальников, руководителей военно-промышленного комплекса России и зарубежных государств в каждом объекте движения за мир (разоруженческий процесс, распространение ОМУ, торговля оружием, ведущиеся войны и др.).
Исходя из единства прагматизма и морали, целесообразно для повышения эффективности российского движения за мир, во-первых, осуждать несправедливые войны во всех регионах планеты, диктаторские режимы как источник многих войн; имперские призывы политиков, двойные стандарты во внешней и внутренней политике, противодействовать авантюристическим и ошибочным действиям своих властей по вопросам войны и мира; во-вторых, поддерживать тесную связь российских миротворческих организаций с антивоенными зарубежными организациями, участие вооруженных сил РФ в миротворческих операциях, использование миротворческого потенциала всех религиозных конфессий; а также поощрять политику примирения государств и народов, религиозных конфессий, этносов, социальных групп.
ПРОБЛЕМЫ – ОБЩИЕ
Несмотря на многочисленные трудности, в России хотя и медленно, но все же продолжает формироваться государственная политическая идеология. Концепция движения за мир явится важной составляющей этой идеологии и в рамках последней будет тесно связана с военной идеологией, которая включает в себя военные аспекты политики, философии, права, морали, религии, искусства.
При формировании концепции необходимо опираться на научные знания о войне, армии, военной безопасности, на военную доктрину – концентрированное выражение военной идеологии, ее идей, принципов, теорий, выводов и рекомендаций. Тем более в военной доктрине подчеркивается приоритетность предотвращения войны, необходимость решения спорных вопросов политическими средствами. Предотвращение войн – проблема, общая для военной доктрины и концепции движения за мир. Без этой информации нельзя вести теоретическую работу по предотвращению войн. Военная доктрина и концепция движения за мир работают в одном направлении в интересах обеспечения военной безопасности РФ.
Один из важных принципов концепции движения за мир заключается в том, чтобы оно соответствовало демократическому правовому государству с рыночной экономикой. Чем выше уровень демократии, тем выше эффективность движения за мир. Демократические режимы позволяют привлечь многие слои населения к активному участию в движении за мир, повысить роль народа в принятии важных решений по вопросам войны и мира.
Движение за мир будет способствовать повышению роли гражданского общества. Эффективность движения за мир не может быть без гражданского общества, без гражданского контроля над военной политикой, над вооруженными силами.
Необходимым условием функционирования демократического общества является мирная внешняя политика, которая обеспечивается разделением исполнительной, законодательной и судебной властей, что не позволяет допустить чрезмерной концентрации власти ни в одной из них, а также привести к милитаризации страны. Выборность властей позволяет населению играть важную роль в предотвращении войн. Гласность, плюрализм, способность к компромиссам, наличие оппозиции позволяют формировать политику по вопросам войны и мира более взвешенно, без радикализма и авантюризма. Демократические ценности в РФ органически сочетаются с миролюбивым потенциалом религиозных конфессий. Российская миролюбивая политика позволяет развивать экономику, культуру, науку, устанавливать тесные политические, экономические и духовные связи с другими государствами мира.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ
Концепция движения за мир нуждается в новой научной базе, особенно в области гуманитарных наук. Теория войн всегда опережала теорию мира. Особенно этот разрыв наблюдается в РФ в настоящее время.
Марксизм, его учение о войне и мире не может быть теоретической основой концепции движения за мир. Абсолютизация экономических причин войн, отрицание религиозного фактора в войнах, в военном строительстве и в способах ведения войн, сведение сущности войн только к деятельности политического руководства, деление войн на справедливые и несправедливые с классовых позиций, с позиций тоталитарного и авторитарного социализма, игнорирование человеческого измерения войн, признание репрессий в отношении своих войск необходимым условием военного строительства и способов ведения войн, признание права социалистическим государством развязывания агрессивных войн, достижение целей войн с использованием аморальных и незаконных средств, игнорирование норм международного гуманитарного права – эти теории, идеи, принципы, взгляды не могут явиться научной, моральной и правовой основой концепции движения за мир.
Научной основой концепции должны стать формирующиеся философия войны и мира, политология, социология, антропология, религиоведение. Достижения этих наук позволяют получить для концепции следующую необходимую информацию: структура нового миропорядка, центры силы и зоны мира миропорядка; перспективы развития демократических, тоталитарных и авторитарных государств; военные проблемы глобализации и антиглобалистского движения; взаимосвязь войн и социальных революций; перспективы новых социалистических революций и их военные последствия; военные проблемы геополитических процессов; политические и стратегические последствия миграционных процессов; стратегические последствия гегемонистской политики США, других государств, стремящихся добиться гегемонии в регионах, союзах и коалициях.
Для концепции движения за мир России важно иметь научную информацию о сравнительном анализе войн тоталитарных, авторитарных и демократических государств; об особенностях военного строительства и войн демократических государств; о способности демократической РФ обеспечить свою военную безопасность. В качестве научной основы целесообразно использовать также достижения военных наук. Нельзя принимать меры по предотвращению войн, не зная, как они готовятся, развязываются, каким способом ведутся. Наконец, при разработке концепции движения за мир необходимо учесть тенденции набирающей силу новой революции в военном деле.
Без определения реальных и потенциальных противников невозможно принимать конкретные совместные меры с движениями за мир других государств по предотвращению войн, по борьбе с международным терроризмом. Это тем более важно, что в одних видах войн, в одних ситуациях РФ может действовать совместно с тем или иным государством, а в других ситуациях это государство может оказаться по другую сторону баррикад.
Для формирования концепции движения за мир необходимо выработать также критерии национальных интересов РФ в политической, экономической, экологической, культурологической, этнонациональной, религиозной и военной сферах. Участники движения за мир должны требовать от властей руководствоваться именно национальными интересами РФ, а не интересами отдельных корпораций, выдаваемыми за национальные.
В связи с обострением религиозных отношений во многих государствах локальных цивилизаций для успешного движения за мир в России необходим глубокий анализ глобальной религиозной ситуации. Главное в анализе – определить характер противоречий между религиозными конфессиями, возможность конфликтов и войн между ними; выявить экстремистские религиозные организации. При этом надо исходить из того, что некоторые религиозные организации пронизаны догмами на исключительное обладание истиной, которые приводят к вооруженным конфликтам.
Власть РФ заинтересована в активном движении за мир. Это важный элемент в системе сдержек и противовесов, без которой нормальное функционирование общественного организма невозможно.