0
1275
Газета Концепции Интернет-версия

12.10.2007 00:00:00

О военном пенсионере замолвите слово

Радий Зубков

Об авторе: Радий Анатольевич Зубков - контр-адмирал в отставке.

Тэги: ветераны, пенсионеры


«Российские офицеры должны жить достойно», – сказал президент РФ Владимир Путин. Мне могут возразить, что пенсионеры – это не офицеры, а в соответствии с пенсионным законодательством, «лица, проходившие военную службу» в качестве офицеров, и поэтому высказывание президента РФ к ним не относится. В ответ напомню народную мудрость, гласящую, что «генерал – он и в Африке генерал!», а также официальные понятия – офицер запаса и офицер в отставке.

НЕМНОГО ДАТЬ И ЗАМОРОЗИТЬ

Начну с того, что мешает сегодня офицеру-пенсионеру жить достойно.

Сначала о «пайковых». Конечно, решение о включении 608,33 руб. в оклад по воинскому званию – решение «мудрое», но несправедливое. Когда в ХХ веке нынешние офицеры в отставке были еще действующими офицерами, им платили ежемесячно 20 руб. «пайковых», которые тоже включались в оклад, по-моему, должностной. Эти 20 руб. затем входили и в расчет пенсии. До того, как в нашей стране начали строить социализм с «человеческим лицом», этих денег хватало, чтобы нормально обедать на службе каждый из 22 рабочих дней месяца. Не думаю, что сейчас, в условиях капитализма с «нечеловеческим лицом», действующий офицер может себе позволить такую «роскошь», как 22 ежедневных обеда на службе, за 608,33 руб. в месяц. Полагаю, что сегодняшний рубль раз в сто с лишним дешевле рубля 1980-х годов. Следовательно, и сегодняшние «пайковые» должны быть больше 20 руб. во столько же раз, т.е. не менее 2000 руб. в месяц (кстати, близкая к этой цифра получится, если сегодняшнюю реальную стоимость суточного пайка военнослужащего – около 70 рублей – умножить на 365 дней и разделить на 12 месяцев). Тогда, наверное, примерно за 90 руб. офицер сможет пообедать в военной столовой 22 раза в месяц. А для офицеров-пенсионеров 50–85% этой суммы станут заметной прибавкой к пенсии.

Если одноразовое решение этой проблемы слишком накладно для бюджета РФ на 2007 год, почему бы, например, не добавить 1391,67 руб., недостающие до 2000 руб., к окладам военнослужащих в два приема: в апреле (в ответ на озабоченность Минобороны, справедливо предполагающего необходимость еще одной, промежуточной индексации денежного довольствия военнослужащих в дополнение к запланированной на 1 сентября 2008 г.) и в сентябре 2008 года. Помнится, президент России требовал от министра финансов (тоже, кажется, российского, а не Николя Фуке) найти справедливое решение вопроса о «пайковых». Но, возможно, кому-то из деньги предержащих показалось, что в случае справедливого решения «лица, проходившие военную службу», могут слишком долго задержаться на этом свете.

Надо заметить, что у этой проблемы тоже есть прошлое, начавшееся в 2000 году, когда размер «пайковых» был заморожен на уровне 608,33 руб. Если признать, что это было ошибкой, то придется признать долг и перед действующими офицерами, и перед пенсионерами. Но и этот долг можно было бы выплатить постепенно, как и «забытое» повышение пенсий.

18 февраля 2005 года указом президента РФ № 176 к пенсиям «лиц, проходивших военную службу» с 1 марта 2005 года, была установлена доплата в размере 240 рублей. Не касаясь этической стороны этого «пожертвования», выскажу лишь недоумение по поводу того, что эта доплата не индексируется при индексации базовой части трудовой пенсии по старости, в отличие от надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий, индексация которых предусмотрена Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу┘».

ГРОШОВЫЕ ПОДАЧКИ

Предполагаю, причина в том, что в этом законе отсутствует понятие «доплата». Возможно, чиновники, готовившие проект указа № 176, просто упустили из виду вопрос об индексации доплаты к пенсиям, но нельзя исключить и того, что они решили «сэкономить» на офицерах-пенсионерах. Найти орган власти, в котором служат эти чиновники, не удалось. Но непонятно, почему Минобороны не озаботилось и не желает заниматься разрешением этой проблемы. Проблема же не стоит и десятка выеденных яиц (по московским ценам): при увеличении базовой части трудовой пенсии, скажем, на 10% размер доплаты увеличится на 24 руб. Для его решения требуется лишь указ президента РФ об индексации доплаты и возвращении долга, образовавшегося с 1 марта 2005 года, и постановление правительства РФ о порядке реализации такого указа.

Именно так и делается в отношении получающих различные доплаты пенсионеров из числа занимавших государственные гражданские должности, но не сделано в отношении военных пенсионеров. Почему же? Не исключено, что потребуется лишь внесение понятия «доплата к пенсии» в упомянутый выше пенсионный закон. Замечу, что, по информации из Минобороны, в подготовленном им законопроекте об упорядочении вопросов, связанных с выплатой «лицам, проходившим военную службу», надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий, понятие «доплата» не появилось.

Также указом президента РФ, но уже от 30 марта 2005 г. № 363, было установлено ежемесячное материальное поощрение участникам Великой Отечественной войны в размере 1000 рублей, но и оно с тех пор не индексируется, хотя другие ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны, а также инвалидов и пенсионеров федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, индексируются при индексации базовой части трудовой пенсии. А 1000 рублей за 2,5 года превратилась, пожалуй, рублей в 600–700.

Мне представляется, что сказанное об отсутствии индексационных выплат, установленных указами президента РФ, – еще один пример безразличного отношения деньги предержащих к нуждам и правам офицеров-пенсионеров и участникам Великой Отечественной войны из их числа. До середины 2000 года в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащие и офицеры-пенсионеры ежегодно получали компенсацию стоимости санаторно-курортного лечения на себя и на каждого члена семьи в размере шести и трех минимальных размеров оплаты труда соответственно. Но как только размер МРОТ перевалил за 100 рублей, Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (не путать с упомянутым выше печально известным законом 122) указанная норма была превращена в 600 и 300 рублей соответственно. С тех пор, например, студенческие стипендии увеличены, по-моему, с 200 или 300 до 900 руб., а размер санаторно-курортных компенсаций для действующих и вышедших на пенсию офицеров остался неизменным, хотя по аналогии, предположим, с увеличением студенческих стипендий и стоимости продовольственного пайка должны были, наверное, увеличиться в 3–4,5 раза. Это было бы проявлением скромной, но посильной заботы о служивых и ветеранах. Для ясности пример из собственного опыта: в июле сего года я заплатил за 21 день пребывания в санатории вдвоем с женой 20 737 руб., которые были «компенсированы» 900 рублями. Смешно, но горько! Кстати, в 1980-х годах две такие путевки стоили 180 руб.й, притом за 26 дней пребывания в санатории...

Хорошо, конечно, что работающим пенсионерам из числа «лиц, проходивших военную службу», обещают предоставить право на вторую, трудовую пенсию. Хочется надеяться, что в этом деле обойдется без такого же крохоборства и цинизма, как в некоторых из приведенных выше примерах.

ИНВАЛИДЫ ДВУХ СОРТОВ

А вот за офицеров-пенсионеров, являющихся участниками Великой Отечественной войны и инвалидами, радоваться не приходится. Таких людей осталось всего-то менее 100 тысяч. Их однополчане, гражданские пенсионеры-инвалиды, которых раз в 10 больше, помимо трудовой пенсии по старости, получают сегодня трудовую пенсию по инвалидности (наверное, в благодарность за Победу) в размере двух с половиной базовых частей трудовой пенсии (с 1 октября 2007 г. это 3150 руб.). А офицеров-пенсионеров 80 лет и старше, являющихся участниками войны и инвалидами (а многие из них являются еще и участниками послевоенных боевых действий в «горячих точках» за рубежом и в России), «благодарят» за Победу надбавкой к пенсиям в размере четырех «незаконнорожденных» (закона о них нет!), произвольно исчисленных минимальных пенсий по старости (сегодня это – 1344,2 руб.).

Здесь указаны цифры, касающиеся инвалидов III степени (1 и 2 групп). Мало этого, в силу недоработанности Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу┘» минимальная пенсия индексируется только в случае индексации базовой части трудовой пенсии, но не увеличивается при законодательном установлении нового размера последней. Пользуясь этим, правительство РФ в феврале 2005 года не произвело увеличение размера минимальной пенсии по старости в связи с установлением законами РФ новых размеров базовой части трудовой пенсии (думаю, этот «обходной маневр» будет повторен и этом году). В результате пенсия по инвалидности гражданским участникам войны выросла за это время на 91%, а надбавка к пенсии их однополчанам – военным пенсионерам – на 24% (даже если минимальная пенсия все же будет проиндексирована с 1 октября с.г. на 13%, четыре минимальных пенсии составят лишь 1518,95 руб., а рост – 40%).

Таковы «особенности национальной охоты» на военных пенсионеров этой категории, или государственной дискриминации в области пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров. Зачем разделили победителей на «белых» и «черных» людей? Ведь основания для получения «белыми» и «черными» участниками войны фактически второй пенсии одни и те же: участие в войне и инвалидность. Что же мешает разрешению этой проблемы? Известно, что Минобороны по поручению правительства РФ разработан законопроект, предусматривающий выплату всех надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий военным пенсионерам по нормам, установленным для гражданских пенсионеров федеральными законами о государственном пенсионном обеспечении и трудовых пенсиях в РФ, исходя при этом из базовой части трудовой пенсии по старости. Судьба этого законопроекта неизвестна. Наверное, его прохождение будет долгим. А разве нельзя быстро внести и принять поправку в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу┘», обязывающую правительство РФ не только при индексации, но и при установлении нового размера трудовой пенсии по старости в такой же степени увеличивать размер минимальной пенсии по старости?

Думаю, что бездействие в этом вопросе власть и деньги предержащих – откровенный цинизм!

Не могу не сказать об увеличении пенсий «лицам, проходившим военную службу» в районах Крайнего Севера или приравненных к ним в течение 15 или 20 лет соответственно, с применением коэффициента увеличения до 1,5. В принципе правильная мера. Но почему бы для тех, кто прослужил, например, 1/5 или 1/3 этого срока, не установить коэффициент до 1,1 или до 1,17? И так далее – в зависимости от продолжительности службы меньшей 15 или 20 лет. Думается, что такой порядок был бы более справедливым, чем существующий.

Считаю нужным замолвить слово и за отставных офицеров, проходивших военную службу и оставшихся жить в «дорогих» регионах (городах), где военнослужащим установлены специальные надбавки к денежному содержанию, призванные компенсировать дороговизну жизни. Интересно, кто и из каких соображений считает, что офицерам-пенсионерам в этих регионах (городах) не требуются подобные надбавки к пенсии?

Хотелось бы также спросить Минобороны РФ, когда, наконец, решения об индексации пенсий, надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий будут исполняться со дня, указанного в законах РФ и постановлениях правительства РФ об индексации окладов военнослужащих или трудовых пенсий по старости? До сих пор было так: объявляется в сентябре об индексации окладов, например, с 1 октября, а увеличенные в этой связи пенсии выплачиваются с 1 ноября, если индексация назначена с 1 декабря, то получение новых пенсий может передвинуться на февраль. Где «гуляют» в это время пенсионные деньги? Кто должен и кто может навести порядок в этом вопросе?

КОМУ ЭТО НАДО?

Справедливое, законное и быстрое разрешение показанных проблем может стать первым шагом на пути приближения жизни офицеров-пенсионеров, да и действующих, к уровню достойной. От этого зависит моральный дух не только «лиц, проходивших военную службу» в качестве офицеров, но и офицеров, продолжающих или начинающих эту службу. Следовательно, от этого зависит также боеспособность Вооруженных сил и безопасность России, потому что лейтенанты смотрят на ветеранов, причем не только на их ордена, но и на пенсии.

Справедливости ради отмечу, что в текущем году имел место и положительный пример разрешения проблем военных пенсионеров. Постановлением правительства РФ от 22 января 2007 г. № 28 остановлены посягательства Минфина на наши права: восстановлена индексация надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий в сроки и в размере индексации базовой части трудовой пенсии по старости, прекращенная с 1 августа 2005 года, и возвращен накопившийся с этой даты долг.

Вот так бы и с остальными проблемами разобраться!

А на вопрос о том, как должны жить офицеры-пенсионеры, отвечу словами президента РФ: достойно. Думаю, для этого требуется радикальное решение: пенсии должны исчисляться не из размера сегодняшнего денежного содержания (окладов и надбавки за выслугу лет) действующих офицеров, а из размера их денежного довольствия (окладов и всех имеющихся надбавок). С этой целью денежное довольствие действующих офицеров, т.е. государственных военных служащих, следует переклассифицировать в денежное содержание, как это сделано для государственных гражданских служащих.

В заключение хотел бы спросить: почему отмеченные проблемы не интересуют вас и вашу фракцию в Государственной Думе, «Единая Россия», вас – комитет по обороне Государственной Думы, а также других борцов за депутатские мандаты и министерские посты, за повышение социального статуса и социальную защищенность военнослужащих? Конечно, речь о вашем интересе не к разговорам об этих проблемах, не к обещаниям решить их после выборов (их ветераны слышали или читали о них) и даже не о подготовке «жизненно важных» поправок к законам, вроде разрешающих призывникам – кандидатам в мастера и мастерам спорта выбирать место службы (вместо отъема такого права у спортсменов-перворазрядников) или отменяющих дисциплинарное взыскание в виде сокращения отпуска военнослужащим, которым отпуск вообще не положен. Имеется в виду интерес к немедленному и справедливому законодательному снятию перечисленных проблем. На первое полугодие послевыборного года, полагаю, можно было бы отложить только переклассификацию денежного довольствия офицеров в денежное содержание или, другими словами, изменение законодательства о статусе военнослужащих и пенсионном обеспечении и «лиц, проходивших военную службу».

Хорошо будет, если проявит конкретный интерес к этим проблемам и Верховный Главнокомандующий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нобелевская премия мира не досталась Трампу

Нобелевская премия мира не досталась Трампу

Геннадий Петров

Награду получила противница венесуэльских властей Мария Корина Мачадо

0
1313
Самозанятым настоятельно рекомендуют начать отчислять взносы в Соцфонд

Самозанятым настоятельно рекомендуют начать отчислять взносы в Соцфонд

Ольга Соловьева

Власти обещают оставить специальный налоговый режим без изменений до 2028 года

0
2229
Суды можно быстро разгрузить с выгодой для граждан

Суды можно быстро разгрузить с выгодой для граждан

Иван Родин

Законопроект "Новых людей" проверит намерение властей и дальше отрицать очевидное

0
2114
Ожидаемый прирост ВВП в 2025 году снизился до 0,7%

Ожидаемый прирост ВВП в 2025 году снизился до 0,7%

Михаил Сергеев

Если тенденция продолжится – избежать спада экономики в следующем году будет почти невозможно

0
2939

Другие новости