0
1167
Газета Концепции Интернет-версия

12.10.2007 00:00:00

О военном пенсионере замолвите слово

Радий Зубков

Об авторе: Радий Анатольевич Зубков - контр-адмирал в отставке.

Тэги: ветераны, пенсионеры


«Российские офицеры должны жить достойно», – сказал президент РФ Владимир Путин. Мне могут возразить, что пенсионеры – это не офицеры, а в соответствии с пенсионным законодательством, «лица, проходившие военную службу» в качестве офицеров, и поэтому высказывание президента РФ к ним не относится. В ответ напомню народную мудрость, гласящую, что «генерал – он и в Африке генерал!», а также официальные понятия – офицер запаса и офицер в отставке.

НЕМНОГО ДАТЬ И ЗАМОРОЗИТЬ

Начну с того, что мешает сегодня офицеру-пенсионеру жить достойно.

Сначала о «пайковых». Конечно, решение о включении 608,33 руб. в оклад по воинскому званию – решение «мудрое», но несправедливое. Когда в ХХ веке нынешние офицеры в отставке были еще действующими офицерами, им платили ежемесячно 20 руб. «пайковых», которые тоже включались в оклад, по-моему, должностной. Эти 20 руб. затем входили и в расчет пенсии. До того, как в нашей стране начали строить социализм с «человеческим лицом», этих денег хватало, чтобы нормально обедать на службе каждый из 22 рабочих дней месяца. Не думаю, что сейчас, в условиях капитализма с «нечеловеческим лицом», действующий офицер может себе позволить такую «роскошь», как 22 ежедневных обеда на службе, за 608,33 руб. в месяц. Полагаю, что сегодняшний рубль раз в сто с лишним дешевле рубля 1980-х годов. Следовательно, и сегодняшние «пайковые» должны быть больше 20 руб. во столько же раз, т.е. не менее 2000 руб. в месяц (кстати, близкая к этой цифра получится, если сегодняшнюю реальную стоимость суточного пайка военнослужащего – около 70 рублей – умножить на 365 дней и разделить на 12 месяцев). Тогда, наверное, примерно за 90 руб. офицер сможет пообедать в военной столовой 22 раза в месяц. А для офицеров-пенсионеров 50–85% этой суммы станут заметной прибавкой к пенсии.

Если одноразовое решение этой проблемы слишком накладно для бюджета РФ на 2007 год, почему бы, например, не добавить 1391,67 руб., недостающие до 2000 руб., к окладам военнослужащих в два приема: в апреле (в ответ на озабоченность Минобороны, справедливо предполагающего необходимость еще одной, промежуточной индексации денежного довольствия военнослужащих в дополнение к запланированной на 1 сентября 2008 г.) и в сентябре 2008 года. Помнится, президент России требовал от министра финансов (тоже, кажется, российского, а не Николя Фуке) найти справедливое решение вопроса о «пайковых». Но, возможно, кому-то из деньги предержащих показалось, что в случае справедливого решения «лица, проходившие военную службу», могут слишком долго задержаться на этом свете.

Надо заметить, что у этой проблемы тоже есть прошлое, начавшееся в 2000 году, когда размер «пайковых» был заморожен на уровне 608,33 руб. Если признать, что это было ошибкой, то придется признать долг и перед действующими офицерами, и перед пенсионерами. Но и этот долг можно было бы выплатить постепенно, как и «забытое» повышение пенсий.

18 февраля 2005 года указом президента РФ № 176 к пенсиям «лиц, проходивших военную службу» с 1 марта 2005 года, была установлена доплата в размере 240 рублей. Не касаясь этической стороны этого «пожертвования», выскажу лишь недоумение по поводу того, что эта доплата не индексируется при индексации базовой части трудовой пенсии по старости, в отличие от надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий, индексация которых предусмотрена Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу┘».

ГРОШОВЫЕ ПОДАЧКИ

Предполагаю, причина в том, что в этом законе отсутствует понятие «доплата». Возможно, чиновники, готовившие проект указа № 176, просто упустили из виду вопрос об индексации доплаты к пенсиям, но нельзя исключить и того, что они решили «сэкономить» на офицерах-пенсионерах. Найти орган власти, в котором служат эти чиновники, не удалось. Но непонятно, почему Минобороны не озаботилось и не желает заниматься разрешением этой проблемы. Проблема же не стоит и десятка выеденных яиц (по московским ценам): при увеличении базовой части трудовой пенсии, скажем, на 10% размер доплаты увеличится на 24 руб. Для его решения требуется лишь указ президента РФ об индексации доплаты и возвращении долга, образовавшегося с 1 марта 2005 года, и постановление правительства РФ о порядке реализации такого указа.

Именно так и делается в отношении получающих различные доплаты пенсионеров из числа занимавших государственные гражданские должности, но не сделано в отношении военных пенсионеров. Почему же? Не исключено, что потребуется лишь внесение понятия «доплата к пенсии» в упомянутый выше пенсионный закон. Замечу, что, по информации из Минобороны, в подготовленном им законопроекте об упорядочении вопросов, связанных с выплатой «лицам, проходившим военную службу», надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий, понятие «доплата» не появилось.

Также указом президента РФ, но уже от 30 марта 2005 г. № 363, было установлено ежемесячное материальное поощрение участникам Великой Отечественной войны в размере 1000 рублей, но и оно с тех пор не индексируется, хотя другие ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны, а также инвалидов и пенсионеров федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, индексируются при индексации базовой части трудовой пенсии. А 1000 рублей за 2,5 года превратилась, пожалуй, рублей в 600–700.

Мне представляется, что сказанное об отсутствии индексационных выплат, установленных указами президента РФ, – еще один пример безразличного отношения деньги предержащих к нуждам и правам офицеров-пенсионеров и участникам Великой Отечественной войны из их числа. До середины 2000 года в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащие и офицеры-пенсионеры ежегодно получали компенсацию стоимости санаторно-курортного лечения на себя и на каждого члена семьи в размере шести и трех минимальных размеров оплаты труда соответственно. Но как только размер МРОТ перевалил за 100 рублей, Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (не путать с упомянутым выше печально известным законом 122) указанная норма была превращена в 600 и 300 рублей соответственно. С тех пор, например, студенческие стипендии увеличены, по-моему, с 200 или 300 до 900 руб., а размер санаторно-курортных компенсаций для действующих и вышедших на пенсию офицеров остался неизменным, хотя по аналогии, предположим, с увеличением студенческих стипендий и стоимости продовольственного пайка должны были, наверное, увеличиться в 3–4,5 раза. Это было бы проявлением скромной, но посильной заботы о служивых и ветеранах. Для ясности пример из собственного опыта: в июле сего года я заплатил за 21 день пребывания в санатории вдвоем с женой 20 737 руб., которые были «компенсированы» 900 рублями. Смешно, но горько! Кстати, в 1980-х годах две такие путевки стоили 180 руб.й, притом за 26 дней пребывания в санатории...

Хорошо, конечно, что работающим пенсионерам из числа «лиц, проходивших военную службу», обещают предоставить право на вторую, трудовую пенсию. Хочется надеяться, что в этом деле обойдется без такого же крохоборства и цинизма, как в некоторых из приведенных выше примерах.

ИНВАЛИДЫ ДВУХ СОРТОВ

А вот за офицеров-пенсионеров, являющихся участниками Великой Отечественной войны и инвалидами, радоваться не приходится. Таких людей осталось всего-то менее 100 тысяч. Их однополчане, гражданские пенсионеры-инвалиды, которых раз в 10 больше, помимо трудовой пенсии по старости, получают сегодня трудовую пенсию по инвалидности (наверное, в благодарность за Победу) в размере двух с половиной базовых частей трудовой пенсии (с 1 октября 2007 г. это 3150 руб.). А офицеров-пенсионеров 80 лет и старше, являющихся участниками войны и инвалидами (а многие из них являются еще и участниками послевоенных боевых действий в «горячих точках» за рубежом и в России), «благодарят» за Победу надбавкой к пенсиям в размере четырех «незаконнорожденных» (закона о них нет!), произвольно исчисленных минимальных пенсий по старости (сегодня это – 1344,2 руб.).

Здесь указаны цифры, касающиеся инвалидов III степени (1 и 2 групп). Мало этого, в силу недоработанности Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу┘» минимальная пенсия индексируется только в случае индексации базовой части трудовой пенсии, но не увеличивается при законодательном установлении нового размера последней. Пользуясь этим, правительство РФ в феврале 2005 года не произвело увеличение размера минимальной пенсии по старости в связи с установлением законами РФ новых размеров базовой части трудовой пенсии (думаю, этот «обходной маневр» будет повторен и этом году). В результате пенсия по инвалидности гражданским участникам войны выросла за это время на 91%, а надбавка к пенсии их однополчанам – военным пенсионерам – на 24% (даже если минимальная пенсия все же будет проиндексирована с 1 октября с.г. на 13%, четыре минимальных пенсии составят лишь 1518,95 руб., а рост – 40%).

Таковы «особенности национальной охоты» на военных пенсионеров этой категории, или государственной дискриминации в области пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров. Зачем разделили победителей на «белых» и «черных» людей? Ведь основания для получения «белыми» и «черными» участниками войны фактически второй пенсии одни и те же: участие в войне и инвалидность. Что же мешает разрешению этой проблемы? Известно, что Минобороны по поручению правительства РФ разработан законопроект, предусматривающий выплату всех надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий военным пенсионерам по нормам, установленным для гражданских пенсионеров федеральными законами о государственном пенсионном обеспечении и трудовых пенсиях в РФ, исходя при этом из базовой части трудовой пенсии по старости. Судьба этого законопроекта неизвестна. Наверное, его прохождение будет долгим. А разве нельзя быстро внести и принять поправку в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу┘», обязывающую правительство РФ не только при индексации, но и при установлении нового размера трудовой пенсии по старости в такой же степени увеличивать размер минимальной пенсии по старости?

Думаю, что бездействие в этом вопросе власть и деньги предержащих – откровенный цинизм!

Не могу не сказать об увеличении пенсий «лицам, проходившим военную службу» в районах Крайнего Севера или приравненных к ним в течение 15 или 20 лет соответственно, с применением коэффициента увеличения до 1,5. В принципе правильная мера. Но почему бы для тех, кто прослужил, например, 1/5 или 1/3 этого срока, не установить коэффициент до 1,1 или до 1,17? И так далее – в зависимости от продолжительности службы меньшей 15 или 20 лет. Думается, что такой порядок был бы более справедливым, чем существующий.

Считаю нужным замолвить слово и за отставных офицеров, проходивших военную службу и оставшихся жить в «дорогих» регионах (городах), где военнослужащим установлены специальные надбавки к денежному содержанию, призванные компенсировать дороговизну жизни. Интересно, кто и из каких соображений считает, что офицерам-пенсионерам в этих регионах (городах) не требуются подобные надбавки к пенсии?

Хотелось бы также спросить Минобороны РФ, когда, наконец, решения об индексации пенсий, надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий будут исполняться со дня, указанного в законах РФ и постановлениях правительства РФ об индексации окладов военнослужащих или трудовых пенсий по старости? До сих пор было так: объявляется в сентябре об индексации окладов, например, с 1 октября, а увеличенные в этой связи пенсии выплачиваются с 1 ноября, если индексация назначена с 1 декабря, то получение новых пенсий может передвинуться на февраль. Где «гуляют» в это время пенсионные деньги? Кто должен и кто может навести порядок в этом вопросе?

КОМУ ЭТО НАДО?

Справедливое, законное и быстрое разрешение показанных проблем может стать первым шагом на пути приближения жизни офицеров-пенсионеров, да и действующих, к уровню достойной. От этого зависит моральный дух не только «лиц, проходивших военную службу» в качестве офицеров, но и офицеров, продолжающих или начинающих эту службу. Следовательно, от этого зависит также боеспособность Вооруженных сил и безопасность России, потому что лейтенанты смотрят на ветеранов, причем не только на их ордена, но и на пенсии.

Справедливости ради отмечу, что в текущем году имел место и положительный пример разрешения проблем военных пенсионеров. Постановлением правительства РФ от 22 января 2007 г. № 28 остановлены посягательства Минфина на наши права: восстановлена индексация надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий в сроки и в размере индексации базовой части трудовой пенсии по старости, прекращенная с 1 августа 2005 года, и возвращен накопившийся с этой даты долг.

Вот так бы и с остальными проблемами разобраться!

А на вопрос о том, как должны жить офицеры-пенсионеры, отвечу словами президента РФ: достойно. Думаю, для этого требуется радикальное решение: пенсии должны исчисляться не из размера сегодняшнего денежного содержания (окладов и надбавки за выслугу лет) действующих офицеров, а из размера их денежного довольствия (окладов и всех имеющихся надбавок). С этой целью денежное довольствие действующих офицеров, т.е. государственных военных служащих, следует переклассифицировать в денежное содержание, как это сделано для государственных гражданских служащих.

В заключение хотел бы спросить: почему отмеченные проблемы не интересуют вас и вашу фракцию в Государственной Думе, «Единая Россия», вас – комитет по обороне Государственной Думы, а также других борцов за депутатские мандаты и министерские посты, за повышение социального статуса и социальную защищенность военнослужащих? Конечно, речь о вашем интересе не к разговорам об этих проблемах, не к обещаниям решить их после выборов (их ветераны слышали или читали о них) и даже не о подготовке «жизненно важных» поправок к законам, вроде разрешающих призывникам – кандидатам в мастера и мастерам спорта выбирать место службы (вместо отъема такого права у спортсменов-перворазрядников) или отменяющих дисциплинарное взыскание в виде сокращения отпуска военнослужащим, которым отпуск вообще не положен. Имеется в виду интерес к немедленному и справедливому законодательному снятию перечисленных проблем. На первое полугодие послевыборного года, полагаю, можно было бы отложить только переклассификацию денежного довольствия офицеров в денежное содержание или, другими словами, изменение законодательства о статусе военнослужащих и пенсионном обеспечении и «лиц, проходивших военную службу».

Хорошо будет, если проявит конкретный интерес к этим проблемам и Верховный Главнокомандующий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1347
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1339
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1101
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
699

Другие новости