0
1669
Газета Концепции Интернет-версия

08.02.2008 00:00:00

Отказ от наследия Октября 1917-го

Юрий Киршин

Об авторе: Юрий Яковлевич Киршин - доктор философских наук, генерал-майор в отставке.

Тэги: история, концепция


история, концепция Сбережение наследия прошлого укрепляет безопасность страны.
Плакат Ефима Цвика

Концепция национальной безопасности РФ 2000 года сыграла существенную роль во внутренней и внешней политике России, в укреплении российской государственности. Однако в этом документе недостаточно представлена цивилизационная составляющая национальной безопасности, что следовало сделать бы при разработке новой концепции.

СЕРДЦЕВИНА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В нынешней концепции под национальной безопасностью понимается безопасность многонационального народа только как носителя суверенитета Российской Федерации. Концепция не рассматривает защиту РФ как защиту сердцевинного государства православной (восточноевропейской) цивилизации, что сужает и обедняет существенным образом содержание понятия безопасности.

Между тем православная цивилизация обладает собственными закономерностями формирования, мощным потенциалом для развития. Причем Российская Федерация является сердцевинным государством православной цивилизации, что стало результатом сплетения времен, многомерной истории России, Советского Союза, которая хранит память о наших предках, сохраняет духовную связь поколений, связывает прошлое, настоящее и будущее. РФ обладает самодостаточностью в политической, социальной, экономической, ресурсной, культурной, конфессиональной, технологической, демографической и военной сферах.

Российская Федерация – единый географический, политический, экономический, культурный, языковой организм, способный выполнить роль сердцевинного государства благодаря огромному вкладу в стабильность, развитие и сохранение православной цивилизации; конструктивному диалогу с государствами других локальных цивилизаций; обладающий возможностями решать мировые проблемы, адаптироваться в изменяющемся мире, защититься от угроз, опираясь на собственные силы. РФ, соединяя Европу и Азию, занимает уникальное цивилизационное и геополитическое пространство, что позволяет ей играть стабилизирующую роль в отношении государств западноевропейской, китайской, японской и исламской цивилизаций, расширять и углублять с ними контакты.

Цивилизационная безопасность РФ выступает интегрированным состоянием защищенности во времени и пространстве интересов личности, общества и государства.

В настоящее время со стороны государств некоторых локальных цивилизаций для РФ исходят невоенные и военные угрозы. Они опасны не только для политической и экономической систем, территориальной целостности и суверенитета России, которые отражены в Концепции национальной безопасности и Военной доктрине РФ. Вызовы направлены не только против российского государства, но и против сердцевины православной цивилизации. Поэтому РФ нуждается в цивилизационной безопасности, которая по своему содержанию существенно дополнит и расширит существующую концепцию. Цивилизационная составляющая позволит обеспечить защиту от невоенных и военных угроз всех сфер жизнеобеспечения, всех элементов православной цивилизации: политической и экономической систем, этнических и религиозных структур, культуры, всех форм общественного сознания, идентичности, традиций, образа жизни.

Отрицание и игнорирование цивилизационного подхода, непонимание роли РФ как сердцевинного государства православной цивилизации не позволяет российской власти выработать и проводить взвешенную политику в отношении украинского и грузинского народов. Недооценка культурологического и конфессионального диалога РФ с государствами западноевропейской цивилизации затрудняет осуществление цивилизационной политики в отношении Польши, Литвы, Латвии и Эстонии.

Укреплять цивилизационную безопасность РФ нельзя без учета отношений с другими локальными цивилизациями. В настоящее время происходит формирование нового мирового порядка, в основе структуры которого находятся государства мирового сообщества. Но мировое сообщество – это и совокупность локальных цивилизаций, которые развиваются по закономерностям, присущим только им. В связи с этим проблемы нового мирового порядка невозможно решать вне цивилизационной структуры мирового сообщества. В формирующемся новом мировом порядке образуются такие новые центры силы, как Европейский союз, США, Россия, Китай, Индия, Япония, некоторые мусульманские государства. Признание равенства западноевропейской, православной, китайской, исламской, индийской, японской, латиноамериканской и африканской цивилизаций должно быть главным принципом нового мирового порядка. Поэтому в новой Концепции национальной безопасности РФ необходимо учитывать цивилизационный аспект.

Защита политической системы – характерная черта государств всех локальных цивилизаций. В существующей Концепции национальной безопасности РФ недостаточное внимание уделяется защите демократических ценностей. В самом деле, россияне почти не принимают никакого участия в принятии решений по проблемам войны и мира; в деятельности исполнительной власти возникают авторитарные тенденции; в государственных структурах происходит сужение демократических ценностей; создание Общественной палаты и Общественного совета при Министерстве обороны тормозит действия многих неправительственных организаций; сужаются протестные возможности граждан; иные общественные организации создаются сверху; в СМИ пропагандируются авторитарные режимы; растет число политиков, политтехнологов, телеведущих, журналистов с авторитарным воинственным мировоззрением. Защиту демократии необходимо осуществлять одновременно с формированием правосознания народа.

В новой концепции целесообразно четко представить позицию, что, во-первых, РФ заинтересована в расширении демократического сообщества за счет государств других цивилизаций; во-вторых, РФ осуждает диктаторские режимы; в-третьих, РФ осуждает насильственное насаждение демократии.

Основное внимание в существующей концепции безопасности уделено экономической безопасности в ущерб безопасности культуры. И это не случайно. В РФ до сих пор нет социально-философского осмысления духовных процессов, нет защиты духовного самосознания общества, нет рациональной политики в области культуры как базовой ценности, которая определяет поведение и деятельность россиян. Происходит коммерциализация культуры, размываются грани между массовой и элитарной культурой, между этическим и безнравственным. Продолжается процесс романтизации псевдогероев – бандитов и прочих уголовных преступников. СМИ, кинофильмы забиты жестокостью и насилием.

Цивилизационная безопасность предполагает защиту всех форм общественного сознания и их практическое воплощение, особенно морали. Но защита нравственности в РФ возможна при условии, что все ветви власти будут находиться в морально-правовом пространстве.

В защите нуждается и наука, которая находится на обочине общественной жизни. В стране явно принижена роль ученого. Видных ученых почти нет в исполнительной и законодательной власти, в политических партиях, зато во всех партийных списках представлены певцы, спортсмены, артисты.

Реальную и эффективную систему национальной безопасности нельзя создать, не имея объективной истории дореволюционной России, Советского Союза, РФ. В существующей концепции нарушена историческая связь времен, поэтому нельзя познать настоящее, предвидеть будущее. В интересах обеспечения национальной безопасности целесообразно из нашей истории, во-первых, взять, усвоить, сохранить позитивное; во-вторых, осудить, отвергнуть негативное; в-третьих, найти исторические компромиссы; в-четвертых, внести новое, креативное.

Важной составляющей национальной безопасности РФ является религия. Религиозные конфессии, и прежде всего православие, способствуют сплочению общества, увеличивают защитное духовное пространство, расширяют шкалу моральных ценностей, выполняют воспитательную функцию.

Безопасность РФ как сердцевинного государства православной цивилизации предполагает уважение к исторической памяти, к павшим в боях и сражениях за дореволюционную Россию, за Советский Союз. Однако мы являемся свидетелями равнодушия по вине федеральных и региональных властей к погибшим даже в годы Великой Отечественной войны. Исчезают многие захоронения воинов, на многих могилах отсутствуют имена погребенных, мемориальные кладбища превращаются порой в увеселительные зоны.

В стране не сохранены мемориалы по убитым в годы Первой мировой войны, в период войны Гражданской. Все это свидетельствует о необходимости отмечать День поминовения павших на полях в войнах за Отечество.

Понимание национальной безопасности в концепции только как безопасности многонационального народа – носителя суверенитета РФ привело к неполному определению субъектов формирования и реализации политики национальной безопасности. К таковым отнесены: президент, Федеральное собрание, правительство, Совет безопасности, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Удивительно, что в демократическом государстве от формирования и реализации политики обеспечения национальной безопасности отлучен главный субъект – российский народ.

ТЯЖКИЙ УРОК

В 1917 году в России произошла социалистическая революция. Она была направлена против ценностей православной цивилизации, на ликвидацию ее политической и экономической систем, культуры, религии, всех форм общественного сознания, традиций, образа жизни. Революция, проходившая по ленинскому сценарию, ломала «старое в самом основном и коренном». Октябрь 1917-го нарушил цивилизационный процесс во всех сферах, нанес громадный урон православной цивилизации, ее исламской, буддийской, католической и протестантской общинам.

Антицивилизационный характер Октябрьской революции проявился в отношении к военной культуре России. Были ликвидированы остатки русской армии; преданы забвению военная наука и военное искусство, система военного образования, лучшие традиции русской армии, русская военная история; ликвидированы государственные и военные символы (отменены, в частности, погоны как атрибут царских войск); разрушены многие памятники.

После совершения Октябрьской революции и с началом Гражданской войны были сделаны первые шаги по формированию военной культуры первого в мире социалистического государства на его политической, экономической и духовной основах. Советская военная культура была слепком тоталитарного и авторитарного режима, имела антицивилизационный, атеистический характер. Она рассматривалась в качестве одного из средств мирового гегемонизма: во-первых, совершения мировой социалистической революции, построения на земном шаре всемирного социалистического общества; во-вторых, ликвидации китайской, индийской, западноевропейской и других локальных цивилизаций, создания единой социалистической атеистической цивилизации.

Концепция мировой социалистической революции оказала сильное влияние на формирование революционных, гегемонистских и антицивилизационных взглядов советских военачальников. М.Фрунзе и М.Тухачевский предлагали создать международный Генеральный штаб Красной армии, который будет направлять военную революционную деятельность в других странах.

В советской военной культуре был низкий уровень гуманистического потенциала, она носила репрессивный характер в отношении своих военнослужащих. Репрессии пронизывали почти все составляющие военной культуры.

Вместе с тем в создание РККА, в развитие советской военной науки большой вклад внесли бывшие генералы и офицеры русской армии А.Свечин, А.Снесарев, В.Триандафиллов, Б.Шапошников и другие.

Гибкость, способность восстанавливаться после тяжких поражений, ошибок в военном строительстве, но и усиливаться, наращивать потенциал в экстремальных условиях – характерная черта советской военной культуры. Несмотря на ряд катастроф в 1941–1942 годах, военная культура возродилась, превзошла германскую. Вторая мировая война показала, что военная культура тоталитарного советского государства оказалась по сравнению с военной культурой фашистской Германии, с военной культурой США и Великобритании самой приспособленной для ведения войны. Советское военное искусство заняло лидирующую позицию в развитии всемирной военной культуры.

Приращение мощи военной культуры в годы войны произошло также вследствие обращения к русским предкам, традициям, символам. Были введены ордена, носившие имена великих русских полководцев и флотоводцев. Сталин и его окружение пошли на сотрудничество с Русской православной церковью.

В 50–70-е годы прошлого столетия произошла революция в советской военной культуре. Ракетно-ядерное оружие изменило все ее составляющие. Военная культура СССР достигла пика своего развития.

Однако милитаризация всех сфер жизни, разросшаяся армия и гигантский военно-промышленный комплекс, воинственная военная политика, участие в холодной войне явились лишь несколькими из причин политического, экономического и духовного кризиса социализма. Гонка вооружений нарушила баланс в обществе и в самой военной культуре, своей избыточностью существенно расшатала авторитарный социализм, который себя исчерпал при самом высоком уровне развития военной культуры, которая его не только не спасла, но и ускорила его гибель.

Социалистическая военная культура – явление историческое, как и созданный в ХХ–XXI веках социализм. Опыт истории показал, что антицивилизационные революции, тоталитаризм сталинского образца, авторитаризм брежневской эпохи по своей природе могут быть только временными.

ПРИОРИТЕТЫ ВОЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

После демократической революции 1991–1992 годов начала формироваться военная культура РФ, в том числе и как военная культура сердцевинного государства православной цивилизации. При этом был использован советский опыт (создание организационной структуры вооруженных сил, их техническое оснащение, боевая и оперативная подготовка, управление войсками).

Но интересы создания новой военной культуры требовали разрыва с марксистской идеологией. Поэтому ушла в прошлое руководящая роль коммунистической партии в военном строительстве, были ликвидированы политические органы, институт заместителей по политической части, партийные и комсомольские организации, военно-политическая академия и высшие военно-политические училища.

Конечно, при жизни одного поколения трудно преодолеть тоталитаризм и авторитаризм, советскую военную идеологию. Однако, несмотря на трудности, процесс пошел и набирает силу.

При развитии военной культуры РФ в основе должны лежать следующие принципы и рекомендации: соответствие демократическому правовому государству с рыночной экономикой, ценностям и традициям православной цивилизации; адекватная реакция на настоящие и возможные в будущем угрозы; миролюбивая политика, отказ имперского и «губернского» мышления; баланс между миролюбивой политикой и обеспечением военной безопасности, между культурой мира и военной культурой; вклад военной культуры в выживание человечества; активное участие в решении глобальных проблем; охват гражданским контролем всех элементов военной культуры; наличие в военной культуре светской и религиозной составляющих.

Сталинский режим не создал военную культуру «с человеческим лицом». Немногого добился в этом отношении и авторитарный социалистический режим. Человеческое же измерение военной культуры РФ предполагает внедрение в сознание всех руководителей идеи о бесценности жизни; обязательное соблюдение прав военнослужащих на жизнь и охрану здоровья; достижение побед с минимальными потерями. Девиз «Беречь людей» должен стать главным уроком, вытекающим из осмысления советской военной культуры.

Гуманистический аспект военной культуры РФ предполагает ориентацию на сохранение жизни человека как наиболее приоритетной проблемы, гуманистические качества человека как субъекта и объекта военной политики, гуманистическое мышление и деятельность военно-политического руководства. Гуманизмом должны быть проникнуты все аспекты войны: политическое содержание, вооруженная борьба, невоенные формы борьбы.

Военная культура РФ не приемлет репрессий в качестве способа комплектования вооруженных сил, обучения и воспитания, в качестве необходимого условия ведения войны. Страх не должен быть стимулом военной деятельности военнослужащих армии демократического государства.

В военной культуре РФ важное место должна занять моральная составляющая. Моральная оценка военной культуры – один из залогов прочности демократического государства. Как известно, достижение политических и военных целей непосредственно не выводит на результат. Цели всегда достигаются с использованием определенных средств. Поэтому недопустимо в военной культуре демократической России оценивать результаты вне моральной и правовой оценки используемых средств.

При формировании военной культуры РФ недостаточное внимание уделяется цивилизационной составляющей. Военная доктрина Российской Федерации не является доктриной сердцевинного государства православной цивилизации. В 1990-е годы в РФ религиозная составляющая не стала частью военной реформы, как в военных реформах Петра I, Екатерины II, Милютина.

В обеспечении безопасности РФ важное место занимает военная культура. Вместе с тем для самой военной культуры существуют внешние и внутренние угрозы. В защите нуждаются все компоненты военной культуры: военная идеология, военные традиции, престиж Вооруженных сил; способы ведения войны; социальные права военнослужащих; символика; воинский быт; форма одежды и т.д. В защите военной культуры предполагается защита единства в ней светского и религиозного. Для решения этой задачи целесообразно использовать не только исполнительную, законодательную и судебную власти федерального и регионального уровня, формирующееся гражданское общество, но и ее самозащиту.

Особенно большая роль в защите военной культуры принадлежит гражданскому обществу, гражданскому контролю, общественным организациям, Академии военных наук, Российской военной энциклопедии.

Военная культура государства может быть избыточной в целом, избыточной в отдельных компонентах и, наоборот, ущербной в целом, ущербной в отдельных компонентах. Поэтому необходимо добиваться баланса, гармонии между миролюбивой политикой и обеспечением военной безопасности.

Демократическое государство способно себя защитить от агрессии войной, которая может иметь характер Отечественной.

Война со стороны демократической России при отражении агрессии явится Отечественной при соблюдении следующих критериев:

– защита и сохранение политической и экономической систем, всех форм общественного сознания и их практическое воплощение, традиций, образа жизни;

– защита светских и религиозных ценностей РФ как сердцевинного государства православной цивилизации;

– справедливый характер целей войны при использовании моральных и законных средств;

– соответствие характера войны демократическим принципам и ценностям, национальным интересам государства и гражданского общества;

– человек в войне является главной ценностью;

– высшая степень участия в войне народа, массовый героизм народа;

– защита мирного населения на всей территории государства, в том числе в условиях оккупации агрессором ее части;

– политическое, социальное, духовное единство общества;

– конечная цель войны – добиться победы, превратить государство агрессора в источник мира;

– соответствие российскому законодательству и нормам международного гуманитарного права;

– недопущение репрессий в отношении своих военнослужащих и российских граждан.

И последнее. Защита военной культуры государств локальных цивилизаций тесно связана и с проблемой заимствования друг у друга элементов военных культур.

Обеспечить национальную безопасность государств, защитить свою военную культуру нельзя без учета достижений вероятных противников в строительстве вооруженных сил, в способах ведения войн. В целях своего выживания государства стремились заимствовать прежде всего у главных, наиболее сильных соперников. Русский военный теоретик генерал А.Незнамов писал, что никогда не страшно, а временами неизменно необходимо заимствовать там, где это лучше, где уже испытано и проверено, вместо того чтобы своим умом, но очень медленно, прийти к тому же.

Заимствование как способ обеспечения военной безопасности, достижения политических и военных успехов отвергает слепое подражание, которое разрушает собственную военную культуру, отбрасывает ее назад. Успех заимствования в интересах защиты самобытности достигается путем учета национальных, религиозных, культурологических особенностей, военных традиций, образа жизни народа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
613
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
724
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
739
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
609

Другие новости