0
5539
Газета Концепции Интернет-версия

31.07.2009 00:00:00

"Русь" должна оторваться от Земли

Андрей Бондаренко

Об авторе: Андрей Бондаренко - Специальный корреспондент "Независимого военного обозрения" в Самаре.

Тэги: ракета, русьм, груз


ракета, русь-м, груз "Русь-М" должна придти на смену нынешним ракетам-носителям.
Фото из книги "Оружие России"

23 июля в Государственном научно-производственном ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс» в Самаре отметили 50-летие Центрального специализированного конструкторского бюро. Полвека назад на ставшем «Прогрессом» Государственном авиазаводе имени Сталина для конструкторского сопровождения серийного выпуска первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 приказом Сергея Королева был образован отдел № 25 ОКБ-1, через год – филиал его проектно-конструкторской организации. А в 1964 году он получил статус головного в области создания ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. Волжане на базе королевской «семерки» спроектировали девять модификаций самых надежных в мире ракет-носителей. Ими выполнено более 1740 запусков космических аппаратов, из которых 956 «изделий» 15 типов собственной разработки. Это почти 2/3 от общего числа пусков в СССР и России. Самарскими носителями выведены на орбиты пилотируемые корабли, на которых летали все 103 отечественных космонавта.

НА СМЕНУ КОРОЛЁВСКОЙ «СЕМЕРКЕ»

В октябре исполнится 45 лет полету первого в мире многоместного космического корабля «Восход» с тремя космонавтами на борту. За прошедшие десятилетия вместимость отечественных пилотируемых космических аппаратов не выросла ни на одного человека. США же через четыре года догнали, а затем и перегнали вырвавшийся вперед СССР. В 1982 году на космическом челноке «Колумбия» полетели четыре астронавта, а в октябре 1985 года на «Челленджере» – экипаж из восьми человек. В прошлом году Россию настиг Китай, чей трехместный «Шэньчжоу-7» фактически является копией наших «Союзов».

Стабильный состав отечественных космических экипажей объясняется тем, что в СССР и России все пилотируемые космические полеты обеспечивают ракеты-носители семейства «семерки» различных модификаций. Начиная со старта Юрия Гагарина, выводы на околоземную орбиту пилотируемых кораблей осуществлялись лишь на «дочках» Р-7. На фоне российского постоянства в США за годы космической эры последовательно сменили четыре типа ракет-носителей – «Атлас», «Титан», «Сатурн» и «Спейс шаттл» различных модификаций. С 1961 года взлетный вес американских пилотируемых космических аппаратов вырос более чем на 45 тонн – с 1,4 до 47 тонн. У нас же лишь на 2,5 тонны – с 4,7 у гагаринского «Востока» до 7,2 тонн у ныне летающих космических кораблей «Союз-ТМА». Советские сверхтяжелые ракеты Н-1 и «Энергия» так и не пополнили парк космических носителей.

В Центре подготовки космонавтов давно мечтают о новых космических кораблях и ракетах-носителях для них. Еще 15 лет назад в Самаре на торжественном праздновании 100-летия ракетно-космического предприятия «Прогресс» известные летчики-космонавты говорили об этом руководству ЦСКБ и его генеральному конструктору Дмитрию Козлову. Дважды Герои Советского Союза Алексей Губарев и Олег Макаров от имени товарищей по Звездному городку просили новую ракету, новую «лошадку» для российской пилотируемой космонавтики. В 2003 году не стало Олега Макарова, в марте нынешнего года скончался почетный генеральный конструктор ГНПРЦ «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрий Козлов, так и не дождавшись госзаказа на новый носитель для пилотируемых программ.

Но именно в первый месяц весны завершился объявленный Федеральным космическим агентством открытый конкурс на создание нового космического ракетного комплекса среднего класса повышенной грузоподъемности для космодрома «Восточный» в Амурской области. Первые запуски космических аппаратов с него с помощью новой ракеты намечены уже на 2015 году, а с 2018 года должен начаться вывод на околоземные орбиты кораблей с экипажами из шести человек, а в полеты на Луну – до четырех человек.

Под условия конкурса подошла самарская заявка на проект ракеты для вывода груза в 23,8 тонны (хотя согласно действующей классификации с массы полезного груза в 15 тонн уже начинаются ракеты тяжелого класса). Фактическим победителем оказался «ЦСКБ-Прогресс», получивший долгожданный госзаказ на оснащение российской космонавтики будущей сменщицей семейства «семерки». Он стал головной проектно-конструкторской организацией по разработке эскизного проекта ракеты-носителя с пока официально не утвержденным названием «Русь-М» в кооперации со специалистами Ракетно-космической корпорации «Энергия» и Государственного ракетного центра «Конструкторское бюро имени В.П.Макеева».

КОНКУРЕНТЫ – «АНГАРА», «АРИАН», «АРЕС»

Похоже, самарские ракетостроители в соперничестве с московским Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В.Хруничева были обречены на победу. Москвичи еще в 1993 году получили госзаказ на новую ракету-носитель «Ангара» для космодрома «Плесецк» и космодрома в Амурской области, который тогда именовался «Свободным». Они выиграли конкурс Минобороны и Росавиакосмоса и начали разрабатывать целое семейство из пяти космических ракет-носителей. От легкого до тяжелого классов – с грузоподъемностью от 1,5 до 28,5 тонны.

Первый пуск «Ангары» планировался на 2000-й, затем был перенесен на 2005 год. Но из-за ряда проблем, в том числе с новыми двигателями, и в этом году, через 16 лет после того конкурса, ее старта не ожидается. Запланированы лишь огневые стендовые испытания, которые позволят провести сертификацию двигательной установки. Старт «Ангары» в Плесецке состоится не ранее 2011–2012 годов. Сейчас московские специалисты сосредоточены на создании на северном космодроме «ангарского» стартового комплекса. Кроме того, они участвуют в совместном с Казахстаном проекте «Байтерек», цель которого – запуски «Ангары» с Байконура.

Семейство «Русь-М» из четырех новых российских ракет-носителей грузоподъемностью от 16 до 60 тонн может стать не только соперником еще невзлетевших отечественных РН «Ангара». Оно уже потенциальный конкурент для французских тяжелых ракет «Ариан-5», рассчитанных на вывод на околоземные орбиты полезной нагрузки в 21 тонну, и разрабатываемых в США РН «Арес-1». Которые могут вывести на орбиту вокруг Земли корабль «Орион» с экипажем из 4–6 астронавтов или полезный груз весом до 25 тонн.

Правда, в «ЦСКБ-Прогресс» хруничевцев считают партнерами: по словам его генерального конструктора Равиля Ахметова, для такой космической державы как Россия одной ракеты класса «Ангары» мало. В случае аварии до окончания расследования, выяснения и устранения ее причин старты носителя приостанавливаются. А вместе с ними на многие месяцы и годы могут быть заморожены и соответствующие космические программы. Очевидно, что начало разработки проекта «Русь-М» катализирует и работу специалистов Центра имени Хруничева.

ГОСЗАКАЗ ПОД КРИЗИС

В том, что к сентябрю 2010 года ракетостроители Самары, Миасса и Королева совместными усилиями изготовят эскизный проект новой ракеты-носителя и выполнят госзаказ, на который по контракту из госбюджета уже выделено 145 млн. руб., сомнений нет. Как нет их и в отношении РКК «Энергия», которая выиграла конкурс на изготовление космического корабля для ракеты-носителя «Русь-М» и получила под это госзадание 600 млн. руб. бюджетных средств. У самарских специалистов вызывает сомнение лишь возможность своевременного сооружения на космодроме «Восточный» в Амурской области стартового комплекса для новой ракетно-космической системы в установленные Советом безопасности России сроки до 2015 года.

Хотя в 1990-е годы здесь уже действовал созданный на базе расформированной 27-й ракетной дивизии РВСН космодром «Свободный», пять запусков легких конверсионных твердотопливных ракет «Старт-1» производились с мобильной пусковой установки типа «Тополь». Никаких дорогостоящих стационарных стартовых комплексов, кислородных и водородных заводов и прочей инфраструктуры там не имелось.

В 1997 году было подсчитано, что на строительство реального космодрома и его инфраструктуру требуется 13 трлн. руб. (чуть менее 2 трлн. долл. США по валютному курсу 1997 года). Через 10 лет ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» по заданию Роскосмоса определил для сооружения на том же месте инфраструктуры собственно космодрома с новым названием заметно сокращенный бюджет в размере 180 млрд. руб. (6,9 млрд. долл.).

Самарские ракетостроители уже в 2015 году рассчитывали выйти на первый запуск с помощью ракеты-носителя проекта «Русь-М» грузового корабля или автоматического аппарата. Но мировой экономический кризис внес коррективы. Правительством РФ в будущем году прогнозируется сокращение государственных доходов и расходов. Это должно поставить под сомнение реальность ранее намеченных сроков перевооружения российской пилотируемой космонавтики на новые ракеты-носители и космические корабли. Но, несмотря на объективные трудности, руководители предприятий-соисполнителей согласовали график работ по созданию нового космического носителя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1794
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3774
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2827
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2307

Другие новости