Несколько лет назад «Независимое военное обозрение» писало о деле Арне Трехолта («НВО» от 26.10.2006). Коротко напомним, о чем шла речь.
В январе 1985 года служащий МИД Норвегии Арне Трехолт был арестован норвежской контрразведкой в связи с обвинением в шпионаже в пользу СССР. Он был приговорен к высшей мере наказания – 21 годам тюремного заключения, из которых он отсидел 8 лет и был помилован королем.
На процессе в вину Трехолту ставились контакты с советской разведкой, передача им секретных документов, касающихся вооруженных сил Норвегии, а также НАТО, и получение от КГБ крупных сумм денег. Командующий оборонительными силами Норвегии генерал Фредерик Буль-Хансен оценил ущерб, нанесенный стране в пять оборонных бюджетов.
В числе свидетелей обвинения выступали перебежчики Станислав Левченко, а также Олег Лялин и Олег Гордиевский, которые давали показания заочно, причем имя последнего вообще не упоминалось (он фигурировал как «надежный источник в КГБ одной из сотрудничающих с Норвегией разведок»). Работавший на КГБ бывший полковник, по наводке которого и началась охота с помощью сотрудников ФБР на Трехолта, назвал его одним из самых успешных агентов КГБ за всю историю этой организации.
О своей жизни Арне дал немало интервью и написал ряд книг, в том числе «Серые зоны. Автобиография», которая вышла и в русском переводе в 2005 году под названием «Шпион, которого не было».
Известный советский разведчик, мой друг (ныне покойный) генерал-полковник Виктор Грушко в своих мемуарах высказывает убежденность в том, что Трехолт стал жертвой политической интриги. Его арест должен был послужить уроком для других политиков левого крыла на Западе. Думаю, что так и обстояло дело.
Я глубоко уважаю Арне, уверен, что его арест и суровый приговор были необоснованными. Восхищаюсь его твердым и мужественным, неиссякаемым оптимизмом.
Трехолт неоднократно пытался возбудить дело об отмене вынесенного ему приговора, но получал отказ. На днях специальная комиссия по судебным ошибкам – дословно «комиссия по юридическим убийствам» наконец-то приняла решение пересмотреть дело. Оказалось, что многие обвинения и «доказательства», фигурировавшие 25 лет назад, были сфальсифицированы. Это подтвердили некоторые бывшие сотрудники норвежской контрразведки, участвовавшие в расследовании дела Трехолта.
Будем надеяться, справедливость наконец-то восторжествует, а для норвежской полиции это будет уроком. Придется утереться и норвежской прессе, которая после ареста Трехолта захлебывалась от негодования. Убежденность в этом высказывает и большинство норвежцев.