Своих в беде не бросаем.
Фото из архива Объединения суворовско-ушаковских сборов
Словом «патриотизм» сегодня никого не удивишь. Оно у всех на слуху и опять востребовано. Однако реализовать любовь к родине на практике готовы далеко не все.
В ходе опросов, проведенных социологами Левада-Центра летом этого года, выяснилось, что в случае непосредственной военной угрозы России каждый десятый ее гражданин постарается покинуть родину. Чуть больше четверти опрошенных (26%) заявили, что не пойдут служить, поскольку не подлежат призыву. Еще 20% респондентов не смогли четко выразить свою позицию. Лишь 23% респондентов дождались бы повестки из военкомата, а добровольцами на фронт пошли бы 21% респондентов.
Итого: менее половины опрошенных мужчин призывного возраста готовы, если придется, исполнить свой воинский долг перед родиной. Статистика, прямо скажем, малоприятная. Что же делается в нашем государстве, чтобы результаты опросов стали выглядеть более оптимистичными?
Ответ на этот вопрос я попытался найти в Переславле-Залесском, где проходил очередной, VIII Всероссийский Ушаковский сбор военно-патриотических клубов и кадетских классов. Его организаторами выступили Объединение суворовско-ушаковских сборов, некоммерческий фонд помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «Омофор», Синодальный отдел РПЦ МП по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями, региональные представители известных всероссийских ветеранских организаций «Союз десантников России» и «Боевое братство». Ощутимая поддержка была оказана также мэром города Денисом Кошурниковым, благочинным церквей Переславского округа протоиереем Александром Передериным, командиром дислоцированной в городе воинской части полковником Игорем Полевщиковым.
ФЛОТ НАЧИНАЛСЯ С ПОТЕШНОЙ ФЛОТИЛИИ
Место сбора, посвященного святому флотоводцу, выбирается в этих местах уже во второй раз не случайно. Здесь, на Плещеевом озере, юный царевич Петр основал свою потешную флотилию, ставшую родоначальницей русского флота. К тому же эта земля освящена ратными и молитвенными подвигами многих поколений русских людей: город много раз горел и разрушался врагами, но вновь возрождался из пепла и руин.
Переславль-Залесский был основан в середине XII века Юрием Долгоруким. В первую очередь он известен как родина святого благоверного князя Александра Невского. Позже здесь княжил его младший сын Даниил, тоже прославленный в лике Московских святых. А в одном из городских монастырей принял священнический сан игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. И сегодня в 40-тысячном Переславле-Залесском четыре действующих монастыря и пять храмов. Все это придает городу особый колорит, создает атмосферу намоленности, духовности.
В сборе приняли участие 15 команд из различных регионов России: Москвы, Подмосковья, Владимира, Северодвинска, карельской Кондопоги. Открытие сбора проходило на Красной площади – бывшем княжьем дворе. Несмотря на моросящий дождик, все было празднично-торжественным: внос знамени сборов, застывшие во время звучания национального гимна в воинском приветствии офицеры, теплые напутственные слова гостей и руководителей, прохождение клубов с развернутыми стягами. Команды отличались не только знаменами, но и формой одежды – каждая из них была профессионально ориентирована на род или вид силовых структур: моряков, десантников, спасателей МЧС, полицейских.
Руководители команд и клубов – это офицеры запаса и казаки, спортсмены, педагоги, просто неравнодушные к судьбе страны и молодежи люди. Мне показалось, что для многих из них эти сборы не менее важны и интересны, чем для ребят. Эти взрослые люди, наблюдая за тем, что происходит в стране, где разворачивается война за человеческие души, за молодое поколение, чувствовали себя словно выключенными из жизни, не имея возможности как-то повлиять на ход событий. И вот, найдя себя в деле патриотического воспитания молодежи, реализовав свой потенциал, радовались теперь каждой победе своих подопечных.
Государство пока не стремится вплотную заняться патриотическим воспитанием молодежи, ограничиваясь лишь избирательными и временными полумерами типа раздачи грантов. Поэтому в этой работе по-прежнему многое вершится на энтузиазме, на человеческих отношениях, на честном слове, на договоренности. Но как же трудно воспитывать детей в любви к отечеству без поддержки самого государства. Порой кажется, что вокруг все этому противится: телевидение, гламурные журналы, реклама, распространяемые вокруг со скоростью эпидемии дурные привычки и модели поведения. Но находятся люди, имеющие силу и волю идти против течения, против так называемого общественного мнения, против недоуменных взглядов знакомых: «Зачем тебе это надо?», против устоявшегося мнения, что если что и стоит делать в этом мире, то только деньги, что работа с молодежью – удел пожилых педагогов.
Многое в нашем мире подчинено эгоизму, укоренению в людях лени, душевной вялости и расслабленности; все вокруг, как специально, направлено на подавление малейших ростков борьбы с этими пороками. И Ушаковский сбор – это серьезная попытка сил добра одержать победу в сердцах нашей молодежи, которые по Достоевскому являются полем брани. Ведь Федор Ушаков побеждал врага не только на морях, но и в самом себе, за что, собственно, и был причислен к лику святых.
ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ РЕБЯТ НЕ ОСТАНОВИТ
Полосу препятствий или, как ее еще называют новички, полосу выживания, на территории воинской части готовил ветеран Афганистана, ВДВ и сборов гвардейский прапорщик Николай Юдин со своими единомышленниками, участниками боевых действий. Полоса – это полуторакилометровая дистанция, состоящая из спусков и подъемов, рвов и оврагов, подозрительно пахнущих резиной «барсучьих нор» и «болотных кочек», подвесных бревен и завалов, канатных «бабочек» и «паучьих сетей», выросших на ровном месте стен и много чего другого, что надо преодолеть командой за минимально короткое время. На разных этапах надо стрелять из винтовки, тащить ящик с боеприпасами, нести на носилках «раненого», метать ножи, саперные лопатки и гранаты, по-пластунски переползать под натянутыми шнурами с закрепленными на них колокольчиками, каждый звоночек которых отзывается в голове: «Минус бал-л-л!»
Солдаты-срочники с любопытством наблюдали за ушаковцами. У них, как принято в армии, по субботам проводился ПХД – парко-хозяйственный день, который военнослужащие традиционно проводят с лопатами и метлами. Наверное поэтому, беседуя с участниками сбора, я не заметил у них огонька в глазах при вопросе о желании служить: «Пойти-то пойдем, но…» Кому же из мальчишек, почувствовавших на полосе выживания соленый вкус пота, перемешенный с радостью победы над собой, захочется идти в армию, где солдаты выполняют роль уборщиков территории? Кто им объяснит, что армия – это не только стрельбы, учения и марш-броски, но также и наряды, чистка оружия, наведение порядка в подразделении. Но причиной отсутствия энтузиазма у молодежи могут быть и непонятные военные реформы, больше похожие на шараханье из стороны в сторону.
Руководители команд на мой вопрос «Сколько их подопечных поступили в вузы Минобороны?» честно признались, что за последние год–два таких было единицы. Боится молодежь идти в никуда, боится стать бесперспективным или сокращенным кадром, боится, отучившись пять лет, сменить курсантские погоны не на лейтенантские, а на сержантские. Поменялись ориентиры молодежи, желающей служить отечеству. Вместо военных училищ и институтов нынешние молодые патриоты больше выбирают вузы ФСБ, МЧС или МВД.
Этот фактор используют руководители территориальных органов данных ведомств. Например, прежний начальник ГОВД Переславля-Залесского полковник милиции Алексей Круглов, не дожидаясь указаний сверху, два года назад на базе городского Центра детского творчества организовал из местных девчонок и мальчишек клуб «Юные полицейские России».
«Чем болтаться без дела, пускай они готовят себя для поступления в профильный колледж или институт», – рассудил полковник. Юные полицейские изучают законы и гражданское право, приемы самообороны и табельное оружие полиции, совместно с нарядами полиции патрулируют улицы и участвуют в антинаркотических рейдах, несут почетную вахту в дни праздников у мемориалов погибшим защитникам отечества.
Начальник управления МВД РФ по Ярославской области генерал-майор полиции Николай Трифонов, узнав об инициативе подчиненного, решил распространить этот опыт по всей области. Отныне во всех муниципальных образованиях Ярославской области действуют подобные клубы.
СВОИ ГЕРОИ И РЕКОРДЫ
Помимо полосы препятствий выпало на долю мальчишек и девчонок немало и других испытаний. Например, зачеты по топографии и ориентирование на местности, по общевоинским уставам и медицинской подготовке, а еще – марш-бросок с полной выкладкой. А пудовые гири и турник? А стрельба в тире из мелкокалиберных винтовок и пистолетов? А строевая подготовка и историческая викторина? Кроме этого были и прикладные «морские» этапы на реке Трубеж – вязание морских узлов, бросание на меткость спасательного круга, командный заплыв на рафте.
Не забыта была и культурная программа. Перед участниками сбора выступили бард Андрей Селиванов, десантник-афганец Евгений Ганин, поделившийся с ребятами впечатлениями об автопробеге по маршруту Ярославль–Владивосток–Париж.
Завершились сборы в день памяти святого праведного воина Федора Ушакова божественной литургией и праздничной трапезой в одном из монастырей города.
Четыре дня сборов пролетели быстро. Были свои рекорды и герои. Например, Никита Чурашов из команды православной классической гимназии Свято-Алексеевской пустыни подтянулся на турнике 46 раз. Владислав Мазепа из кондопожской команды «Десантник» выбил из пистолета 46 очков из 50 возможных. А еще, как это бывает обычно при окончании сбора, слезы расставания и обещания встретиться на следующих сборах, которые должны состояться в феврале будущего года.
Конечно, четырехдневный сбор – очень скромный вклад в такое большое государственное дело, как военно-патриотическое воспитание молодежи. Но я твердо уверен, что для ребят, которые провели эти четыре дня в Переславле-Залесском, они не прошли даром. Когда придет время, и они встанут на защиту отечества.