0
30880
Газета Концепции Интернет-версия

20.02.2015 00:01:00

Полный вперед! К разбитому корыту?

Александр Мозговой

Об авторе: Александр Федорович Мозговой – независимый журналист.

Тэги: 12. флот, вмф, сергей горшков, адмирал лазарев, рпксн, александр невский, тоф, гепард, рлся, ПВО


12. флот, вмф, сергей горшков, адмирал лазарев, рпксн, александр невский, тоф, гепард, рлся, ПВО Составляющие ядро океанского флота БПК проекта 1155 уже не соответствуют жестким требованиям современной войны на море и требуют скорейшей замены. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Американское интернет-издание NextBIG Future опубликовало статью футуролога Брайена Ванга, который, собственно, и ведет этот ресурс, о будущем российского флота. С чего это вдруг? Да потому, что NextBIG Future специализируется главным образом на прогнозах в области военной техники и развития вооруженных сил.

В статье говорится, что в настоящее время ВМФ РФ располагает приблизительно 270 боевыми кораблями. Из них только 125 находятся в более или менее рабочем состоянии, то есть могут выйти в море. Однако из этих 125 единиц лишь 45 надводных кораблей и подводных лодок можно отнести к полностью боеготовым. Между тем в ближайшие несколько лет большинство кораблей советской постройки из-за ветхости придется списать, так как отправляться на них в плавание станет просто опасно. А вот замены им практически нет, поскольку судостроительная промышленность не поставляет российскому Военно-морскому флоту (ВМФ) корабли в количестве, необходимом для восполнения отслуживших свой срок.

МЕНЕЕ ОДНОГО КОРАБЛЯ В ГОД

Никаких америк Брайен Ванг, конечно, не открыл. Каждый, кто следит за положением дел в ВМФ РФ, подтвердит, что картина, нарисованная заокеанским футурологом, увы, отвечает действительности. Российские интернет-ресурсы подтверждают, что на начало 2015 года в составе российского флота числилось 206 надводных боевых кораблей и 73 подводные лодки, то есть 279 единицы. Как нетрудно убедиться, расхождения с данными Брайена Ванга незначительные. Но в списочном составе значатся и совсем «мертвые» корабли, которые уже никогда не будут пенить моря и океаны, например атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев», несколько эсминцев проекта 956, дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Святой князь Георгий» проекта 641Б. Поэтому цифры, приведенные NextBIG Future, близки к абсолютно точным.

У России старый, очень старый флот. Ресурс, заложенный когда-то адмиралом флота Советского Союза Сергеем Горшковым, близок к исчерпанию. Достаточно сказать, что с 1991 года такое крупнейшее российское военно-морское объединение, как Тихоокеанский флот (ТОФ), не пополнилось ни одним боевым кораблем (РПКСН «Александр Невский» не в счет, так как еще не добрался до этого театра, хотя и приписан к ТОФ).

За постсоветскую эпоху в боевой состав ВМФ России вошли в общей сложности всего 50 боевых кораблей новых проектов. Это без учета примерно десятка единиц, заложенных еще в советское время, но достроенных в первое постсоветское десятилетие. К ним относятся разные корабли, включая тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и ракетные катера. Из этой новой полусотни – 27 десантные и противодиверсионные катера. Еще две единицы – подводные лодки специального назначения («Саров» и АС-31, которую в обиходе называют «Лошариком»). То есть на долю боевых кораблей основных классов приходится 21 единица. Это три РПКСН проекта 955, две многоцелевые АПЛ («Северодвинск» проекта 885 и «Гепард» улучшенного проекта 971), находящаяся с 2010 года в опытной эксплуатации ДЭПЛ «Санкт-Петербург» проекта 677, две ДЭПЛ проекта 06363, четыре корвета проекта 20380, сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» проекта 11540, два ракетных корабля проекта 11661К, три малых ракетных корабля проекта 21631 и три малых артиллерийских корабля проекта 21630. АПЛ «Гепард», заложенная в сентябре 1991 года, и СКР «Ярослав Мудрый», чье строительство началось в 1988 году, включены в данный список по той причине, что их активная достройка велась уже во времена новой России и с внедрением ряда новаций. Без них и вовсе остается 19 единиц. Другими словами, ВМФ РФ получал менее одного боевого корабля в год!

В первые полтора десятилетия постсоветской эпохи строительство флота практически не велось, деньги на новые корабли не выделялись. И слушая сегодня речи некоторых известных российских экономистов, прежде занимавших кресла во властных структурах, о том, что в нынешнее кризисное время следовало бы сократить военные расходы, в том числе и на кораблестроение, хочется их спросить: «А где вы были, господа, когда в годы процветания занимали высокие министерские посты? Почему тогда финансировали оборону по остаточному принципу?» Да, теперь приходится изворачиваться и затягивать пояса, потому что иначе останемся без армии и флота. А они, как известно, – единственные наши союзники.

За годы простоя были во многом утрачены кадры судостроительной отрасли, порушились кооперационные связи, случился застой в головах тех, кто корабли создает. Поэтому, и это стоит признать, пока мы строим корабли медленно и не очень качественно. В прошлом году флоту были переданы три подводные лодки (одна РПКСН и две ДЭПЛ), корвет и малый ракетный корабль. Этого, конечно же, очень мало для восполнения убыли. В текущем году ВМФ РФ обещают передать четыре фрегата (два проекта 11356Р/М – «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», а также «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал Касатонов» проекта 22350), две ДЭПЛ проекта 06363, два малых ракетных корабля проекта 21631 («Зеленый дол» и «Серпухов»), головной базовый тральщик проекта 12700 – «Александр Обухов», большой десантный корабль «Иван Грен» – головной корабль проекта 11711. Насколько эти планы выполнимы? Будем надеяться, что промышленность сдаст хотя бы большую часть заказов.

БЕЗЗАЩИТНЫЕ С ВОЗДУХА

В этой линейке сомнения вызывают только фрегаты проекта 22350. Головной корабль был заложен девять лет назад, а вышел на заводские ходовые испытания в ноябре прошлого года. Говорят, на последнем этапе случилась задержка с поставкой на корабль 130-мм артиллерийской установки А-192М «Армат». Позже выяснилось, что пришлось менять и турбину главной энергетической установки. Из-за пожара в ней вышли из строя лопатки. Корабль начал испытания с заколоченными фанерными щитами «окнами» антенн фазированных решеток на интегрированной мачте. Их не смонтировали или просто берегут? Как будет работать ЗРК «Полимент-Редут»? Упрощенный вариант этого комплекса до сих пор не доведен до ума на корветах проекта 20380.

В прошлом году корвет «Сообразительный» на малых дальностях дважды поражал сложные цели – противокорабельные крылатые ракеты. Казалось бы, нужно радоваться. Но не будем спешить. Успех был достигнут только на спринтерской дистанции ракетами 9М100, предназначенными для уничтожения воздушных целей на дальности до 15 км. При этом штатную для ЗРК «Редут» РЛС обнаружения и целеуказания «Фуркэ-2» дублировала радиолокационная станция «Пума», чья задача – наведение 100-мм артиллерийской установки А-190 «Универсал». А вот при поражении целей на расстоянии 40–50 км ракетам 9М96 «Пума» уже помочь не может, она просто не рассчитана на такую дальность, а «Фурке», извините за выражение, «не фурычит», то есть с выдачей данных никак не справляется.

Забитые фанерой «окна» антенных решеток РЛС «Полимент» не внушают оптимизма. В любом случае для полноценных испытаний комплекса «Полимент-Редут» да и другого вооружения фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» нужно будет перевести с Балтики на Северный флот. А до этого пока далеко. Поэтому заявление главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова о том, что головной корабль проекта 22350 войдет в боевой состав флота в ноябре 2015 года, выглядит не очень убедительно. Или эти фрегаты будут приниматься флотом так же, как и корветы проекта 20380 – без боеспособной ПВО-ПРО?

Тут нельзя не заметить, что строить корпуса кораблей и спускать их на воду российские судостроители, конечно, научились. А вот комплектование будущих боевых единиц вооружением, оборудованием и агрегатами превращается в мучительную проблему. Достаточно вспомнить фрегаты проекта 11356Р/М. Казалось бы, чего проще – заменить импортное оборудование, которое использовалось при создании практически однотипных индийских фрегатов, на отечественное. Оказывается, проще не получается. Смежники и контрагенты срывают поставки или же выдают брак. Потребовалось время, чтобы все это как-то отрегулировать.

ЗОЛОТАЯ КОРОНКА В БЕЗЗУБОМ РТУ

А теперь еще ударили санкции. Утверждается, что через два года удастся восполнить то, что поставлялось Украиной. Но, во-первых, не будем говорить «гоп», пока не перепрыгнем, а во-вторых, надо еще эти два года прожить. Чьи турбины будем ставить на строящиеся корабли? Собственно, выбора нет – надо обращаться к Китаю.

В этой связи пугающими выглядят заявления военно-морских начальников о необходимости строительства океанского флота. Однако, взвесив возможности, руководство страны все же отложило на неопределенный срок создание авианосцев и суперэсминцев. Но на Севмаше ведутся работы по модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Эта затея с учетом падения курса рубля обойдется не менее чем в 100 млрд руб. И еще неизвестно, будет ли завершена. Вполне возможно, дефицит финансовых ресурсов вынудит завершить ее. И тогда «Адмирал Нахимов» превратится в троянского коня на территории Севмаша, а если корабль все-таки спустят на воду и введут в строй – то в золотую коронку в беззубом рту российского ВМФ.

Корабль этот не нужен флоту. И дело здесь не в самом крейсере, который относится к числу мощнейших в мире. Уверен, что и проект модернизации неплох. Однако в случае начала боевых действий корабли проекта 1144 «Орлан» обречены первыми пойти на дно. Ведь страны НАТО обладают сильными флотами и авиацией и не дадут этим крейсерам никаких шансов пересечь линию Нордкап–Медвежий.

После окончания холодной войны западные военно-морские эксперты признали, что большие надводные корабли ВМФ СССР никогда не пугали их (они пугали ими западноевропейских и американских обывателей, дабы выбить деньги на военные расходы). И это несмотря на то что российские судостроители создали такие великолепные образцы надводных боевых кораблей, как БПК проектов 61 (последний представитель этого семейства «Сметливый» все еще несет службу в составе Черноморского флота в качестве сторожевого корабля), 1134А, 1134Б и 1155, ракетные крейсера проектов 58, 1134, 1164 и 1144. Обладая полным превосходством на поверхности Мирового океана, ВМС США и других стран НАТО теряли его под водой. Советские подводные лодки – вот головная боль натовских флотоводцев. Еще одно практически неопределимое препятствие – прибрежные силы, береговая оборона с использованием ракетных комплексов «земля–корабль» и минные постановки.

Что с тех пор изменилось? То, что Севмаш вместо интенсификации строительства подводных лодок отвлекает квалифицированные и дефицитные трудовые резервы на модернизацию «Адмирала Нахимова», а прибрежные силы ВМФ, то есть охраны водного района, как принято говорить у нас, день ото дня тают.

Между тем эти силы всегда составляли и продолжают составлять большую часть надводных кораблей флота. Они – становой хребет обороны со стороны моря. Ведь надводные корабли океанской зоны ВМФ РФ сейчас реально представлены всего 17 единицами (ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», крейсер «Петр Великий», 10 больших противолодочных кораблей проекта 1155, два сторожевых корабля проекта 11540, а также СКР «Сметливый» и два СКР проекта 1135), из которых около половины находятся в ремонтах или на переходах. Зато 15 малых ракетных кораблей проекта 12341 «Овод» и 28 ракетных катеров проектов 12411 и 1241Т «Молния» – ударный кулак российского ВМФ, а 26 малых противолодочных кораблей проектов 1124М «Альбатрос» и 1331М еще со времен Сергея Горшкова – те самые рабочие лошадки флота, на которых держится ПЛО прибрежной зоны. Но они устаревают, приближаются сроки их списания. Взамен МРК и РК поступают очень хорошие корабли проекта 21631 «Буян-М», которые благодаря наличию ракетного комплекса «Калибр-НК» способны решать не только тактические задачи, но и задачи неядерного стратегического сдерживания. Сейчас в составе Каспийской флотилии их три единицы. На достройке и на стапелях – еще пять. Кроме Каспийской флотилии Балтийскому и Черноморскому флотам требуется никак не менее 40 таких МРК. Найдется им дело и в Приморской флотилии Тихоокеанского флота. Пока же серия ограничивается всего 12 единицами.

А вот у «альбатросов» пока вообще никакой замены нет. Некоторое время назад сочинялись проекты неких мудреных корветов охраны водного района, которые должны быть многоцелевыми и отвечать принципу «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Но из этой затеи, как и следовало ожидать, ничего путного не получилось и о ней быстренько забыли.

Остро стоит проблема противоминной борьбы. От одного небольшого тральщика нового поколения «Александр Обухов» проекта 12700 «Александрит» ВМФ РФ и обороноспособности страны больше пользы, чем от гигантского крейсера «Адмирал Нахимов».

Страны НАТО сразу почувствовали слабину наших прибрежных сил. Польша в этом году примет в эксплуатацию три модернизированных ракетных катера проекта 660 Orkan с восемью ракетами RBS15 Mk3 на каждом. Этими ракетами можно будет поражать не только морские, но и береговые цели на дальности более 200 км. То есть при базировании, скажем, на Таллин эти катера способны наносить удары по Кронштадту, Санкт-Петербургу и объектам в Ленинградской области. Противопоставить им практически нечего, поскольку корабельный состав некогда могучей Ленинградской военно-морской базы сейчас чисто символический. Несколько устаревших МПК проекта 1331М за несколько минут будут просто уничтожены. А затем настанет очередь Главного штаба ВМФ и недавно введенного в строй его Центрального командного пункта.

Та же Польша приняла на вооружение береговые ракетные комплексы с ПКР NSM с дальностью стрельбы до 185 км. Всего будет поставлено 12 пусковых установок и 50 ракет. При развертывании у российской границы ими можно будет топить корабли Балтфлота прямо в главной его базе – Балтийске, а также атаковать важные военные и гражданские объекты в Калининградской области. Еще более амбициозный план Варшавы предусматривает размещение на Балтике трех новых «стратегических» подводных лодок с крылатыми ракетами MdCN производства западноевропейского концерна MBDA. Дальность их стрельбы – более 1000 км. То есть из акватории Балтийского моря ими можно наносить удары по западным районам Российской Федерации.

Вот чем оборачивается увлечение океанским флотом.

ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИЛЛЮЗИЙ

Создается впечатление, что наши военно-морские стратеги все никак не могут избавиться от иллюзий, порожденных еще Первой мировой войной. Они застряли в той эпохе. Поэтому им мерещатся корабельные армады, бороздящие океаны в ожидании генерального сражения с противником. Но так не получится. В морских глубинах, где сосредоточится главная ударная мощь, последнее слово окажется за более малошумными, мощно и разнообразно вооруженными субмаринами. И не случайно начальник подразделения разработки подводных лодок Командования военно-морских систем ВМС США контр-адмирал Дэйв Джонсон держит у себя в кабинете модель новейшей российской АПЛ «Северодвинск». «Мы столкнемся в лице этой субмарины с жестким оппонентом, – говорит он. – Ее надо постоянно держать перед собой. Вот почему я попросил сделать для меня эту модель». А американский журнал National Interest, называя пять наиболее опасных для Соединенных Штатов российских ядерных вооружений, на первые три места поставил РПКСН проекта 955 «Борей», БРПЛ «Булава» и многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень». И ни слова об атомных крейсерах и эсминцах.

Динамичные бои завяжутся и у берегов. И тот, кто к ним будет лучше подготовлен и соответствующим образом вооружен, возьмет верх.

Поэтому необходимо сосредоточиться на строительстве подводных лодок и их постоянном совершенствовании. Срочно требуется заняться возрождением прибрежных сил ВМФ, насытив их современными малыми ударными и оборонительными кораблями. На долю же фрегатов лягут задачи обеспечения благоприятного оперативного режима в зонах развертывания атомных подводных лодок стратегического назначения, проводки АПЛ и НАПЛ на просторы Мирового океана, а также борьба с кораблями ПРО вероятного противника на подходах к российским берегам. Конечно, они могут и демонстрировать флаг в далеких морях. Но с этим сейчас справляются даже наши большие десантные корабли. А уж фрегаты проектов 11356Р/М и 22350 выполнят эти миссии без труда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2274
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2955
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2215
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3926

Другие новости