«Мир долгим не бывает, мир сейчас долгим, слава богу, не будет. Почему я говорю «слава богу» – общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни, это общество, оставленное богом, это общество долго не живет» – такового частное мнение главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, которым он поделился со слушателями известной московской радиостанции.
Сказать, что пастыря несколько занесло, значит, ничего не сказать. Безусловно, неожиданный выпад слуги божьего против «спокойной» и «беспроблемной» жизни не мог не вызвать удивления у рядовых христиан, представителей других конфессий и даже у атеистов, которые в один голос на протяжении вот уже 70 лет повторяют как молитву: «Лишь бы не было войны!» Да и с чего он взял, что жизнь у россиян такая уж «сытая» и «беспроблемная»? Практически у нас под боком, на востоке Украины, несмотря на перемирие, продолжаются боевые действия, рикошетом бьющие по сознанию российского общества. Причем конца и края этому «перемирию» пока что не видно. Как и нет большой надежды, что ситуация на Украине как-то утрясется, а не выльется, скажем, в полномасштабную гражданскую войну, которая в два счета может перекинуться на соседнюю территорию – то есть на нашу…
Возможно, протоиерей Чаплин искренне уверовал, будто война и вооруженные конфликты обладают некоей очистительной силой и служат оздоровлению общества? Пусть уж эта специфическая точка зрения остается при нем. Но если главе Синодального отдела так уж не терпится превратиться из церковного чиновника в полкового капеллана, это его личное дело. А вот рассуждать на аудиторию о том, чего не знаешь, о чем даже представления не имеешь – это не по-божески.
И без того общество довели до такого состояния, что к возможности возникновения войны стали относиться как к чему-то неизбежному, все дело только в сроках – послезавтра начнется или уже завтра… А тут еще Киев, где правит партия войны, правдами и неправдами все лето подстрекал Москву к вторжению в Донбасс. Не получилось. Теперь пропагандисты и агитаторы с берегов Днепра утверждают, будто российское вторжение в Новороссию намечено на осень, когда на Украине будут проходить выборы в местные органы власти. И самое примечательное, что предвоенной лихорадкой заразились и некоторые наши коллеги.
Буквально на днях появилась «сенсационная» информация, будто министр обороны РФ Сергей Шойгу отменил распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова о ликвидации четырех бронепоездов «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон», которые потом, дескать, будут переданы Луганску и Донецку. Однако уже на следующий день выяснилось, что в составе Железнодорожных войск в Южном военном округе не четыре, а два бронепоезда, точнее – два отдельных восстановительных железнодорожных батальона, у каждого из которых есть по спецбронепоезду. Но предназначены они не для ведения боевых действий, а для сопровождения воинских эшелонов и быстрого восстановления разрушенных участков путей. В общем, разобрались, истина восторжествовала, но неприятный осадок, как говорится, остался.
А у наших западных партнеров с легкой руки «информаторов» появился лишний повод, чтобы обвинить Россию в агрессивных намерениях. Пользуясь удобным случаем, генсек НАТО Йенс Столтенберг в эксклюзивном интервью информагентству УНИАН, принадлежащему, кстати, украинскому олигарху Коломойскому, тут же рассказал об «обеспокоенности ядерной риторикой Кремля» и о международных военных соглашениях, которые якобы нарушает Москва, а также о том, как союзники по альянсу вынуждены реагировать на «бряцание оружием» с российской стороны. Понятно как – наращиванием военных арсеналов в Европе, которые и без того многократно превышают силы и средства России на западных рубежах.
Напомним, что соглашение об обычных вооруженных силах в Европе установило ограничения на количество и передвижения такого «спецоборудования», как танки и истребители. «Но Россия, – утверждает Столтенберг, – в одностороннем порядке прекратила реализацию этого документа». Все, конечно, совсем не так и даже совсем наоборот – это Россия вынуждена чем-то отвечать на продвижение НАТО к нашим границам. И что же в итоге?
Все идет по нарастающей. Как известно, США еще активнее размещают свои бронетанковые части в Прибалтике. По сообщению пресс-службы эстонского военного ведомства, Америка выделит 68 млн долл. только на развитие инфраструктуры военных баз, опоясывающих российские рубежи. Достанется от американского пирога и Польше. Газета «Речь Посполитая» объявила, что в ее распоряжении оказалось письмо замминистра обороны Беаты Очкович к мэру города Цеханува Кшиштофу Косински, в котором говорится, что планы Министерства обороны в отношении заброшенного военного городка, на который положили глаз местные коммерсанты, поменялись. Теперь бывшая советская военная база будет использоваться для нужд вооруженных сил Польши, но по большей части – Америки.
Или еще сюжет. «Соглашение об открытом небе, – рассуждает Йенс Столтенберг, – позволяет нам смотреть на территории друг друга с воздуха с целью повышения прозрачности. Однако Россия препятствует этой деятельности». Действительно Венский документ устанавливает определенные правила об информировании друг друга в случае проведения крупных военных учений и позволяет проводить проверки. Но, по мнению главы НАТО, «коварная» Россия якобы опять «нашла пути, чтобы избежать сообщений о крупнейших военных учениях»… И в этом утверждении правды ни на грош. Все намного сложнее, чем это пытается представить Брюссель.
Но достаточно выйти к микрофону какому-нибудь большому «специалисту» по вопросам войны и мира, и у господина Столтенберга всякий раз появляется дополнительный повод утверждать, что на самом деле НАТО белое и пушистое и вовсе не стремится к конфронтации с Россией, а вот Россия, наоборот, агрессивная и непредсказуемая, поэтому спит и видит, чтобы испортить с Западом отношения.
О том, что идет пропагандистская война, никто и не спорит. И поскольку свобода слова в стране пока еще не отменена, каждый имеет право выражать свое мнение публично. Но бывают и такие случаи, когда лучше помолчать. Чтобы лишний раз не гневить бога.