Своевременная и скрупулезная оценка информации является определяющим фактором успеха в войнах нового поколения. Фото с сайта www.navy.mil
В последние годы с возникновением новых проблем в международных отношениях, дальнейшей информатизацией и цифрофизацией командование ВС США все больше уделяет внимание развитию потенциальных возможностей боевой техники и систем оружия, использующих киберэлектромагнитные средства и устройства. Одновременно в США повышаются требования к качеству подготовки специалистов, обеспечивающих киберэлектромагнитную деятельность войск, и увеличивается их количество. К таким специалистам командование ВС США относит как личный состав, непосредственно использующий киберэлектромагнитные средства и системы, так и личный состав органов управления, который участвует в подготовке и принятии решений, планировании операций и руководстве ведением информационных операций (ИО).
При этом командование ВС США обращает особое внимание на внедрение в процесс планирования и проведения информационных операций новых информационных технологий, обеспечивающих применение в операциях информационно-сопряженных возможностей (ИСВ) войск (Information-related capability – IRC), то есть применение любой боевой техники или систем оружия, использующих киберэлектромагнитные элементы или устройства.
В ПОМОЩЬ КОМАНДИРУ
Согласно положениям единого устава ОШ КНШ ВС США JP 3-13 Information operation от ноября 2014 года, оценка эффективности ИО является одной из основных частей решения командующего (командира).
Помогает ему правильно оценить обстановку, спрогнозировать успешность и результаты боевых действий, оценить возможность достижения цели операции, на основе полученных данных разработать указания по дальнейшему планированию.
В уставе отмечается, что оценка эффективности ИО способствует созданию благоприятных условий для выявления недостатков или преимуществ в применении ИСВ в операциях, а также для определения необходимости уточнения или изменения способов и характера использования ИСВ, связанных с изменением оперативных задач или характера информационной обстановки, которые могут вызвать возникновение непреднамеренного негативного информационного воздействия на свои войска или войска союзников.
По своему содержанию оценка эффективности ИО представляет собой многократно повторяющийся периодический, но в то же время непрерывный анализ существующей или прогнозируемой эффективности использования при выполнении различных задач операции информационно-сопряженных возможностей войск (сил) как в процессе оперативного цикла планирования, так и в ходе осуществления операции. При этом непрерывный периодический анализ оценки эффективности ИО представляет собой процесс, включающий восемь этапов или шагов алгоритма, который можно представить в виде замкнутого кольца с различными направлениями непрерывного анализа.
ВСЕСТОРОННИЙ АНАЛИЗ И ВЫРАБОТКА ПОТРЕБНОСТЕЙ
Первый этап (шаг) процесса оценки эффективности ИО – всесторонний анализ информационной обстановки с учетом влияния на нее как внутренних, так и внешних факторов. При этом оцениваются как ее состояние, так и предполагаемые изменения при развертывании группировки единых коалиционных сил и возможных изменениях с началом военных действий. Потом делается ее описание и вырабатываются рекомендации, необходимые для разработки плана проведения ИО и осуществления интеграции ИСВ.
С началом планирования кампании личный состав органов ИО перед началом оценки ИО совместно с органами штаба формирования по планированию операции приступает к анализу информационной обстановки. Анализ ИО осуществляется многопрофильными группами личного состава штаба формирования и разделяется на категории по различным типам ИСВ с очертанием границ распространения физической, информационной и когнитивной областей окружающей информационной среды на театре войны (ТВД) или в районе предполагаемой операции.
Анализ информационной обстановки является критической идентифицирующей функцией, составным элементом анализа оперативной обстановки, а также дает исходную информацию, необходимую для принятия решения командующим.
В ходе оценки информационной обстановки выявляются слабые звенья в различных системах, негативно влияющие факторы обстановки, недостаточность имеющейся интеграции и ресурсов для ее добывания и необходимость усиления внешними (федеральными) сигналами.
При оценке информационной обстановки учитывается, что она не является константной и что на нее оказывают влияние такие факторы, как технологическая и информационная структура ТВД, национальные культурные и другие особенности людей, природные явления (естественные и искусственно создаваемые противником).
Вторым шагом процесса оценки эффективности ИО является разработка сначала проекта, а потом общего исходного плана оценки эффективности ИО; затем осуществляется интеграция его данных в другие планы, разрабатываемые формированием.
В процессе определения задач, направлений и способов действия формирования в операции в целях обеспечения достижения цели операции в ходе второго шага определяются специфические – как планируемые, так и негативные – информационные воздействия при использовании различных ИСВ, на основе чего могут вырабатываться рекомендации войскам по различным вопросам.
Третий шаг оценки эффективности ИО – выработка информационных потребностей для проведения ИО, а на их основе – разработка плана сбора (добывания) информации, которая необходима для оценки эффективности и для выполнения задач ИО. При этом определяются наиболее характерные признаки данной конкретной информационной обстановки и возможные ее изменения в ходе проведения ИО. Эти признаки отражают физические, информационные и когнитивные процессы, а также психологические характеристики людей, их мотивации и восприятия информационной обстановки, которые могут оцениваться как экстремальные. Подробно излагаются качественные и количественные признаки и показатели по глубине, этнографии, медиосодержанию, методологии, отнесению к категориям признаков и по результатам информационного воздействия.
План сбора информации и добывания разведданных тщательно интегрируется по всем уровням (от тактического до стратегического), чтобы оценка эффективности ИО соответствовала общей обстановке на ТВД и чтобы была возможность правильно выбрать критерии (показатели) эффективности, определить потребности в ресурсах, выработать рекомендации по их использованию и своевременному пополнению.
ДОБЫВАНИЕ ДАННЫХ
В ходе четвертого шага командование ВС США считает необходимым определить способы, порядок добывания, построение и корректировку основных данных, используемых в процессе оценки эффективности ИО, проверок и способов их реализации в ходе ИО. При этом основные данные оценки эффективности ИО должны не только содержать общую характеристику ИО, но и являться составной частью данных, используемых в процессе осуществления разведывательной подготовки боевых действий и данных об оперативной обстановке в полосе действия группировки ВС США или коалиционных ВС.
Пятый этап процесса оценки эффективности ИО обеспечивает координацию мероприятий ИО и деятельности штаба по сбору информации, добыванию разведданных и их анализу.
На основе первых четырех этапов, определивших объекты информационного воздействия, разрабатываются способы и порядок добывания и анализа разведданных и порядок доведения их до органов планирования ИО, которыми определяются задачи ИО, порядок действий при организации координации и осуществлении действий по уточнению информации и разведданных в ходе ИО; прогнозируется ответная реакция противника и возможные изменения оперативной и информационной обстановки, появление новых объектов информационного воздействия. Основное внимание при этом уделяется организации координации использования ИСВ и уточнению и координации различных мероприятий и действий сил, привлекаемых для проведения ИО как по временным параметрам, так и по задачам операции. Кроме того, оцениваются достоверность и полнота информации об обстановке и разведданных, а также возможные результаты информационного воздействия и определяется необходимость принятия новых решений как по добыванию разведданных, так и по координации мероприятий ИО.
Задача шестого этапа – мониторинг состояния и изменений информационной обстановки, сбор, консолидирование и обобщение новых данных, необходимых для оценки эффективности ИО, составляющей непрерывный процесс наблюдения за сохранением релевантных условий операции. В числе прочего уточняются характерные особенности обстановки, выделенные локальные зоны, погрешности, допущенные ранее, делаются заключения, достигнуто или не достигнуто желаемое воздействие ИО на соответствующие объекты.
Седьмой этап процесса оценки эффективности ИО является этапом полного и всестороннего анализа эффективности ИО, который, по мнению специалистов ВС США, должен осуществляться специально подготовленным персоналом, обладающим опытом использования количественных и качественных оценок, имеющим технические и оперативные навыки анализа информационной оперативной обстановки. Этот анализ, по мнению командования ВС США, может выполняться вне района боевых действий силами вышестоящего командования, имеющего защищенную космическую связь с ТВД. Анализ представляет собой многократно повторяющийся и обеспечивающий непрерывный процесс оценки обстановки, позволяющий выявлять ошибки, новые угрозы и степени риска, определять пути их минимизации, осуществлять корректировку планов и решений.
Восьмой этап – завершающий, но не прекращающий самого процесса оценки эффективности. Он лишь дает информацию о результатах оценки эффективности ИО на определенном этапе операции, необходимую для принятия решения командованием и определением им дальнейших действий. Процесс оценки эффективности ИО продолжает идти, возвращаясь к своему первому этапу, учитывая при этом результаты анализа возникновения негативных факторов при изменениях информационной обстановки и использовании ИСВ войск в операции.
Анализ информационной обстановки, разработка плана и осуществление в процессе семи этапов всесторонней оценки возможной эффективности ИО в предстоящей (или в ходе) операции позволяет подготовить информацию для принятия решения командующим или для осуществления планирования операции и подготовки указаний войскам. Если обстановка стабильна, то восьмым шагом процесса является этап разработки доклада о результатах проведенной оценки эффективности, разработка соответствующих рекомендаций и информации для взаимодействия между формированиями, вышестоящим штабом и организациями. Формы, время, очередность и периодичность докладов заранее устанавливаются вышестоящим штабом.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Для решения задач операции в процессе оценки эффективности ИО в ВС США разрабатывают как общие, так и специальные критерии и показатели эффективности, которые определяются путем проведения оперативно-технических мероприятий. Как отмечается в уставе JP 3-13, при использовании и интеграции информационно-сопряженных возможностей войск применяются общепринятые, взаимосогласованные меры и мероприятия, определяющие порядок, объем и эффективность выполняемых задач операции. Это так называемые меры выполнения или исполнения (Measures of Performance – MOPs), определяющие, как и в каком объеме выполняются те или иные задачи операции, как действуют войска, с какой интенсивностью, с какими тактико-техническими данными. Меры эффективности (Measures of Effectiveness – MOEs) определяют эффективность выполнения тех или иных задач. При этом для оценки использования информационно-сопряженных возможностей войск они имеют свои специфические, свойственные только им критерии и показатели MOPs и MOEs, которые позволяют качественно и количественно оценить информационную обстановку и ее изменения в процессе использования информационно-сопряженных возможностей тех или иных войск или сил; правильно определить эффективность планируемых действий в конкретной информационной обстановке и установить прямую или косвенную зависимость между использованием информационно-сопряженных возможностей войск и деятельностью формирований единых сил США.
Меры выполнения задач должны определяться в процессе планирования операции и как минимум оцениваться и уточняться на завершающих стадиях различных фаз задач операции, а также уточняться при проведении ИО.
В ВС США выработаны определенные критерии и показатели для оценки эффективности ИО, но в несекретных источниках они не публикуются. Однако в уставе JP 3-13 указывается, что они привязаны к использованию тех или иных информационно-сопряженных возможностей войск для операций единых сил США и коалиционных сил. При этом указывается, что использоваться они могут индивидуально или интегрированно. Исходя из положений устава ВС США по планированию операций единых сил (JP 5-0), разработка штабом мер эффективности (MOEs), так же как и мер выполнения задач (МОРs), должна осуществляться в процессе планирования операции. Подчеркивается, что при определении MOEs обязательно должны учитываться наличие и возможности штатных сил и разведобеспечения.
Возможный вариант алгоритма для оценки информационных операций.
Схема предоставлена автором |
Специфической особенностью выработки мер эффективности является способность и умение органов разведки быстро определять способ и возможности добывания разведданных, соответствующих определенной информационной и оперативной обстановке, а также своевременность доведения их до пользователей, в том числе данных о неясных и часто неожиданных источниках информационных угроз и диверсионных атак противника в линиях связи и компьютерных сетях.
Важно также то, что, согласно уставу JP 3-13, оценка эффективности ИО является составной частью оценки эффективности ведения боевых действий и в то же время одним из основных документов для командующего и его штаба при определении успешности выполнения задач операции, поставленных вышестоящей организацией. По мнению специалистов ВС США, оперативная оценка эффективности ИО является одновременно программной и финансовой оценкой, зависимой от возможностей конкретного формирования. Причем программная оценка изменяется с изменением программы подготовки специалистов и, следовательно, с изменением боевой готовности и боеспособности войск (сил), а финансовая – с изменением финансовых возможностей формирования и ВС в целом. Как представляется, такая постановка вопроса не совсем корректна, но об этом ниже.
В ВС США существует три уровня оценок МОРs и MOEs (на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях), определяемых локальным пространством и задачами единых сил США, видов ВС и родов войск ОК, которые связаны с временными параметрами, оснащением войск (сил) и конкретными задачами ИО.
Общая успешность и эффективность ИО обычно оцениваются на оперативном или стратегическом уровне. При этом подчеркивается, что на успешность ИО в значительной степени влияет обученность личного состава органов планирования, их умение проводить ИО, а также подготовка органов планирования ИО, особенно на тактическом уровне.
Кроме того, в уставных документах указано, что для координации и оценки ИО многонациональных сил ОШ КНШ ВС США должен выделять своих представителей для организации взаимодействия и принятия мер по обеспечению функциональной совместимости информационно-сопряженных возможностей войск при проведении ИО.
Оценка эффективности ИО может осуществляться следующими способами:
– прямая оценка – по полученным результатам в ИО и эффективности действий войск в операции, а также по донесениям из агентурных источников; по возникновению негативного влияния на свои войска и боевую технику;
– косвенная оценка – по реакции противника на информационное воздействие при выполнении различных задач операции и эффективности действий различных видов родов войск, а также при использовании своих информационно-сопряженных возможностей.
При этом если по тем или иным причинам личный состав, осуществляющий оценку эффективности ИО, не имеет прямого доступа к анализу обстановки и результатам ИО, он должен максимально использовать второй, то есть косвенный способ оценки путем осуществления перманентного наблюдения.
НЕДОСТАТКИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Теперь остановимся на таком вопросе, как степень объективности и корректности методологии оценки эффективности ИО, рекомендованных несекретными уставными документами ВС США. Одним из наиболее сложных и трудных факторов оценки эффективности ИО является то, что информационная обстановка не имеет четких границ, не зависит в оперативно-стратегическом масштабе от государственных границ, а также не имеет долговременного постоянства.
В ряде случаев информационная обстановка носит неопределенный характер, влияние на который оказывает вся окружающая среда. Особенно это характерно для ведения операций в горной местности, а также в пустынных или городских условиях. Поэтому весьма сложно спрогнозировать информационную обстановку, которой свойственны непредвиденные, неожиданные естественные или искусственно создаваемые противником, форс-мажорные обстоятельства, особенно в компьютерных сетях, где вирус может «спать» и начать работать по команде извне, будь то противник или просто диверсионная группа. В таких условиях трудно заранее или в ходе планирования ИО выбрать наиболее важные показатели и определить меры MOPs и MOEs.
Вторым сложным и важным фактором оценки эффективности ИО является то, что объектами воздействия ИО являются не только боевая техника, системы оружия, но и люди, чье поведение и реакция зачастую непредсказуемы и не поддаются заблаговременному учету. Все это значительно осложняет правильный выбор критериев для MOPs и MOEs. Нельзя заблаговременно спрогнозировать и трафик несчастных случаев, выхода из строя техники и возникающих при этом изменениях в информационной обстановке.
Есть еще и другие влияющие на эффективность ИО факторы, такие как программный и финансовый – обученность и подготовленность личного состава, наличие финансовых средств, а также способности и возможности личного состава разведорганов и различных специалистов, обслуживающих информационно-сопряженные средства.
Здесь стоит обратить внимание на то, что не только оценка эффективности ИО, как утверждают уставы ВС США, является специфически программной и финансовой.
Оценка эффективности применения в операции любого оружия и боевой техники, не говоря уже о средствах массового поражения, является также программной и финансовой и будет иметь свои специфические критерии и показатели (MOPs и MOEs), так как общий успех операции зависит не только от эффективности ИО.
С другой стороны, специфичность критериев оценки эффективности ИО лежит вовсе не в их программной или финансовой области, как считают специалисты ВС США, а в том, что оценивается информационная обстановка, которая, как было указано выше, в ряде случаев весьма непостоянна и труднопрогнозируема. Кроме того, ее специфичность лежит и в самих средствах и системах, использующих в различной форме и в различной степени электромагнитные излучения, которые обеспечивают их применение и оказывают влияние на эффективность их применения. В ряде случаев применение информационно-сопряженных средств оказывает негативное влияние друг на друга, на личный состав, на тактическую и оперативную обстановку, что особенно относится к таким средствам и системам, как средства помех и направленной энергии. Специфичность выбора критериев и оценки эффективности ИО может возникать самопроизвольно, на любой фазе боевых действий, при решении любой тактической, оперативной или стратегической задачи, в том числе и в области сбора информации и добывания разведданных. Это может также произойти в результате неожиданной реакции противника на информационное воздействие или в результате невозможности изменить действия своих ВС или их задач. Кроме того, специфичность оценки эффективности ИО связана с возникновением и развитием конфликтных ситуаций в киберэлектромагнитной сфере при использовании ИСВ различных родов войск и видов ВС. К специфичности выбора критериев оценки эффективности ИО можно также отнести когнитивные особенности людей и возможную необъективность аналитиков, которые будут влиять на точность оценки эффективности ИО.
В реальной обстановке могут встретиться и другие факторы, определяющие специфичность оценки эффективности ИО, которые затрудняют или препятствуют осуществлению объективности этой оценки, что делает иногда невозможным использование заранее определенных критериев оценки эффективности ИО и способов их реализации в определенных условиях оперативной обстановки, а также обеспечение заблаговременного планирования операции.
Все указанные выше специфические аспекты командование ВС США, конечно, понимает и учитывает, но не раскрывает их в несекретных уставах, наставлениях и инструкциях. Поэтому, о чем свидетельствуют и положения уставов JP 3-13, JP 5 и JP 6, при оценке эффективности ИО рекомендуется исходить из скорректированных версий перспективных случайностей с учетом теории вероятности, а также того, что в жизни нереально полное отсутствие негативных факторов в оперативной и информационной обстановке, и нужно делать упор на возможность прогнозирования информационной обстановки и достижение необходимой оценки эффективности в результате сопоставленного и сравнительного с аналогичными условиями в ранее проведенных операциях анализа; определения эффективности ИО, которая бы обеспечивала установление взаимосвязей частных негативных случайностей и возможность их минимизации, позволяющих относительно достоверно определять критерии и показатели ИО, с учетом определенных условий оперативной и информационной обстановки и акторов ее формирования.
Поэтому, несмотря на то что устав JP 3-13 считает возможным с определенной степенью достоверности обеспечить относительно надежный уровень прогнозирования эффективности оценки ИО, вряд ли можно считать, что определяемая им методология оценки эффективности ИО является окончательной и полностью завершенной.
Очевидно, что в секретных документах каждого вида ВС США имеются дополнительные указания по совершенствованию и уточнению общей методологии оценки эффективности ИО. Можно полагать, что они учитывают наличие имеющихся информационно-сопряженных возможностей войск, их особенности в каждом виде ВС, характер и масштабы операций, современные взгляды на ее ведение, условия ТВД, в том числе и особенности противостоящего противника, его вооруженность и взгляды на ведение операции; следует полагать, что учитываются также политические, конфессиональные и национальные особенности, существующие на ТВД.
В заключении отметим – оценка эффективности ИО является сложным, непрерывным итеративным процессом, составляющим одну из важнейших частей процесса оценки оперативной обстановки, необходимых для принятия оптимального решения командующим как при определении замысла операции, так и при изменениях оперативной обстановки. Оценку эффективности ИО должен выполнять специально подготовленный личный состав, имеющий самую высокую квалификацию. Специальную подготовку и обучение в области осуществления киберэлектромагнитной деятельности войск должен проходить весь личный состав Вооруженных сил: в области определения состояния информационной и оценки эффективности ИО – весь руководящий состав формирований, личный состав органов оперативного планирования и планирования ИО, а также личный состав, имеющий отношение к использованию информационно-сопряженных возможностей войск.
Причем, хотя уставы ВС США и допускают проведение оценки эффективности ИО на значительном удалении от ТВД, эта оценка должна проводиться только непосредственно в районе боевых действий, с привлечением личного состава органов оперативного планирования (с участием многопрофильных специалистов ИСВ), имеющих высокую квалификацию в области киберэлектромагнитной деятельности. В качестве дублирования полученных результатов оценки и экспертной оценки эффективности ИО могут привлекаться высококвалифицированные специалисты МНС. При необходимости эксперты должны направляться на ТВД для усиления групп оценки ИО.
Проводить оценку эффективности ИО дистанционно, с удаленных территорий и с использованием для этого космических систем связи (как рекомендует устав JP 3-13, 2014 г.) вряд ли целесообразно, поскольку эта оценка может не соответствовать по временным параметрам информационной обстановке в районе боевых действий. Кроме того, космические системы связи, используемые для передачи данных оценки, могут быть подавлены радиопомехами. Системы автоматизации, используемые для управления КА, могут быть заражены вирусами, перепрограммированы или заблокированы, а сами КА могут быть сведены со своей орбиты или уничтожены. То есть всегда имеется определенная степень риска несоответствия оценки эффективности ИО реальной оперативной или информационной обстановке в районе боевых действий.
Заблаговременная оценка эффективности ИО даже в районе боевых действий может служить только в качестве исходных данных, так как заранее нельзя спрогнозировать, какая реальная информационная обстановка окажется как к началу операции, так и в ходе нее и в результате реакции противника (по данным добытым ее разведкой) на ИО. Даже при проведении сравнительного анализа, как рекомендует устав JP 3-13, реальная информационная обстановка может оказаться совсем не такой, какой была ранее в этом районе боевых действий, даже если она точно совпадает по всем параметрам. Это объясняется тем, что на состояние информационной обстановки влияет не только состав группировки информационно-сопряженных сил и средств, но и природные явления, изменения состава группировки, ее характеристик и возможностей информационно-сопряженных систем и средств различных многонациональных сил своих войск и войск противника в предполагаемой операции. Все эти обстоятельства заранее учесть очень трудно, и они всегда связаны с большим риском.