Фото сайта rusvesna.ru
Во вторник Донбасс остался без Совместного центра по контролю и координации (СЦКК) режима прекращения огня. Выход из его состава офицеров ВС РФ, в общем, уже означал ликвидацию этого центра и делал бесполезным пребывание в нем представителей ЛДНР и ВСУ. Российские и украинские СМИ практически в один голос вещают, что это дурной знак. По их мнению, готовится широкомасштабное наступление (вопрос – чье?). По версии журналистов Незалежной, наступать будут ополченцы ЛНР и ДНР. По версии их коллег из Донбасса, ВСУ собирается всеми силами навалиться на мятежные республики, чтобы раздавить их одним махом.
Конечно же, этот центр был своеобразным мостиком мира, эфемерной гарантией, бесполезной панацеей (пустышкой) против начала большой войны за Донбасс. Его ликвидацию многие восприняли как предвестник эскалации вооруженного конфликта, следуя лишь неискушенной прямолинейной логике.
Анализ сводок последних дней с линии фронта дает возможность ответить на вопрос, каких изменений в оперативной обстановке здесь можно ожидать в ближайшее время?
По данным из Луганска и Донецка: днем 19 декабря в районе населенного пункта Калиново (ДНР), а также на линии Спартак-Пески велся плотный стрелковый и минометный огонь с обеих сторон. На северных окраинах Горловки слышны очереди из автоматов, пулеметов и АГС-ов. Накануне ночью практически по всей линии противостояния Стаханов – Первомайск – Калиново (ЛНР), Логвиново – Калиновка – Желобок – Лозовое - Смелое артиллерия ВСУ вела беспокоящий огонь. По позициям ополчения вблизи Дебальцево было выпущено несколько реактивных снарядов «Град». Украинская сторона также заявляет об обстрелах позиций ВСУ ополчением Донбасса. Идет рутинная работа огневых средств по боевым порядкам противника. Стороны таким образом как бы говорят друг другу о своей решимости бороться до победного конца, не прибегая к активным действиям. Но нет ни с той ни с другой стороны информации о массовом передвижении сил и средств войск, подвозе больших объемов боеприпасов, ГСМ и всего необходимого для обеспечения наступательных действий. То есть нет ни малейших признаков того, что какая-либо из сторон в ближайшее время перейдет в наступление.
Что касается ЛДНР, у ополчения Донбасса для движения вперед недостаточно сил и средств, а главное такое действие на данный момент нецелесообразно. Украина по-прежнему получает вооружения из стран восточной Европы, Канада, возможно, уже в ближайшее время начнет официальные поставки. ВСУ в состоянии собрать один или два кулака для наступательных акций, но, во-первых, у войск Незалежной после ряда военных неудач боевой пыл несколько поиссяк. Во-вторых, нестабильность политической обстановки в глубоком тылу, в частности, в Киеве отвлекает определенное количество сил и средств, которые можно было бы при других обстоятельствах послать на фронт. Более того, украинский Генштаб осознает, что Донбасс не останется без поддержки с Востока в минуту крайней опасности, и это охлаждает самые горячие украинские головы. К тому же внимание силовиков Незалежной сейчас больше занимает то, что происходит в столице.
Поэтому ликвидацию СЦКК не стоит рассматривать как преддверие кардинальной эскалации боевых действий. Других причин тому можно подыскать множество. Скорее всего, СЦКК просто себя изжил как таковой, и нет смысла тратить время и средства на его поддержание. Потом, мы не знаем, какая закулисная, скрытная работа ведется по украинским делам между Москвой и Вашингтоном (Киев здесь только исполнитель воли США). Может быть, на высшем уровне уже решен вопрос о введении миротворцев, и теперь ситуация подгоняется к такому состоянию, чтобы вход голубых касок на территорию мятежных республик выглядел логично. Примеров тому, что Кремль и Белый дом могут договариваться, много.