0
7348
Газета Концепции Интернет-версия

06.04.2018 00:01:00

НАТО готовится отразить «русскую гибридную угрозу»

Необходимо пересмотреть смысл существования и место альянса в системе международной безопасности

Александр Бартош

Об авторе: Александр Александрович Бартош – член-корреспондент Академии военных наук.

Тэги: столтенберг, нато, сша, сила, украина, оон, безопасность, угроза, усиление


столтенберг, нато, сша, сила, украина, оон, безопасность, угроза, усиление Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг удивлен слишком медленной подготовкой его подчиненных к новой угрозе со стороны Москвы. Фото Reuters

В первом в истории годовом отчете генерального секретаря НАТО, подписанном 26 января 2012 года тогдашним генсеком Андерсом Фог Расмуссеном, была дана оценка деятельности альянса за предыдущий год по четырем основным направлениям: операции НАТО, новые вызовы безопасности, модернизация структур, сил и средств, а также партнерские отношения. Отчет носил достаточно общий характер, а его объем составлял 17 страниц.

В представленном нынешним генсеком Йенсом Столтенбергом отчете за 2017 год на 120 страницах подробно отражен спектр вопросов, определявших цели и задачи адаптации альянса к политическим реалиям турбулентной и неопределенной международной обстановки. В отчете практически не содержится ранее не известных фактов. Однако документ богато иллюстрирован, написан понятным для рядового читателя и особенно молодежи языком, что превращает его в эффективное информационно-пропагандистское средство для использования в рамках публичной дипломатии.

Решению этой задачи способствует достаточно систематизированное изложение взглядов альянса на важные проблемы современности, охватывающие не только евро-атлантическую зону, но и регионы мира, находящиеся за многие тысячи километров от Брюсселя – в Юго-Восточной и Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. В отчете получили отражение взгляды Организации Североатлантического договора на вопросы сдерживания, обороны и диалога, проецирования силы, развитие и модернизацию военного и военно-технического потенциала, партнерскую политику. Много внимания уделено отношениям с Россией.

Информационно-пропагандистская составляющая формирует внешнюю оболочку обзора. Ядро документа включает стратегически важные направления развития НАТО с учетом реалий современной мировой политики.

МОДЕРНИЗАЦИЯ НАТО

Центральную часть отчета составляют вопросы военной и военно-технической модернизации альянса с учетом особенностей конфликтов современности. В числе важных особенностей конфликтов в НАТО упоминают гибридные войны и связанный с ними перенос противостояния в киберсферу.

Противодействие гибридным угрозам генсек НАТО относит к одной из важнейших функций модернизированного альянса. В приведенном в отчете определении под гибридной войной понимается «комбинация военных и невоенных, тайных и открытых действий, включающих дезинформацию, пропаганду, развертывание иррегулярных вооруженных формирований вплоть до использования регулярных сил».

Современные гибридные угрозы могут включать изощренные кибератаки, экономическое и политическое давление и использование уязвимых мест противника.

 Многие из подобных тактик не новы, однако в последнее время они приобрели невиданные ранее скорость, масштаб и интенсивность воздействия.

В НАТО разработана Стратегия противодействия гибридным угрозам, и в последние годы достигнут определенный прогресс в трех ключевых областях: вскрытие и определение источника угроз; поддержка оперативной оценки угроз и выработки решений; организация упругого противодействия. Решение задач вскрытия и анализа гибридных угроз возложено на недавно созданное Объединенное управление по разведке и безопасности, специальный отдел в котором занимается вопросами совершенствования разведки и раннего предупреждения о возможных гибридных угрозах.

Важное место в сфере противодействия гибридным угрозам отводится партнерству между НАТО и ЕС, в рамках которого в Финляндии в 2017 году создан Центр передового опыта НАТО–ЕС по гибридным угрозам. Процедуры противодействия гибридным угрозам в рамках статьи по коллективной обороне отрабатывались на командно-штабном учении СМХ-17.

Для разработки теории и практики действий в киберсреде создан Центр киберопераций при штабе ОВС НАТО в Европе. Считается, что наличие центра позволит усилить кибероборону и поможет интегрировать ее в планирование операций НАТО на всех уровнях, а также позволит задействовать кибервозможности каждого государства-члена в миссиях и операциях НАТО.

Совместно с Центром киберопераций действует Центр передового опыта НАТО по киберзащите в Таллине, который готовит специальную Доктрину проведения киберопераций. Фактически реализуется очередной этап модернизации НАТО для действий в киберпространстве за счет перехода от пассивной защиты к стратегии активных киберопераций.

Структура командных органов преобразовывается в интересах обеспечения сдерживания, обороны, проекции стабильности и борьбы с терроризмом. Приняты решения о развертывании Объединенного командования в Атлантической зоне для защиты коммуникаций между Северной Америкой и Европой, а также Командования поддержки операций по логистике, усилению и военной мобильности. Для руководства Силами специальных операций планируется учредить дополнительно Компонентное командование сухопутных войск.

Решение о создании командований по переброскам военных сил и средств через Атлантику и внутри Европы придает альянсу новые регулирующие функции, носящие наднациональный характер. Европейские страны практически вынуждены передать альянсу значительную часть своих суверенных прав по контролю внутренних коммуникаций и государственных границ. Одновременно они становятся заложниками антироссийской политики военного продвижения блока на восток.

Новые импульсы получает военно-техническая составляющая модернизации НАТО.

Борьба в виртуальном пространстве приобретает все большее значение. 	Фото с сайта www.nato.int
Борьба в виртуальном пространстве приобретает все большее значение. Фото с сайта www.nato.int

Сделаны дополнительные шаги по концентрации усилий в разработке нового многоцелевого самолета противолодочной борьбы и разведки. К шести участникам проекта (Франция, Германия, Греция, Италия, Испания и Турция) присоединились Канада и Польша. Бельгия стала участницей еще одного проекта, связанного с разработкой многоцелевого транспортно-заправочного самолета (Германия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия).

Новые импульсы получил проект разработки высокоточной ракеты класса «воздух–земля», количество участников которого возросло с 9 до 12 стран НАТО. Недавно к ним присоединилась Финляндия.

Для разработки более чем 250 инновационных проектов, охватывающих широкий спектр главным образом военных и некоторых гражданских проблем, в рамках Управления по науке и технологиям НАТО создаются группы специалистов из заинтересованных государств.

Ведутся работы по развертыванию интегрированной системы ПВО/ПРО. Серьезное внимание уделяется модернизации и разработке новых средств разведки, включая космические. Близится к завершению в декабре 2018 года проект модернизации самолетов системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления АВАКС, которые смогут взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами «Глобал Хок», дислоцированными на авиабазе Сигонелла в Италии. К 2035 году на замену АВАКС планируется разработать новый самолет. Совершенствуются средства борьбы с подводными лодками, средства противоторпедной защиты кораблей.

ГИБРИДИЗАЦИЯ АЛЬЯНСА

Вместо объединения усилий в борьбе с международным терроризмом руководство НАТО вслед за США объявило Россию главной угрозой, в связи с чем альянс продолжает наращивать свой военный потенциал у наших границ. За последние годы группировка НАТО у границ РФ увеличилась в три раза, у западных границ – в восемь раз. К тому же в Европе на территории Бельгии, Италии, Нидерландов и ФРГ расположены более 200 авиабомб с ядерным зарядом.

В период 2012–2017 годов интенсивность ведения воздушной разведки НАТО у российских границ увеличилась в 3,5 раза, а морской – в полтора раза.

Генеральный секретарь в своем отчете упоминает лишь о 17 крупных учениях Объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО в 2017 году. В то же время за последние годы альянс в два раза нарастил интенсивность военных учений у российских границ. Возрастает число учений НАТО в Черном и Балтийском морях. В 2014 году альянсом проведено 282 учения, а в 2017 году – уже 548.

Крупнейшее учение ОВС НАТО «Трайдент-Джанкче» с участием около 50 тыс. военнослужащих планируется провести 25 октября – 7 ноября 2018 года в центральной части Норвегии, Балтийском море и Северной Атлантике. Замысел этого учения, как и многих других, носит конфронтационный, провокационный характер. В большинстве учений отрабатываются варианты развертывания сил быстрого реагирования, переброски к границам России из США и других стран НАТО дополнительных воинских контингентов, использования заранее складированных в Восточной Европе и Прибалтике запасов тяжелого оружия и военной техники с последующим наращиванием группировки и ведением боевых действий в соответствии с замыслом начального периода войны между Россией и НАТО.

Запад по-прежнему полагается преимущественно на грубую силу. 	Фото с сайта www.nato.int
Запад по-прежнему полагается преимущественно на грубую силу. Фото с сайта www.nato.int

Готовность к боевым действиям Объединенных вооруженных сил Североатлантического альянса на западных границах РФ повышена с 45 до 30 суток.

Продолжается активизация сотрудничества между НАТО и так называемыми контактными странами – Австралией, Новой Зеландией, Республикой Корея, Пакистаном и Японией.

НАТО охотно идет навстречу пожеланиям Японии и Южной Кореи создать партнерские ячейки при штабах альянса, предоставляет им возможность участвовать на постоянной основе в работе центров передового опыта по проблемам гибридных угроз.

Таким образом, в ходе модернизации альянса проводится целенаправленная политика по его гибридизации за счет присвоения им новых функций в сфере использования силы в международных отношениях, осуществляется институционализация блока на основе соглашений о взаимодействии и сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН, развития отношений с ОБСЕ и некоторыми другими международными организациями.

РОССИЯ В СТРАТЕГИИ АЛЬЯНСА

Гибридизация НАТО с одной стороны отражает объективные процессы, происходящие в мировой политике. С другой стороны, гибридизация альянса является следствием целенаправленных усилий США и ведущих стран НАТО по адаптации возможностей Организации Североатлантического договора для решения круга задач, связанных с переформатированием мира во многополярную структуру, появлением новых центров силы, снижением возможностей США по глобальному доминированию, падением эффективности организаций обеспечения международной безопасности. Совокупное действие указанных факторов приводит к растущей неопределенности и хаотизации международных отношений, усилению роли фактора силы.

Такие действия противоречат решениям ООН, саммитов ОБСЕ и саммитов Россия–НАТО о создании в Евро-Атлантике единого пространства мира, безопасности и стабильности и создают прямую угрозу национальной безопасности России и ее союзников. НАТО не хочет сегодня видеть в России равноправного партнера, что резко сужает варианты для сотрудничества, ведет к поддержанию высокого уровня напряженности в регионе. Развертывание элементов ПРО в Европе, усиление восточного фланга НАТО становятся факторами, провоцирующими нарушение стратегического баланса сил и по большому счету новую гонку вооружений. Аргументация таких действий известна и шлифуется альянсом от саммита к саммиту.

На фоне расширения зоны глобального охвата НАТО и последовательного наращивания военных возможностей блока очень неубедительно звучат традиционные обтекаемые заявления альянса о важности хороших отношений и «конструктивного диалога» с Москвой.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подчеркнул важность поддержания контактов между Россией и альянсом: «Во время роста напряженности еще более важно, чтобы мы говорили друг с другом и поддерживали открытыми линии для военных и политических контактов». Одновременно он заявил, что усиление присутствия на восточных рубежах альянса – это ответ НАТО на «все более активную деятельность России», «подрывающей суверенитет других государств». Однако он отметил, что в НАТО понимают необходимость диалога с Россией и «конструктивных отношений» с ней, построенных на комбинации политики жесткого сдерживания и обороны и значимого диалога. При этом подход НАТО к России «остается твердым, защитным и соразмерным», и альянс не будет стремиться отвечать на ввод в строй каждого российского танка, ракеты или беспилотника. Североатлантический союз намерен вести конструктивный диалог с Россией, что хотя и сложно, но «жизненно важно для повышения прозрачности и снижения риска».

Одновременно в свете известных намерений США применить в возможной войне в Европе ядерные боеприпасы пониженной мощности предупреждение генсека в адрес нашей страны, что, мол, «размывание линии» между ядерной и обычной войной «снижает порог для использования Россией ядерного оружия», выглядит как попытка переложить ответственность с «больной головы на здоровую». При этом генсек заявил, что «пока существует ядерное оружие, НАТО останется ядерным альянсом».

ДЕНЬГИ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

Генсек НАТО Столтенберг традиционно отчитался в успешной реализации решений о повышении военных расходов европейских союзников и Канады в среднем на 5%. Возросли инвестиции в развитие военных возможностей. Страны НАТО обязались инвестировать на эти цели 20 и более процентов национальных военных расходов. Сегодня на такой уровень вышли 12 государств. По мнению генсека, большинство государств – членов НАТО к 2024 году достигнут обусловленного уровня расходов на оборону в 2% от ВВП.

Однако пока основная финансовая нагрузка в НАТО ложится на США – 51,1% комбинированных расходов союзников по ВВП и 71,1% по комбинированным военным расходам. Это основная причина, вызывающая недовольство США вплоть до угроз новой американской администрации пересмотреть отношения с НАТО с переориентацией внимания Вашингтона на Юго-Восточную Азию.

БОРЬБА С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ

Одним из главных остается вопрос взаимодействия между союзниками и партнерами в борьбе с международным терроризмом. В рамках операции «Решительная поддержка» в Афганистане НАТО увеличивает свой воинский контингент с 13 до 16 тыс. военнослужащих, включая контингенты из 39 партнерских государств. Одновременно в отчетном докладе генсек НАТО призывает талибов сесть за стол переговоров с афганскими властями.

Заметим, что наращиванию участия партнеров в операциях и миссиях НАТО уделяется повышенное внимание. В рамках Программы повышения квалификации в области обороны (DEEP) альянс намерен продолжить финансирование подготовки афганских сил безопасности по крайней мере до 2020 года. Инструкторы из НАТО расскажут слушателям, как правильно строить, развивать и реформировать учреждения в сферах обеспечения безопасности, обороны и собственно военной.

В программе участвуют 12 государств, среди которых Армения, Казахстан, Киргизия, а также Азербайджан, Грузия, Сербия, Македония, Молдавия, Украина, Тунис и Мавритания.

Развернул полномасштабную деятельность учебный центр НАТО в Ираке, в котором специалисты из Испании, Канады и Словакии занимаются подготовкой военных.

Формально программа и учебный центр действуют под лозунгами борьбы с терроризмом, обеспечения суверенного развития и стабильности партнерских государств. Однако фактически развертывание подобных программ и проектов НАТО позволяет целенаправленно влиять на национальные элиты в нужном для Запада направлении, готовить условия для цветных революций и свержения неугодных правительств. К существенному ухудшению стабильности и к превращению обширных территорий Центральной Азии, Закавказья, Украины, Ближнего Востока, Северной и Центральной Африки в зоны хаоса, в питательную среду для терроризма приводит ставшее традиционным вмешательство США и отдельных стран НАТО во внутренние дела суверенных государств, попытки перекроить границы, разжигание этноконфессиональных столкновений, а также навязывание западных ценностей без учета национальных аспектов. Купленные национальные элиты – залог успеха такой стратегии.

ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ

Изучение отчета генерального секретаря НАТО позволяет выделить несколько важных факторов, несущих угрозу национальной безопасности России.

Во-первых, альянс под различными предлогами наращивает военное присутствие как непосредственно у российских границ, так и в других стратегически важных для нашей страны регионах. Одновременно НАТО присваивает себе формально не свойственные ей функции, прежде всего связанные с миротворчеством и применением силы в сфере международных отношений, что было использовано в конфликтах на Балканах и в Ливии. Подобные действия создают прецеденты, угрожающие России, ее союзникам и партнерам.

Во-вторых, альянс является одним из ведущих субъектов гибридной войны против России, использует технологии управляемого хаоса для провоцирования цветных революций. С этой целью НАТО применяет гибкие комбинации технологий жесткой и мягкой силы для расшатывания отношений между Россией, ее союзниками и партнерами, готовит почву для решающего удара по нашей экономике и системе обеспечения национальной безопасности.

В-третьих, Североатлантический альянс продолжает мероприятия по институционализации своих связей с авторитетными организациями обеспечения международной безопасности – ООН, ОБСЕ, ЕС. Усиление влияния НАТО в этих и некоторых других международных институтах несет в себе угрозу манипулирования ими с целью использования их возможностей в ущерб национальным интересам России.

И, наконец, альянс предпринимает масштабные шаги по адаптации системы командных органов с целью повышения наступательных возможностей ОВС блока за счет переброски сил усиления из США и Канады в Европу, обеспечения оперативного наращивания группировок ВС у границ России, координации использования Сил быстрого развертывания.

С другой стороны, отчет позволяет по-новому взглянуть на возможные пути оптимизации отношений между Россией и НАТО. Критерием оптимальности должно служить соответствие полученных результатов взаимодействия национальным интересам и ценностям нашего государства.

Актуальность задачи обновления и оптимизации вопросов взаимодействия между Россией и НАТО обусловлена следующими важными факторами:

– появление у России новых стратегических систем оружия служит катализатором изменений всей системы взаимоотношений государств и приведет к установлению новых мировых реалий. Миф о непобедимости и всесильности США дал трещину. Вашингтон и его союзники вынуждены будут считаться не только с мнением России, но и искать возможности установления с ней диалога. Однако процесс осознания неизбежности кардинального пересмотра отношений с Россией займет некоторое время. Постичь все в одночасье никому не дано;

– в среднесрочной перспективе НАТО останется главной военной силой Запада в Европе с одновременным наращиванием других составляющих (в первую очередь политической и информационной) в деятельности альянса в рамках процесса его гибридизации. Продолжится расширение географического охвата НАТО с ориентацией значительных ресурсов на Украину, Закавказье и Центральную Азию. Однако процесс расширения приобретает самодовлеющий и трудно управляемый характер, что в итоге приведет к неминуемой фрагментации и расколу НАТО;

– на настоящем этапе Россия не заинтересована в исчезновении НАТО. Стабильность развития Европы во многом зависит от наличия на континенте военно-политической организации обеспечения коллективной безопасности, поскольку с организацией строить взаимоотношения всегда легче, чем с отдельными государствами, зачастую преследующими свои эгоистические интересы, что особенно опасно в условиях нарастающей хаотизации международных отношений;

– политика расширения альянса на восток, усиления военных приготовлений блока выступает мощным катализатором недоверия и подозрений со стороны России в отношении истинных целей НАТО. Альянс, в свою очередь, заявляет об обеспокоенности действиями России. В условиях недостаточной прозрачности существенно возрастает вероятность конфликтов, связанных с неправильной оценкой действий сторон или случайными факторами. Это обусловливает необходимость восстановления диалога с целью снизить градус недоверия и подозрений;

– Совет Россия–НАТО, формально созданный для новых равноправных, тесных и дружественных отношений НАТО и России, не отвечает своему назначению и пока не стал тем действенным механизмом, работа которого была бы направлена на поиск путей взаимодействия в области укрепления системы европейской безопасности. Озабоченности России откровенно игнорируются, в стадии стагнации находится обсуждение ключевых вопросов, оказывающих прямое влияние на состояние национальной безопасности России;

– несмотря на негативные тенденции развития альянса, политическая важность НАТО сохраняется. России надо взаимодействовать с НАТО в том объеме и по тем вопросам, которые потребны и выгодны с точки зрения наших национальных интересов, и одновременно противодействовать всем попыткам навязывать решения, которые не соответствуют ее целям. Ни эйфории, которая была свойственна российской политике 90-х годов прошлого века, ни слепого отторжения в отношении взаимодействия с НАТО быть не должно. При всех обстоятельствах нам нежелательно обособляться от Запада. В отношениях с НАТО нужна политика, учитывающая весь спектр возможностей и функций военно-политического блока и определяемая исключительно национальными интересами России. Альянс, со своей стороны, должен осознать преимущества и выгоды от по-настоящему партнерских отношений с Россией для глобальной и региональной стабильности.

В течение многих лет руководители НАТО твердят о непрерывной трансформации союза. Однако в свете сегодняшних реалий альянсу нужна не трансформация, а кардинальное очистительное перерождение из реликта холодной войны в качественно новую организацию, способную под эгидой ООН адекватно реагировать на вызовы современности в рамках многополярного мира. Решение этой задачи невозможно без пересмотра смыслов существования и места НАТО в системе международной безопасности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1313
США грозят Китаю с Марианских островов

США грозят Китаю с Марианских островов

Данила Моисеев

Возрождается авиабаза, с которой вылетали самолеты для ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки

0
1337
У нас

У нас

0
500
Приговор Трампу отложен, возможно, навсегда

Приговор Трампу отложен, возможно, навсегда

Геннадий Петров

Суд не решил, что делать, если осужденный – президент США

0
1399

Другие новости