Восточная Гута превратилась в груду развалин, но жители уже постепенно возвращаются туда. Фото Reuters
В настоящее время российские дипломаты активно готовят предложения по дальнейшему продвижению мирного урегулирования ситуации в Сирии. Основу для работы по этому направлению создают позитивные перемены в ряде ее регионов.
Речь идет о стабилизации обстановки на примерно 70% территории страны, освобожденной от террористов, постепенном выжимании бандитов из Восточной Гуты, об успешном в целом функционировании четырех зон деэскалации, а также о реальном прогрессе процессов решения гуманитарных проблем.
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ УСИЛИЙ КРЕМЛЯ
Президенты трех стран – гарантов Астанинского процесса, России, Турции и Ирана, достигли соглашения о встрече 4 апреля 2018 года в Турции, в ходе которой решили определить новые дополнительные меры по реализации целей, зафиксированных в соответствующих решениях Совбеза ООН и одобренных на встрече в Сочи представителей правительства Сирии и лидеров этнических, конфессиональных, политических и общественных, в том числе оппозиционных групп страны.
Подготовка идет на фундаментальной, можно даже сказать, системной основе с привлечением интеллектуального и административного потенциала специалистов, как российских, так и зарубежных.
Важной вехой на этом пути стали контакты, осуществленные в ходе встречи министров иностранных дел России, Турции и Ирана, которая состоялась 16 марта 2018 года в Казахстане.
Особое значение имело проведение в середине февраля 2018 года в Москве довольно масштабной встречи Международного дискуссионного клуба «Валдай», в которой приняли участие дипломаты, востоковеды, военные эксперты, специалисты по Ближнему Востоку более чем из 30 ближневосточных и европейских стран, а также США.
Тема конференции – «Россия на Ближнем Востоке: игра на всех полях» отразила характерную черту сегодняшней ситуации в регионе – востребованность усилий Москвы, способность российской дипломатии вносить полезный, весомый вклад в поиск развязок большинства региональных конфликтных и кризисных ситуаций.
Практически во всех выступлениях поднималась тема укрепления влияния и авторитета российской внешней политики в регионе Ближнего и Среднего Востока, признания странами региона и международным сообществом в целом резко возросшей в последние годы мощи Вооруженных сил РФ, благодаря которым удалось переломить развитие военно-политической ситуации в Сирии.
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЕ ЗАБОТЫ РОССИИ
Центральным событием форума явилось выступление министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова. Он выразил мнение, что страны Ближнего Востока и Северной Африки сегодня переживают огромную трагедию. Она во многом обусловлена близоруким вмешательством извне, а также использованием джихадистами сложнейших процессов преобразований, вызревавших в этом регионе, и их превращением в хаос.
В регионе развернулась драматическая борьба с терроризмом, переломным моментом которой в ответ на просьбу законного правительства Сирийской Арабской Республики (САР) стала прямая вовлеченность ВС России.
Министр заявил присутствующим, что, по его мнению, проект квазигосударства, халифата, похоронен. Но разрозненные джихадистские группировки перешли к диверсионно-террористической деятельности, и такое развитие событий требует повседневного внимания.
В качестве достижений последнего периода Лавров выделил создание четырех зон деэскалации и проведение Конгресса сирийского национального диалога. В ходе конгресса сирийцы впервые согласовали 12 принципов, которые они хотели бы сделать фундаментом своей государственности.
Ведущую роль России в сирийском мирном процессе признают все его участники. Фото со страницы МИД РФ в Flickr |
Вместе с тем, как отметил министр, тревогу вызывают непрекращающиеся попытки расчленить Сирию. Такие опасения возникают при ознакомлении с теми планами, которые Соединенные Штаты начинают реализовывать «на земле», прежде всего к востоку от Евфрата, на обширных территориях между этой рекой и внешними границами Сирии с Ираком и Турцией. Заверения американцев относительно того, что их единственной целью в Сирии является борьба с террористами и сохранение территориальной целостности этой страны, нуждаются в подтверждении конкретными делами.
О ситуации в Ливии – стране, в которой арабская весна была начата и которая «превратилась в черную дыру», глава внешнеполитического ведомства России сказал, что сегодня через ее территорию идут потоки незаконных поставок оружия, перемещаются нелегальные мигранты, а боевики передислоцируются в Сахаро-Сахельский регион.
В Йемене наблюдается крупнейшая гуманитарная катастрофа современности: около 19 млн человек нуждаются в скорейшей помощи – медицинском обслуживании, да и просто нет доступа к питанию и чистой воде. Поэтому, подчеркнул Лавров, крайне необходимо незамедлительно положить конец противостоянию и перейти к возобновлению переговоров.
Российский министр акцентировал готовность Москвы оказывать всемерную помощь странам региона. Он, в частности, напомнил о предложении предоставить российскую площадку для встречи палестинского и израильского лидеров без предварительных условий. У нас много лет уже есть инициатива, сказал также Лавров, об укреплении доверия и безопасности в регионе Персидского залива с участием всех стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Исламской Республики Иран. В более широком плане, отметил Лавров, такой же формат был бы полезен и для всего Ближневосточного региона. «Совсем недавно с такой инициативой выступил председатель Мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер, и мы в ходе последней конференции в Мюнхене эту инициативу поддержали», – заявил Лавров.
МНЕНИЯ ПРИЧАСТНЫХ СТОРОН
Участники встречи проявили повышенный интерес к выступлению министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа, в том числе с учетом его авторитета в политологической среде как одного из лучших экспертов в мире по военно-политическим проблемам Ближнего и Среднего Востока.
Судя по высказываниям Джавада Зарифа, иранцы, отдавая должное победе над основными силами террористов, настраиваются на продолжение борьбы против вооруженных формирований экстремистов, которые, как полагают в Тегеране, будут и далее добиваться свержения законного режима в Сирии и других странах Ближневосточного региона.
Он выразил мнение, что пока так и не удается решить проблемы, которые предопределяют высокую активность террористических группировок. К числу этих проблем иранский министр отнес резкое ослабление авторитета и позиций государственных органов управления во многих странах региона, слабую, явно неадекватную реакцию международного сообщества, общественного мнения арабо-мусульманских стран, религиозных деятелей на идеологическую активность экстремистов, а также политику Запада, и прежде всего США, которые сегодня приступили к разработке и осуществлению новых планов военной оккупации части территории Сирии с прицелом на расширение своего военного присутствия в регионе в целом.
Примечательно, что Зариф акцентировал готовность его страны к нормализации отношений со всеми без исключения арабскими странами. «Нам совсем не нужна конфронтация и с Саудовской Аравией», – заявил он.
Глава иранских дипломатов, на протяжении многих лет выдвигавший различные идеи, касающиеся создания системы региональной безопасности в Персидском заливе, подтвердил готовность Тегерана к контактам по этому вопросу со всеми заинтересованными сторонами.
Участники конференции обратили внимание на более уверенную и жесткую риторику, с которой обратилась к присутствующим постоянная участница валдайских конференций, политический советник президента Сирии Асада Бусейни Шаабан. Она подчеркнула определяющую роль российской дипломатии в достижении прогресса в борьбе против терроризма и деле укрепления суверенитета региональных государств. «Россия 10 раз применяла право вето в Совбезе ООН, защищая законные интересы Сирии и блокируя попытки западных стран диктовать нам свою волю», – заявила Шаабан.
Выступление Шаабан отразило исключительно сложную комбинацию, сложившуюся в регионе. Советник президента САР подвергла жесткой критике Анкару за ее вторжение на территорию суверенного государства – Сирии на севере страны. Особое беспокойство, по ее мнению, вызывают планы США плотно обосноваться в военном отношении на приграничных территориях САР. «Мы можем говорить сегодня о фактической оккупации американскими вооруженными силами северо-востока нашей страны», – заявила Шаабан.
Между строк ее выступления можно вполне ясно прочитать, что в Дамаске не верят в скорое окончание военных действий и усматривают в действиях США и Турции явное намерение закрепить за собой значительные по размерам части территории на севере и северо-востоке САР.
Экс-министр иностранных дел Египта Набиль Фахми, завоевавший большой авторитет в дипломатическом сообществе и экспертной среде как ведущий разработчик предложений по мирному переустройству ближневосточного региона в период функционирования рабочей многосторонней группы по региональной безопасности в рамках Мадридского мирного процесса (1991–1996), изложил свое видение роли РФ в предстоящий период.
По словам Фахми, произошло смещение баланса сил, в том числе военного, в Ближневосточном регионе. Российская Федерация сегодня заняла место наиболее влиятельной внерегиональной державы, оказывающей самое эффективное и весомое влияние на развитие событий как в политической сфере, так и на поле боя. Однако он отметил, что даже резко возросшего российского потенциала будет недостаточно для урегулирования ситуации в Сирии, других странах региона и на Ближнем Востоке в целом. В этих условиях, заявил экс-министр, нужно продолжать коллективный поиск компромиссов и развязок, как бы сложно это ни было для сторон.
ДЕБАТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Большая полемика развернулась на заседании в отношении роли и места Ирана в разблокировании ситуации в Сирии. Ряд выступавших высказывали мнение, что Тегеран пытается «экспортировать» свои военные структуры в САР и другие страны региона и ведет линию на подрыв единства арабских стран.
Парируя эти утверждения, заместитель министра иностранных дел Ирана Сайед Саджапур отметил, что вооруженный конфликт в Сирии возник отнюдь не из-за отправки военизированных шиитских групп на территорию САР. Этому предшествовало массированное внешнее вмешательство во внутренние дела Сирии извне, появление на территории САР наемников из других стран, «милитаризация» и внедрение вооруженных провокаторов-боевиков в ряды демонстрантов и многое другое, что побудило Тегеран оказать законному правительству Сирии помощь в отражении этой агрессии.
Особое место в дискуссии участников конференции было уделено вопросам дальнейшего развития обстановки в зонах деэскалации на территории Сирии. Отмечалось, что это значительная часть территории САР, где сегодня проживают 2,6 млн человек. В последние недели ситуация там резко ухудшилась. По оценкам выступившего на заседании заместителя специального посланника генерального секретаря ООН по Сирии Рамзи Иззеддина Рамзи, с 1 февраля 2017 года в зонах деэскалации погибло уже более 1 тыс. мирных жителей.
Процесс возвращения сирийцев к своим очагам вновь сменился массовым выездом из зон деэскалации в другие регионы. Сегодня число выезжающих уже в три раза превышает число возвращающихся. Продолжается деградация жизненных условий находящихся там людей. В этих условиях тематика зон деэскалации должна получать большее внимание, в том числе при разработке новых документов СБ ООН по решению сирийского кризиса, преодоления гуманитарной катастрофы в ряде районов страны.
В целом обсуждение сирийской проблематики, ставшей центральной на встрече, приводит к мысли о том, что в результате победы над террористами и освобождения правительственными войсками САР при поддержке ВС России основной части территории страны (около 70%), а также в контексте обострения обстановки по периметру границ Сирии и вокруг нее формируется качественно новая ситуация. Эксперты видят признаки того, что сегодня территория Сирии с точки зрения перспектив и темпов продвижения мирного процесса распадается на две составные части.
На освобожденной войсками Асада территории процессы консолидации и достижения национального примирения идут более динамично и при преобладающей роли нынешнего правительства страны. В этом плане примечательно, что в ходе встречи представителями сирийского правительства была озвучена следующая позиция: «Новая Конституция, в сущности, не нужна, потребуется лишь «зачесть» требования конструктивно настроенной оппозиции при усовершенствовании нынешней Конституции в редакции 2012 года».
Что касается зон деэскалации и тем более севера и северо-востока страны, то здесь, судя по всему, наоборот, «поворот к миру» откладывается и назревает новый виток конфронтации, который может иметь затяжной характер и вести к фактическому отторжению от Дамаска части этих территории.
Примечательным фактом является то, что на Западе и в ряде арабских государств раздаются голоса в пользу того, чтобы устанавливать прямые связи с муниципальными органами власти на местах в зонах деэскалации и передавать им напрямую, без какого-либо согласования с центральным правительством Сирии гуманитарную и иную помощь.
Это опасные планы, но арсенал возможностей для противостояния их реализации недостаточен для решения задачи обеспечения единства страны, сохранения ее территории в границах 2011 года.
Исходя из высказанных по сирийскому досье идей на сегодня особенно актуальными являются улучшение гуманитарной ситуации в стране, доставка гуманитарных грузов в нуждающиеся районы при условии приостановки военных действий. Именно в этом направлении ожидается дискуссия в рамках СБ ООН и выход на резолюции, которые смогут набрать необходимое число голосов.
В конечном счете большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что необходимо всемерно помогать женевскому и астанинскому форматам поисков мирных решений.
ЙЕМЕН И ЛИВИЯ
Обсуждение ситуации в Йемене выявило в целом негативный прогноз развития событий. Анализируя опыт преодоления сложных кризисов в прошлом, бывший президент Народной Демократической Республики Йемен (1980–1986) Али Насер Мухаммед высказал мысль, что добиться прекращения войны можно только в случае нахождения формулы всеобщего урегулирования с участием всех основных внутренних и региональных сил, как это было в свое время на «примирительной» встрече в верхах в Хартуме в 1967 году. Но пока до этого далеко.
Ряд участников высказали мнение, что РФ и США, имеющие по йеменскому кризису наименьший диапазон разногласий, могут начать восстановление своего взаимодействия в регионе именно в этом направлении.
При рассмотрении вопроса палестино-израильского противостояния отмечалось, что главное сегодня – сохранить «на плаву» модель решения этой проблемы на путях создания двух государств. Никакой внятной альтернативы этому варианту пока не удается найти. Другие схемы поведут к консервации враждебности и напряженности в регионе.
В отношении ситуации в Ливии выступавшие высказывали мысль о том, что, как и при Каддафи, особую, «объединяющую» роль может сыграть армия. По оценкам, определенные шансы на расширение зоны контроля имеет генерал Хафтар, но многие бывшие офицеры не хотят служить под его началом. Высказывалась идея создания новых общенациональных силовых структур, например национальной гвардии с включением в ее состав представителей различных региональных группировок.
При обсуждении курдской проблематики отмечалось, что соотношение сил в регионе явно не в пользу идеи создания какого-либо обособленного курдского государства. Нужно продолжать поиски компромиссных развязок, как бы это ни было трудно.
При характеристике общей ситуации в Ближневосточном регионе неоднократно говорилось, что попытки «тушения» каждого кризиса в отдельности – иракского, ливийского, сирийского и йеменского – практически не могут привести к желаемым результатам. По мнению специалистов, требуется более широкий подход, ведущий к созданию общерегиональной системы коллективной безопасности, предотвращения конфликтных и кризисных ситуаций. Здесь, полагают эксперты, могут пригодиться разработки предыдущих лет, в том числе российские предложения по формированию инструментов поддержания мира, осуществления мер доверия, урегулирования и профилактики конфликтов.
Ситуация в Сирии и на Ближнем Востоке в целом остается крайне напряженной и нестабильной. Однако возникают реальные предпосылки для перехода в своего рода мирное наступление всех тех, кто заинтересован в установлении мира в этой части земного пространства.
комментарии(0)