Реактивная система залпового огня «Полонез» считается гордостью белорусских конструкторов. Фото с сайта www.vpk.gov.by
В последний день мая 2018 года белорусский президент и Верховный главнокомандующий Александр Лукашенко провел в Минске с силовиками совещание об итогах проверки национальных Вооруженных сил (ВС). Вызванная рядом причин, она началась еще в первой половине марта и продолжилась более месяца. Подводя черту (на что понадобилось еще полтора месяца), лидер Синеокой республики помимо прочего отметил: «В содержание и перевооружение армии мы вкладываем существенные средства. Войска оснащаются современными видами боевой техники, экипировкой и средствами управления. Складывающаяся военно-политическая обстановка не позволяет в настоящее время выстраивать другие пропорции финансирования государственных расходов. И впредь на нашу безопасность тратить будем столько, сколько нужно».
Он не уточнил конкретно, сколько это – «сколько нужно». Но в последние годы действительно наблюдаются куда более заметные подвижки в переоснащении белорусского войска современными техникой и вооружениями, чего долгое время не происходило. Закупки «наиболее оборонных» образцов осуществляются в России, и обошлись они Минску в 475 млн долл. за несколько лет. Об этой линейке, в которой и дивизион ЗРС С-300, и несколько батарей ЗРК «Тор-М2», и восемь учебно-боевых самолетов Як-130, и дюжина вертолетов Ми-8МТВ-5, и планы по закупке до 2020 года не менее 12 истребителей Су-30СМ, писалось не раз, повторяться не станем. Но есть смысл выделить примечательные нюансы, в общем-то, в ровном российско-белорусском военно-техническом сотрудничестве (ВТС).
И СВОИХ Т-72 ХВАТАЕТ, НО…
2 июня 2017 года белорусские военные получили очередную партию российских модернизированных танков Т-72Б3 и подписали следующий контракт с Уралвагонзаводом, обновляющим эту боевую технику. А за пару недель до этого на MILEX-2017 три белорусские компании представляли свой T-72БМЭ, являющийся результатом «глубокой модернизации» танков той же марки. Таковых в ВС РБ, по сведениям из открытых источников, насчитывается примерно 450 (в четырех мехбригадах и на базах хранения). Любопытно, что выставочный образец имел окраску «буря в пустыне», и каким потенциальным покупателям он должен был «броситься в глаза», догадываться не приходится. Тем более что, как позиционировалось, его оснащение «заточено» ни много ни мало под Т-90 – мол, не хуже! Кстати, это «излишняя гордость», ибо, по оценкам специалистов, нет никаких оснований уравнивать T-72БМЭ с экспортными вариантами российского Т-90, который по ряду характеристик дает «семьдесятдвойке» хорошую фору.
Возникает логичный вопрос: если в своей армии столько Т-72, зачем российские «такие же» закупать? В том и нюанс. Такие же, да не совсем.
Дело в том, что сами белорусы отнюдь не все могут усовершенствовать своими силами, нет у них таких возможностей. А именно неподвластны им корпус и башня, двигатель и трансмиссия с ходовой частью, да и пушка. Поэтому «глубокая модернизация» по-белорусски заключается главным образом во «внешнем» оснащении танка. Который, скажем, «принимает на броню» различного рода электронику: она способствует более совершенной навигации, управлению огнем и очень качественной радиосвязи.
Стоит лишний раз отметить, что преимущественно вся эта начинка производится в самой республике. Оснащаются ею и российские образцы, в том числе и новейший танк «Армата». И скажем, участники уже ставшего знаменитым ежегодного международного «Танкового биатлона» считают, что прицел белорусского производства «Сосна-У» – не один из лучших в мире (так думают спецы Уралвагонзавода), а «ему просто-напросто не было равных на поле учебного сражения».
Поставленные же белорусским танкистам Т-72Б3 не только оборудованы новой динамической защитой. Самое сильное в них – это абсолютно новый двигатель, мощность которого увеличена на треть, и значительно улучшенный комплекс управляемого вооружения.
Аналогичным образом – избавляясь от своих усовершенствованных военных образцов – Синеокая закупила у РФ и бронетранспортеры БТР-82А и осуществила некоторые другие приобретения. Включая, например, новую РЛС «Противник-Г» и беспилотники. Последние Беларусь также в состоянии производить сама, но, опять же, «не такие».
СУ-30СМ «ЛЕТИТ» В БЕЛАРУСЬ УЖЕ ШЕСТЬ ЛЕТ
Тормозится реализация контракта на поставку братской республике российских истребителей Су-30СМ. Лукашенко просил их у своего российского коллеги Владимира Путина еще в сентябре 2012 года. Но лед продолжает трогаться медленно. «Пока Российская Федерация не в состоянии поставить нам эти самолеты, потому что есть определенные сложности в поставке запасных частей, находящихся под эмбарго», – сообщил 14 февраля с.г. на пресс-конференции министр обороны РБ генерал Андрей Равков. «Идет локализация чисто российской машины, и к 2019 году они обещали, что это будет чисто российская машина, и мы сможем без проблем приступить к исполнительской части этого контракта», – пояснил он. По его словам, Су-30СМ могут появиться в Беларуси в 2019 году. Предусматривается, что страна будет закупать по четыре машины в год, что «позволит повысить возможности по прикрытию войск и объектов от ударов средств воздушного нападения, а также существенно обновить парк авиационной техники».
Этот парк ныне действительно аховый: практически все белорусские самолеты выработали свой ресурс и больше стоят на приколе, чем поднимаются в небо. О налете пилотов давно не сообщалось никаких данных, скорее всего это показатель более чем скромен. В 2014 году в преддверии чемпионата мира по хоккею в республике белорусское небо прикрывали в основном российские летчики, которые на несколько месяцев прилетали в Синеокую. Пропагандировалось, что это делается в рамках военного сотрудничества двух стран, но ни до, ни после ничего подобного более не наблюдалось. Разве что на крупномасштабных учениях типа прошлогоднего «Запада».
«ВЕСЕЛАЯ ИСТОРИЯ» С КОЛЕСАМИ ДЛЯ «ТОРНАДО-С»
Другой примечательный факт. В последние годы закупка Россией продукции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) проходила на фоне диалога о приобретении этого производства российской оборонкой. Переговоры шли ни шатко ни валко, сопровождались обменом «любезностями» с обеих сторон. Самое памятное, это когда 30 марта 2016 года «уставший» от несговорчивости Минска премьер РФ Дмитрий Медведев, будучи на Мотовилихинских заводах в Перми, предложил КамАЗу наладить производство собственного шасси для тяжелой военной техники. Ему тогда показывали РСЗО «Торнадо-С», и он поинтересовался, на каком шасси она «ездит»? Услышав о МЗКТ, он с негодованием заявил: «С этим МЗКТ веселая история. Белорусы три года продавали его нам, но так мы ни о чем и не договорились. Раз не хотят продавать – не надо, мы на КамАЗе наладим производство».
Но дальше этих слов дело не двинулось.
В 2014 году пакет акций МЗКТ чуть ли уже не продали российскому инвестору в лице ОАО «РТ-Авто» (дочерняя структура госкорпорации «Ростех»), которое должно было приобрести контрольный пакет (75% минус 1 акция) по результатам проведения допэмиссии. Средства инвестора предполагалось направить на модернизацию и техническое переоснащение. Сторонами уже были занесены перья над подписанием договоренности. Но в августе 2015 года вмешался сам Батька и резко повысил «стартовую цену» – 3 млрд долл., не меньше! И ни на цент за последующие годы ее не сбил. «Россияне нам говорят: «Мы можем за миллиард долларов такой завод построить, а вы от нас требуете два миллиарда», – пояснял он свою «обоснованную» позицию (видимо, 2 млрд долл. – это была цена «от правительства»). – Я говорю: «Попробуйте».
Разумно: построить-то можно, да где ж кадры взять?
Напомним, на белорусских колесах «ходят» не только такие махины, как «Торнадо-С» или РС-24 «Ярс», но и всякая «мелочь» типа некоторых топливозаправщиков или бронеавтомобилей «Тигр».
В экспертном сообществе по-разному оценивают возможность перехода МЗКТ под крыло российского ОПК. С одной стороны, РФ ныне весьма самодостаточна, чтобы с нуля поднять производство подобного рода. С другой же, здесь уже тоже более или менее научились не разбрасываться почем зря деньгами. А прикинули, что строительство завода «под свое шасси» для подвижных стратегических и оперативно-тактических ракетных комплексов – затея довольно неперспективная на фоне возможности рано или поздно заполучить-таки под свой контроль уже готовое предприятие с богатой конструкторской базой и огромным практическим опытом. Тем более что возможности для торга остаются – как экономические, так и политические. В общем, ближайшее будущее покажет.
БУДЕТ ЛИ, КАК В КИТАЕ, ИНДИИ ИЛИ ВЕНЕСУЭЛЕ?
В то же время при описанной «несговорчивости» в отношении МЗКТ Беларусь планирует получить доступ к российскому гособоронзаказу, о чем в конце января сообщил глава Белгосвоенпрома Олег Двигалев: «Вопросы участия в гособоронзаказе Российской Федерации прорабатываются, и в начале этого года будет несколько встреч, касающихся именно этого направления».
То ли встречи эти были секретные, то ли безрезультатные, но каких-либо подробностей о них не сообщалось. Впрочем, еще в том же январе Двигалев заметил, что в данном аспекте ВТС с Москвой «есть определенные проблемы»: «Беларусь, как и Россия, идет по пути локализации производства – максимального производства наиболее востребованных образцов вооружения на своей территории. И мы должны понимать, что это прежде всего вопросы безопасности государства».
Однако лазейки видятся чиновнику в том, что у оборонных предприятий двух стран «исторически сложились самые тесные и эффективные результативные связи»: «Практически все наши предприятия используют комплектующие из России. Около 54% взаимодействия Беларуси в области военно-технического сотрудничества приходится на российские предприятия».
Еще за два года до этого посол России в Беларуси Александр Суриков, говоря о том, что в плане военно-технического сотрудничества «обе стороны работают как родные друг другу», упоминал, что «ведутся разговоры о производстве конечного продукта на территории Беларуси, на белорусском ВПК»: «Это совершенно разумно. Есть движение, не буду углубляться в детали». Тогда же он благосклонно отозвался и о перспективах лицензионного производства российского вооружения на территории Беларуси по аналогии с тем, как это Москва делает с Дели и другими. Заметив, что «Индия – это отдельный аспект, другая страна по объему вооружения и заказов», дипломат не исключил подобные подходы и к Беларуси.
Минск свою позицию по данному аспекту никогда внятно не озвучивал, и оттого непонятно, если ли у него вообще в этом заинтересованность. Но надо полагать, что скорее нет, чем да. В последние годы этот вектор ВТС в Синеокой еще более затупляют. В этом смысле характерно появление в 2016 году белорусского «чудо-оружия» – РСЗО «Полонез». Эту красиво названную «музыкальную» новинку волевым решением Батьки «изобрели» (как тот велосипед) якобы из-за воздержанности РФ поставить в республику «Искандеры», о вопросе приобретения которых белорусские военные заикнулись еще в 2006 году. Ага, не хотят – сами сделаем! И вот он, «выдающийся результат», который Александр Григорьевич назвал даже «величайшим достижением»!
Исходя из вышеописанного, трудно предполагать, что Москве когда-либо может быть позволено наладить на территории РБ некое лицензионное военно-техническое производство, подобное тем, какие имеются в РФ, Китае, Индии или Венесуэле. Непредсказуемость белорусской стороны и зыбкость изначальных условий отпугивают от этих проектов.
В то же время Лукашенко активно манит в свою вотчину Китай. 1 августа 2017 года он заявил, что на территории китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» под Минском могут быть размещены высокотехнологичные предприятия оборонки: «Можно совместные, можно китайские. И нужно, чтобы китайские корпорации ВПК пришли в этот парк».
В ПОЛЬШЕ – ЯНКИ, В БЕЛАРУСИ – АВИАБАЗА РФ?
Наконец, притчей во языцех стал категорический отказ Минска от размещения российской авиабазы на территории республики. Информационный бум вокруг нее вроде бы утих, но к теме время от времени возвращаются и СМИ, и политики. В том числе и первые лица самой Беларуси. В частности, 1 июня глава МИД республики Владимир Макей, находясь с рабочим визитом в Бельгии, прямо заявил, что хотя сегодня Минск не планирует размещение на своей территории иностранных военных баз, но может пересмотреть позицию. Он дал понять, что такая реакция со стороны Синеокой может возникнуть в ответ на настораживающие действия соседней Польши, которые не способствуют и без того напряженным отношениям между Западом и Россией. Как сообщалось, Варшава намерена разместить на своей территории крупный американский военный контингент, объясняя это заведомо измышленной угрозой «российской агрессии».
Историю же «быть или не быть?» российской авиабазе стоит напомнить. О ней в 2011 году договорился с самим Батькой министр обороны РФ Сергей Шойгу, о чем было официально объявлено. А через три года Лукашенко заявил, что он «ничего не знает» о том, что вырабатываются какие-то договоренности на этот счет, в то время как уже даже обсуждались площадки (Лида, Барановичи), где могли бы разместиться российские перехватчики. На главу Синеокой не повлияло даже то, что перспективу уже одобрил и президент РФ Владимир Путин. То есть в преддверии хоккейного чемпионата Лукашенко посулил, а после – «летите-ка вы, голубки, домой». Все бы ничего, бывает, передумал, но зачем же доходить до беспардонности по отношению к Москве?!
УКРАИНСКОЕ ФИАСКО ПОД ОРШЕЙ И НЕ ТОЛЬКО
А как-то Лукашенко закинул в Москву удочку в плане совместного создания нового самолета в Беларуси. Гражданского. Этакого белорусско-российского «Суперджета». Это вообще было похоже на маниловщину, потому что в республике никогда не было авиастроительной базы, разве что два авиаремонтных завода (АРЗ): 558-й под Барановичами и 571-й под Оршей.
Когда в Первопрестольной лишь пожали плечами по этому поводу, Александр Григорьевич распорядился продать украинцам Оршанский АРЗ (во времена СССР здесь реанимировали дальние бомбардировщики Ту-16 и Ту-22). И с начала 2012 года 60% его акций получило украинское АО «Мотор Сич» (также акционером является компания «Системы инвестиций и инноваций» под управлением белорусского бизнесмена Александра Садового). Эта известная в мире фирма стала восстанавливать тут вертолеты Ми-8 и Ми-24 и производить двигатели для них.
Перспективы же представлялись радужными. Шутка ли: при желании завод, располагающий аэродромом класса Б, мог даже принять в ремонт гигант-транспортник Ан-124, не говоря уже об Ил-76 или Ан-26, парочка которых была здесь отремонтирована. Впрочем, ставка делалась преимущественно на выпуск Ми-2МСБ (украинский вариант модернизации советского многоцелевого вертолета), что позволило бы заместить импорт на Украину полсотни подобных машин на сумму минимум 100 млн долл. и организовать экспорт еще такого же их количества. Но это «мелочь». А наибольший эффект должно было дать производство новых вертолетов взлетной массой побольше. Планировалось заместить импорт на Украину 150 винтокрылых пяти-шеститонников на сумму около 1,5 млрд долл. Плюс экспорт 250 таких машин должен был дать еще около 2,5 млрд.
Однако такими авиаамбициями Минск не хотел «обидеть» Москву. И в заключенном межправительственном Соглашении о реализации программы ВТС двух стран до 2020 года появился пункт, согласно которому до конца 2014 года должно быть закончено изучение вопроса по организации сборки в Беларуси легких вертолетов Ка-226Т и «Ансат» – для силовиков.
Однако сначала случились известные события 2014 года. И вскоре надежды на то, что спецы из Самостийной значительно поспособствуют поступлению весомых средств в белорусский бюджет, сначала ослабли, а ныне, похоже, и вовсе рухнули. Дело в том, что 15 мая с.г. против бывшего гендиректора завода и ряда должностных лиц «Мотор Сич» Генеральная прокуратура РБ возбудила уголовное дело по статье о превышении служебных полномочий, повлекших тяжкие последствия. Основанием послужило обвинение их в причинении предприятию «ущерба в особо крупном размере, а также существенного вреда его интересам». По данным белорусского Комитета госконтроля, на конец 2017 года завод задолжал акционерам-инвесторам свыше 20 млн долл., причем львиная доля – 18,7 млн приходится на украинскую компанию. Общая же задолженность Оршанского АРЗ составляет 35 млн долл.
Очевидно, что уголовное преследование – это начало возвращения Оршанского АРЗ под крыло государства. Как поведет себя «Мотор Сич», сейчас не знают даже в самой компании. Поэтому сколько продлится этот процесс и во что выльется его «сухой остаток», туманно. Эксперты считают, что конкуренция на авиарынке вкупе с его консервативностью не позволяет открыть на нем «еще одну лавку», тем более такую «смешную», как белорусская. Крупные же иностранные инвесторы, благодаря которым можно было бы попытаться протиснуться в эти «калашные авиаряды», вряд ли положат глаз на это – увы – так толком и не ожившее предприятие под Оршей. Да еще и с уголовным клеймом на нем.
Начиная с 2014 года Минск вообще резко минимизировал ВТС с Киевом, тогда как прежде поставки с Украины исчислялись круглыми суммами. Минск тоже взаимовыгодно поторговывал с Киевом своими военными излишками, оставшимися от Белорусского военного округа, и не только ими.
Стороны отрабатывали ряд запущенных совместных проектов. В их рамках совершенствовался ЗРК ближнего действия Т38 «Стилет», ракеты для которого Т382 были разработаны в киевском КБ «Луч». Также делались наработки по противотанковым ракетным комплексам «Скиф», «Шершень» и «Каракал». Из Беларуси на Украину шли двигатели, аккумуляторные батареи и ремонтные комплекты для танков, БТР и БМП. Минский автозавод поставлял военные грузовики и тягачи, МЗКТ – свои фирменные шасси для артиллерийских и ракетных систем. В обеих столицах были довольны. И вот…
Глава белорусских оборонщиков генерал-майор Долголев выразился по этому поводу так: «С Украиной у нас взаимодействие в военной области сокращено, не реализуется, поскольку мы должны понимать, что Беларусь – это прежде всего площадка по урегулированию конфликта в Донбассе. В этом плане Госкомвоенпром не создает дополнительных проблем, поскольку нельзя допустить, чтобы это военно-техническое сотрудничество между двумя государствами могло как-то использоваться не в наших интересах».
В самом Киеве в это время неофициально – через СМИ – пытались потрафить вновь созданному в 2016 году белорусскому «чудо-оружию» – «Полонезу»: мол, вот чья огневая мощь могла бы преломить ситуацию в Донбассе! Но этот позыв так и остался голосом одного эксперта в хоре таких же белорусских выдумщиков, активно «продающих» стрельнувший всего пять испытательных раз «Полонез» уже чуть ли не по всему миру.
комментарии(0)