Под «обаяние» стратегической культуры НАТО подпадает все больше стран. Фото с официального сайта НАТО
Роль и эффективность военной силы в межгосударственных политических отношениях описываются в концепции стратегической культуры (СК), охватывающей не только военные вопросы, но и финансово-экономическую, административно-политическую и культурно-мировоззренческую сферы жизни государства, что обусловливает стержневую, определяющую роль СК при разработке стратегии национальной безопасности.
По определению академика РАН А.А. Кокошина: «Стратегическая культура выражается в особом, присущем данной стране и ее народу характере поведения вооруженных сил, в способах использования военной силы. СК представляет собой совокупность стереотипов устойчивого поведения соответствующего субъекта при масштабном по своим политическим задачам и военным целям применении военной силы, в том числе при подготовке, принятии и реализации стратегических решений».
СК является атрибутом не только ВС или даже государственной машины, а всего народа в целом. Это долговременный, весьма инерционный социо-психологический феномен, который часто сохраняется почти в неизменном виде при смене военно-политического руководства, политических систем и политических режимов.
РОССИЙСКИЙ ПОДХОД
Вместе с тем при определенных условиях вполне возможны радикальные изменения стратегической культуры государства в течение относительно небольшого временного интервала. Импульс таким изменениям могут придать драматические события с травмирующими последствиями, такие как революции, поражение в войне, глубокие экономические и политические кризисы и т.д., то есть события, вызывающие у народа глубокий психологический стресс, запускающие процесс изменения социальной парадигмы, предполагающие поиски компромиссов между разными группами, формирующими новые политико-культурные ориентации.
Так, поражение в войне 1939–1945 годов привело к исчезновению германской СК. Последовавший вскоре после войны интенсивный распад мировой колониальной системы и крушение Британской империи способствовали разрушению СК Великобритании с частичным переходом некоторых ее составляющих в американскую стратегическую культуру. Особенно весомым был вклад Лондона в создание американской разведки.
Вместе с тем многолетнее противостояние соседям, включая гибридную войну с «Хезболлой», сформировало уникальную СК Израиля. Высочайшей устойчивостью и способностью динамично адаптироваться к современности обладает тысячелетняя СК Китая. Стратегическая культура России подверглась жестким испытаниям в период слома советской общественно-политической формации в начале 1990-х годов.
Тогдашними правящими элитами была сделана попытка перенести на российскую почву без необходимого критического переосмысливания элементы СК США с приглашением для этого сонма американских советников и консультантов. В результате под угрозой оказалась национальная безопасность нашего государства, в существенной мере ослаблены его ВС, снизилась военная безопасность, были разрушены целые отрасли промышленности и стратегические предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Был запущен процесс дальнейшей дезинтеграции страны.
Полученный негативный опыт разрушения собственного государства и его армии свидетельствует, что в национальной стратегической культуре, особенно в военной ее части, нельзя допускать бездумного (читай, преступного) копирования элементов чужих культур. По мнению российского исследователя О.П. Иванова, «…опасно переносить особенности своей стратегической культуры на противоположную сторону и смотреть на нее через призму своей стратегической культуры». В конечном итоге потребовалось немало времени и усилий для того, чтобы остановить навязанный извне и поддержанный некоторой частью внутренних сил процесс пересмотра СК России и возвратить нашу страну в координаты ее национальных ценностей и интересов.
Дальнейшие усилия по формированию российской СК должны строиться на историческом и национально-психологическом аспектах. Исторический аспект подразумевает оценку поведения государства в прошлом, что формирует основу для анализа и прогноза современных и будущих возможностей и стратегий поведения на международной сцене. Национально-психологический аспект требует углубленного изучения представлений государств и народа о самих себе как суммы стереотипов, предполагающих предрасположенность к определенному типу поведения в политике и военном деле.
Формированию российской СК придали решающий импульс реформы Петра Великого. За прошедшие столетия сформировались базовые положения национальной стратегии и стратегической культуры России, основанные на оборонительном характере военной доктрины. Сформировавшееся веками в народном генотипе традиционное представление об обязательности победоносного завершения войны требовало от народа моральной и физической готовности к жертвам во имя победы и не допускало в ней сомнений. Именно фактор безальтернативности победы обусловливал победоносное завершение всех отечественных войн, которые приходилось вести России и которые оценивались народами нашей страны как войны за национальную независимость и национальное выживание. Каждая новая отечественная война в конечном счете усиливала международные и геостратегические позиции России, приводила к росту ее авторитета и влияния в мире.
В рамках национальной СК высокую боеспособность российской армии традиционно обеспечивал русский народ, накопивший богатейший исторический опыт защиты Отечества. Это ни в коей мере не умаляет подвигов, совершенных представителями других народов нашей многонациональной страны, но вклад русских людей в Великую Победу нельзя переоценить.
В течение многих веков важное место в духовной жизни армии занимало православие. Сегодня эта традиция возвращается.
Слабым местом СК России является тот факт, что у нашей страны не было и нет постоянных надежных союзников, а союзнические коалиции в прошлых войнах носили ситуативный характер и нередко завершались превращением недавних союзников в непримиримых врагов.
Император Александр III считал, что России незачем искать себе союзников в Европе и вмешиваться в европейские дела. Известны его слова, ставшие уже крылатыми: «Во всем мире у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся на нас». Сегодня весьма актуально звучит и его формулировка главной задачи внешней политики России: «Я не допущу ничьего посягательства на нашу территорию!»
Президент РФ В.В. Путин в новогоднем обращении к гражданам России в прошлом году подчеркнул: «Помощников у нас никогда не было и не будет. И поэтому нам важно быть сплоченной, единой, сильной командой». В этом контексте российская дипломатия должна быть нацелена на закрепление имеющихся и развитие новых межгосударственных связей, недопущение изоляции нашего государства.
Сегодня российская СК находится в состоянии кардинального переосмысливания. Ушли в прошлое надежды на установление безоблачных партнерских отношений с Западом, приобрела четкую структуру и направленность военная реформа, российские армия и ОПК готовятся к будущей, а не к прошлой войне.
Комплексы ПРО «Иджис Эшор» в Румынии и Польше создают угрозу национальной безопасности России. Фото с сайта www.navy.mil |
Принципиально важной является особенность российской СК, которая на протяжении многих веков предусматривала использование армии на рубежах нашей страны главным образом для отражения вторжений сухопутных сил противника.
С появлением феноменов гибридной войны и цветной революции характер противостояния агрессии приобретает многие качественно новые черты. Армия, все силовые и правоохранительные ведомства, разведка все шире привлекаются не только для подготовки к отражению возможных враждебных действий наземных, воздушных или морских сил противника, но и вносят важный вклад в обеспечение стабильности в политико-административной, финансово-экономической и культурно-мировоззренческой сферах государства. Возможности силовых ведомств используются для борьбы в информационной войне, против международного терроризма, недопущения подготовки военизированных иррегулярных формирований, наркоторговли и незаконной миграции, пресечения выступлений националистических и псевдорелигиозных сил и пр. Решающая роль принадлежит ВС в обеспечении суверенитета России над обширными пространствами Арктики, защите границ по всему периметру нашего государства.
Перечисленные и некоторые другие факторы подлежат обязательному учету при развитии современной российской СК. Немаловажное внимание следует уделять изучению характеристик СК ряда других государств, выступающих явными или до поры скрытыми оппонентами в геополитическом противостоянии с Россией, прежде всего США и Китая.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА США В КОНФЛИКТАХ СОВРЕМЕННОСТИ
При разработке СК России и приведении ее в соответствие с военно-политическими реалиями следует уделять пристальное внимание характерной особенности подготовки США к прямому использованию ВС против государства-жертвы. Опыт вступления США в войну в Первой и Второй мировых войнах, агрессии против Югославии и Ирака свидетельствует, что американцы всегда прибегали к предварительному изнурению противника в административно-политической, финансово-экономической и культурно-мировоззренческой сферах с последующим переходом к военному сокрушению значительно ослабленной и расколотой страны. Сегодня такая стратегия описывается сочетанием понятий «гибридная война» и «цветная революция». Кроме конфликтов этого вида, США готовят свои ВС для действий в межгосударственных конфликтах и конфликтах с участием негосударственных вооруженных формирований.
В соответствии с канонами СК США, военные действия в Персидском заливе (1991), Афганистане, Югославии и Ираке начинались с массированных ракетно-бомбовых ударов по объектам военной и гражданской инфраструктуры, уничтожения систем стратегического управления войсками и государством. Обеспечивалось полное господство в воздухе и информационной сфере, дискредитировалось руководство. Минимизация потерь при захвате государства противника и удержания власти над ним достигалась с опорой на заранее подготовленную спецслужбами внутреннюю «пятую колонну» из подкупленной военной верхушки, как это было, например, в Ираке и Афганистане.
Подобная стратегия позволила Вашингтону избежать массовых потерь своего военного контингента и боевой техники на всех этапах подготовки и проведения операции, а также минимизировать масштабы непосредственного боевого соприкосновения с основными сухопутными группировками войск противника. Предпринимались усилия по обеспечению возможно широкой международной поддержки действиям США и их союзников за счет манипулирования международными организациями (ООН и ОБСЕ), формирования ситуативных коалиций с привлечением в них государств из многих регионов мира, например для участия в войне в Ираке в 2003 году была создана коалиция в составе 49 государств. Сегодня подобная коалиция готовится для возможной войны против Ирана.
Характерной особенностью СК США является стремление надежно обеспечить неуязвимость собственной национальной территории, основных группировок ударных сил и систем стратегического и оперативного управления, свести к минимуму возможные потери среди своих военнослужащих. В этом контексте в современных приготовлениях США к возможному глобальному конфликту осуществляется развертывание стратегической ПРО, объявлено о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), создается мощный ударный потенциал в составе кораблей, оснащенных КРМБ, разрабатываются гиперзвуковые вооружения.
Все войсковые операции США осуществляли с заранее подготовленных плацдармов (баз), созданных в непосредственной близости от государственных границ объекта агрессии. В контексте сегодняшних геополитических устремлений Вашингтона военные базы и плацдармы предоставляются американцам союзниками по НАТО, зависимыми режимами на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии. Предпринимаются попытки создания американских военных баз на территориях некоторых государств СНГ и в Грузии.
Практика участия США в конфликтах XX–XXI веков показывает, что американское руководство ориентирует государственные и частные исследовательские организации на анализ особенностей каждой войны, стремится определить ключевые характеристики конфликтов будущего и заблаговременно учитывает полученные результаты в военном строительстве. Такой подход превращает СК США в эффективный инструмент государственной политики, чутко реагирующий на изменения в военно-политической сфере и способный разрабатывать и предлагать руководству оптимальные направления развития вооруженных сил и военной промышленности. Вместе с тем в СК США просматриваются определенные стандартные подходы по реагированию на разнообразные военно-политические ситуации, что создает определенные «окна уязвимости», которые следует учитывать при разработке стратегий нашего государства.
Одним из важных результатов стратегического прогнозирования и планирования является разработка в США и НАТО теории и практики конфликтов современности – гибридной войны и цветной революции, построенных соответственно на стратегиях изнурения и сокрушения. Сочетание указанных стратегий позволяет создать традиционные для США и их союзников предпосылки для предварительного ослабления и фрагментации государства – объекта агрессии и достижения целей войны при минимальных собственных потерях. Этот фактор превращает оба конфликта XXI века в объекты тщательного изучения российскими политиками, дипломатами, военными, экономистами, социологами.
В контексте подготовки к возможному ядерному конфликту между США и Россией показательным является своеобразный виток СК США, связанный с военными исследованиями, проводившимися Вашингтоном в период 1970-х годов, и проекцией полученных результатов на современную военно-стратегическую обстановку. В 1977 году корпорация RAND провела исследование «Советская стратегическая культура: ее значение для ограниченных ядерных операций», в котором предпринималась попытка дать прогноз возможной реакции СССР на ограниченное применение ядерного оружия. Авторами доклада был сделан вывод, что диаметральная противоположность стратегических культур двух стран не позволяет рассчитывать на переговоры о «допустимости» ограниченного использования ядерного оружия против СССР, и прогнозировался вероятный «односторонний ответ Москвы, предусматривающий ограничение ущерба своей стране путем нанесения по противнику неограниченного контрсилового удара».
Сегодня Пентагон с учетом новой стратегической реальности, обусловленной исчезновением СССР, и расширившихся возможностей современных технологий разработал Обзор состояния и перспектив развития ядерной политики США, структура, направленность и содержание которого свидетельствуют о возрастании роли места ядерного оружия в обеспечении интересов США в мире.
В соответствии с традиционной для СК США ставкой на силу в документе предусмотрена реализация масштабных программ модернизации ЯО и создания новых видов СНВ. США объясняют такие действия необходимостью сдерживания России от применения ядерных боеголовок тактического назначения в случае возникновения конфликта в Восточной Европе.
С этой целью модифицированные баллистические ракеты подводного базирования «Трайдент» II (D5) будут оснащены ядерными боеголовками малой мощности, принимаются на вооружение управляемые авиабомбы В61-12 с переключаемым тротиловым эквивалентом, КРМБ «Томагавк» переоснащаются на ядерные боезаряды, разрабатывается новая КРМБ. Заявлены намерения США о выходе из ДРСМД с последующей разработкой и размещением в Европе новых ракет средней дальности, крылатых ракет наземного базирования, в том числе с загрузкой в установки вертикального пуска Мк41 комплексов ПРО в Румынии и Польше.
Важной особенностью современной СК США является развертывание и поддержание в высокой степени боеготовности спутниковых систем разведки, навигации и связи, принятие на вооружение БЛА различных модификаций, совершенствование технологий искусственного интеллекта. Разрабатываются и внедряются информационно-коммуникационные технологии, нацеленные на вывод из строя критически важных объектов инфраструктуры.
Американская стратегическая культура включает манипулятивные политико-дипломатические, информационные и финансово-экономические стратегии, позволяющие перекладывать на союзников и партнеров значительную часть расходов по обеспечению военного могущества и стратегического превосходства США, а также умело использовать в интересах Вашингтона экономические и геополитические преимущества, полученные в результате разгрома противника. Именно с этой целью в начале 90-х годов было принято решение о расширении НАТО, в рамках альянса была развернута программа «Партнерство ради мира», создан Совет Евроатлантического партнерства, приняты Стамбульская инициатива сотрудничества и Средиземноморская инициатива и некоторые другие проекты. Союзникам по НАТО поставлен жесткий ультиматум о скорейшем повышении оборонных расходов до уровня 2% от ВНП с последующим выходом на 4-процентный уровень.
ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ
Анализ характеристик СК США свидетельствует, что в военных конфликтах будущего Пентагон намерен широко применять высокоточное и другие виды новых вооружений, в том числе робототехнических. Первоочередному уничтожению подвергнутся объекты экономики и система государственного управления противника. Кроме традиционных сфер вооруженной борьбы будут активно задействованы информационная сфера и космос.
Непосредственному вооруженному столкновению предшествует относительно длительный период гибридной войны (ГВ), которая представляет собой новый вид межгосударственного противостояния, основанного на использовании в рамках единой стратегии комбинации силовых и несиловых инструментов давления в сочетании с постоянными манипуляциями политической, финансово-экономической и информационно-коммуникационной составляющими конфликта. Такая война против России ведется уже долгое время.
Стратегия ГВ естественным образом вписывается в контекст СК США и нацелена на изнурение страны-жертвы путем хаотизации государства, подрыва его военной безопасности. В рамках единого замысла и плана операций ГВ предусматривается использование воинских и иррегулярных формирований, сил специального назначения.
Мир является ареной состязания стратегических культур, в котором есть свои лидеры и аутсайдеры. Будущие военные конфликты предусматривают широкий спектр сценариев, и Вооруженные силы РФ должны быть готовы к любому из них. Для этого требуются серьезные усилия по адаптации СК России к реалиям современности, обеспечению сбалансированного развития и модернизации ВС, а также разработка современной военной техники и оружия. Сегодня важно ставить и решать задачи информационного обеспечения военно-научных исследований, научного сопровождения военно-политических решений, формировать экспертное мнение по актуальным вопросам государственной военной политики, военного строительства и военного искусства.
комментарии(0)