Современный читатель, знакомясь со статьей контр-адмирала в отставке В.Я. Дудко, может подумать, что заслуженный подводник, описывая серьезную угрозу, которую американское военно-морское учение FleetEx представляло для безопасности Советского Союза, несколько сгущает краски. Могут сказать, что, дескать, это же просто учение – военные всех стран мира проводят такие мероприятия, и ничего, война еще не началась. Но в данном случае это совсем не так. И это уже не мой досужий домысел, а вывод, подтвержденный фактами, представленными… самими американцами.
Серьезная угроза, которую учение ВМС США под кодовым наименованием FleetEx-83 представляло в те годы для международной безопасности, достаточно подробно была рассмотрена известным специалистом в области ядерной безопасности и политическим комментатором Уильямом Аркиным в его статье «Провокации на море», опубликованной в выпуске «Бюллетеня ученых-атомщиков» за ноябрь 1985 года (Bulletin of the Atomic Scientists Vol. 41, Issue 10; журнал основан в 1945 году бывшими участниками Манхэттенского проекта). На тот момент Аркин занимал должность руководителя проекта по вопросам гонки вооружений и ядерному оружию вашингтонского Института политических исследований (Institute for Policy Studies). Так что авторитетность его суждений – бесспорна.
О чем же пишет в своей статье Аркин? Если вкратце, то о том, что ВМС США проводят в мирное время слишком агрессивную политику, что создает реальную угрозу возникновения вооруженного конфликта или даже масштабной войны. «За последние пять лет Военно-морские силы практически перешли на темп операций, характерный для военного времени, – указывает господин Аркин. – Оправданием для этого, согласно Уоткинсу (адмирал Джеймс Уоткинс – тогдашний начальник морских операций (командующий) ВМС США. – «НВО»), является тот факт, что текущий период может быть описан как «жестокий мир», который характеризуется «продолжением и широким распространением локальных конфликтов и кризисов».
«Мир, кризисы, конфликты: сегодня между ними зачастую нет никаких видимых границ», – приводит автор слова из выступления адмирала Уоткинса на слушаниях в Конгрессе в начале 1984 года и подчеркивает, что, несмотря на то что эта риторика якобы направлена против «нестабильности в третьем мире», на самом деле «маневры мирного времени все более фокусируются на том, чтобы оказывать давление на Советский Союз, провоцировать его или вводить в заблуждение ».
«Сегодня мы в полной мере способны перенести боевые действия непосредственно на фланги Советов», – цитирует слова адмирала Уоткинса, сказанные им в 1984 году, Аркин и приводит несколько примеров таких безрассудных действий, способных оказать негативное влияние на безопасность в мире.
Во-первых, многоцелевые атомные подлодки в мирное время осуществляют рутинное патрулирование в советских водах, например, в Охотском море.
Во-вторых, в 1983 году после 13-летнего перерыва возобновлены операции боевых кораблей США в Японском море.
В-третьих, в сентябре 1982 года ВМС США провели в северной части Тихого океана «беспрецедентное учение» FleetEx-82 – первое учение с привлечением нескольких авианосных групп в этом регионе со времен окончания Второй мировой войны, которое, кстати, проходило всего в 500 милях от советского побережья и привело, по словам Уильяма Аркина, к тому, что советская авиация выполнила по американским боевым кораблям около 100 самолето-вылетов, «причем в ходе учения бомбардировщики Backfire (Ту-22. – «НВО») впервые имитировали атаки на американские авианосцы».
А в апреле 1983 года прошло еще одно учение FleetEx, в котором были задействованы три авианосца, действовавшие в районе Алеутских островов.
«На этот раз учение имело целью проверить «нашу способность координировать с военно-воздушными силами удары по Петропавловску и Алексеевке», как сказал Уоткинс в 1984 году, а по словам Фоли (адмирал Сильвестр Фоли – тогдашний командующий Тихоокеанским флотом ВМС США. – «НВО»), учение «дало Советам еще немного фактов для размышлений», – пишет в своей статье У. Аркин, указывая также, что на тот момент коэффициент оперативного напряжения ВМС США на 20% превысил этот показатель времен Вьетнамской войны, а с 1982 года все операции флота осуществляются в рамках новой доктрины «гибких операций» (Flexible Operations), фактически являющейся морской частью Стратегии гибкого реагирования, представленной в 1961 году администрацией президента США Джона Кеннеди.
И наконец, Уильям Аркин напоминает о том, что в 1984 году на вооружение была принята крылатая ракета большой дальности «Томагавк» в ядерном исполнении, которая, по словам руководителя объединенного отдела по разработке крылатых ракет, «дала понять Советскому Союзу, что его территория больше не является убежищем».
Статья Уильяма Аркина занимает две страницы, и там еще есть много чего интересного и поучительного, но я приведу лишь предложение из заключительного абзаца: «Военным операциям периода мирного времени позволили вырасти до такого масштаба, что они стали оказывать негативное влияние на американо-советские отношения… Игнорирование политических последствий таких военных операций является тревожным». Возразить на это и нечего.
комментарии(0)