0
22200
Газета Концепции Интернет-версия

26.07.2019 00:01:00

Ржевско-Вяземская битва 1942–1943 годов де-факто и де-юре

Самое кровопролитное сражение всех времен замалчивается историками

Анатолий Малышев

Об авторе: Анатолий Михайлович Малышев – доктор военных наук, профессор.

Тэги: 19421943, ржевсковяземская битва, история, версия, советскогерманский фронт


1942-1943, ржевско-вяземская битва, история, версия, советско-германский фронт Переправа через водный рубеж под Ржевом. 375-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Николая Соколова. 1942 год.Фото © РИА Новости

Ржевско‑Вяземская битва 1942–1943 годов – самая кровопролитная за всю историю человечества, а составляющие ее операции – наиболее замалчиваемые историками. Да и само понятие «Ржевско‑Вяземская битва» в официальной исторической науке отсутствует.

В отечественной историографии с начала 1950‑х годов существует понятие «ржевско‑вяземский плацдарм», или «ржевско‑вяземский выступ». На нем в готовности к наступлению на Москву стояли 2/3 дивизий немецкой группы армий «Центр». За 15 месяцев вооруженной борьбы под Ржевом и Вязьмой советские войска потеряли более 2 млн человек – вдвое больше, чем в Сталинградской битве, но овладеть Ржевом так и не смогли: немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции. В народной памяти бои под Ржевом сохранились как «ржевская мясорубка».

По официальной версии, в начале января 1942 года Московская битва вступила в свой завершающий этап. Под влиянием одержанных побед Ставка Верховного главнокомандования (ВГК) утвердила 5 января план перехода Красной армии в общее наступление по всему советско‑германскому фронту, хотя для осуществления столь грандиозного замысла сил и средств явно не хватало.

Планировалось, не давая противнику передышки, гнать его на запад и обеспечить разгром его основных группировок уже в 1942 году. Для этого главный удар предполагалось нанести на центральном и западном участках фронта силами Калининского (командующий генерал‑полковник Иван Конев) и Западного (командующий генерал армии Георгий Жуков) фронтов во взаимодействии с войсками левого крыла Северо‑Западного фронта (командующий генерал‑лейтенант Павел Курочкин).

Войскам фронтов не удалось разгромить противостоящего противника и овладеть городами Ржев и Вязьма. Ржевско‑Вяземская и Торопецко‑Холмская операции остались незавершенными и поставленных целей не достигли. Однако их результаты были значительными. Продвижение советских войск составило от 80–100 км на гжатском и юхновском направлениях, до 250 км – на витебском. Ржевско‑Вяземской операцией завершилась Московская битва, в ходе которой противник потерял около 615 тыс. человек. Безвозвратные потери Красной армии составили 926 тыс. человек.

В результате Ржевско‑Вяземской и Торопецко‑Холмской операций на центральном участке обороны немецких войск образовался обращенный на Восток выступ (глубина до 160 км, ширина у основания до 200 км), получивший наименование ржевско‑вяземского. Его линия фронта проходила западнее города Белый, севернее Оленино, севернее и восточнее Ржева, восточнее Зубцова и Гжатска, до марта 1942 года восточнее, а затем южнее Юхнова, восточнее города Спас‑Деменск и имела протяженность около 530 км. Немецкое командование считало этот выступ выгодным плацдармом для наступления на Москву, отстоящую от него всего на 150 км на восток.

Конфигурация ржевско‑вяземского выступа обусловливалась построением обороны немецких войск по периметру неполного четырехугольника, образованного железными дорогами Смоленск–Вязьма–Сычевка–Ржев–Оленино и далее на Великие Луки. Эти дороги обеспечивали снабжение находящихся внутри выступа объединений, соединений и частей группы армий «Центр».

Основные действия, направленные на ликвидацию ржевско‑вяземского плацдарма немецких войск, осуществлялись силами Западного и Калининского фронтов во взаимодействии в начале 1942 года и в марте 1943 года с соединениями Северо‑Западного, Брянского и Центрального фронтов.

Все формы вооруженной борьбы против группировки немецких войск, располагавшейся на территории ржевско‑вяземского выступа с момента окончания Ржевско‑Вяземской стратегической наступательной операции войск Западного и Калининского фронтов 8 января – 20 апреля 1942 года и до момента ликвидации выступа в ходе наступательной Ржевско‑Вяземской операции войск Западного и Калининского фронтов 2–31 марта 1943 года, могут и должны рассматриваться в единой системе понятия «Ржевско‑Вяземская битва». К наиболее значимым по своим результатам формам военных действий, составляющим основное содержание этой битвы, относятся:

– оборонительная операция войск Калининского фронта в районе города Белый 2–27 июля 1942 года;

– первая Ржевско‑Сычевская наступательная операция войск Западного и Калининского фронтов 30 июля – 23 августа 1942 года;

– вторая Ржевско‑Сычевская наступательная операция войск Западного и Калининского фронтов 25 ноября – 20 декабря 1942 года;

– Ржевско‑Вяземская наступательная операция войск Калининского и Западного фронтов 2–31 марта 1943 года.

К маю 1942 года советские войска (исключая резервы) насчитывали 416 расчетных дивизий (5 млн 534 тыс. человек) при 4959 танках, 57 472 орудиях и минометах, 4220 боевых самолетах; в войсках вермахта находились 211,5 расчетных дивизии (6 млн человек) при 2891 танке, 53 874 орудиях и минометах, 3395 боевых самолетов. Таким образом, к началу летне‑осенней кампании 1942 года на советско‑германском фронте сложилось примерное равенство сил.

Немецкое командование, не имея возможности летом 1942 года наступать повсеместно, планировало нанести главный удар на одном – юго‑западном – направлении. Сохраняя стратегическое положение на московском направлении и не отказавшись от плана захвата Ленинграда, оно решило сосредоточить все имеющиеся резервы для проведения главной операции на южном участке фронта с целью уничтожить группировку советских войск западнее Дона, захватить нефтеносные районы Кавказа и прорваться в Закавказье. Для этого к началу апреля были разработаны планы ряда последовательных операций. Начать наступательные действия предполагалось в середине июня.

Ставка ВГК и Генеральный штаб, признавая возможность наступления противника на юге, все же посчитали, что основным является центральное московское направление. Поэтому главные силы Красной армии были сосредоточены на центральном участке советско‑германского фронта. На западном стратегическом направлении в составе Калининского и Западного фронтов находилось более трети сил и средств Красной армии (32,7% общевойсковых армий, 28,6% воздушных армий, 31,3% расчетных дивизий от их общего количества в действующей армии).

Однако наиболее важные по своим результатам события, оказавшие существенное влияние на стратегическую обстановку в целом, произошли в мае–июле на южном крыле советско‑германского фронта. В результате общее положение советских войск резко ухудшилось. К таким событиям следует отнести поражение войск Крымского фронта в оборонительной операции на Керченском полуострове и потерю Севастополя; поражение войск левого крыла Юго‑Западного и правого крыла Южного фронтов в операции на харьковском направлении. Все это повлекло за собой изменение соотношения сил в пользу противника на всем юго‑западе, позволило немецкому командованию сосредоточить дополнительные силы для наступления на Сталинград и в пределы Кавказа.

На фоне этих событий советскому командованию первоначально пришлось отказаться от планировавшихся на западном направлении наступательных операций. Войска Калининского фронта провели оборонительную операцию в районе города Белый, а затем совместно с войсками правого крыла Западного фронта – Ржевско‑Сычевскую наступательную операцию. Несмотря на то что противнику удалось ликвидировать важный плацдарм советских войск юго‑западнее Ржева, главный итог указанных операций состоит в том, что немецкие войска группы армий «Центр» не были использованы командованием вермахта в летнем наступлении на южном крыле советско‑германского фронта. Более того, активные действия войск Калининского и Западного фронтов дезориентировали германское командование и отвлекли его внимание от южного направления, что позволило скрытно создать крупную группировку войск для контрнаступления под Сталинградом.

В целом кампания 1942 года (с 1 мая по 18 ноября) оказалась одной из самых сложных. Красная армия не смогла развить зимний успех и утратила стратегическую инициативу. Противник продвинулся на южном участке фронта на 500–600 км и вышел к Воронежу, к Волге у Сталинграда и в предгорья Кавказа. Однако развить наступательные действия он не смог и вынужден был перейти к обороне.

Вторая Ржевско‑Сычевская наступательная операция войск Западного и Калининского фронтов проводилась параллельно с операциями, составлявшими содержание Сталинградской стратегической наступательной операции войск Юго‑Западного, Донского и Сталинградского фронтов – ноябрьской наступательной операцией по окружению сталинградской группировки противника «Уран» и декабрьской операцией по отражению попыток противника деблокировать окруженные силы «Малый Сатурн». Хотя советские войска в Ржевско‑Сычевской операции добились лишь небольших территориальных успехов, они сковали крупные силы противника (до 30 дивизий) и не только не позволили немецкому командованию перебросить войска с этого участка фронта под Сталинград, но и вынудили его направить под Ржев дополнительно четыре танковые и одну моторизованную дивизии из резервов главного командования и группы армий «Центр».

Успешное наступление войск Брянского и Центрального фронтов в феврале 1943 года на орловском и севском направлениях вынудило немецкое командование в марте 1943 года начать вывод своих войск с территории ржевско‑вяземского плацдарма с целью усилить орловское направление. Это создало благоприятные условия для проведения Ржевско‑Вяземской наступательной операции войск Западного и Калининского фронтов и ликвидации плацдарма немецкой группы армий «Центр». В результате Ржевско‑Вяземской операции были освобождены города Ржев, Гжатск, Сычевка, Белый, Вязьма, линия фронта отодвинулась от Москвы еще на 130–160 км и сократилась на 330 км. Это позволило Ставке ВГК вывести в свой резерв две общевойсковые армии и механизированный корпус.

Ржевско‑Вяземская наступательная операция войск Западного и Калининского фронтов 2–31 марта 1943 года – заключительная в Ржевско‑Вяземской битве.

Таким образом, в период Московской битвы (30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года) на ржевско‑вяземском направлении центрального участка советско‑германского фронта развернулись военные действия стратегического масштаба. Однако если в начале битвы города Ржев, Вязьма, Сычевка, Гжатск, Белый объединяло их нахождение на московском направлении наступления немецких войск, а бои в их окрестностях осенью 1941 года входили в содержание битвы за Москву, то в январе–апреле 1942 года эти города объединило превращение их в крупные опорные пункты плацдарма группы армий «Центр» на ржевско‑вяземском выступе в линии фронта, образовавшемся в результате контрнаступления Красной армии. Попытки советских войск ликвидировать этот плацдарм заканчивались неудачей вплоть до марта 1943 года. При этом командования противостоящих сторон придавали ржевско‑вяземскому выступу большое значение: советское рассматривало его как потенциально опасный, немецкое – как важный плацдарм на центральном стратегическом направлении.

В официальной исторической науке совокупность военных действий, предпринятых противостоявшими сторонами на территории ржевско‑вяземского выступа в 1942 – начале 1943 года, не рассматривается в системе и не квалифицируется как битва, а большинство даже самых крупных операций из этой совокупности освещены чрезвычайно скудно. Такое положение сохраняется, несмотря на то что все признаки современного понятия «битва» присутствуют в характеристике рассматриваемых военных действий. Возможно, отсутствие триумфальной победы и огромные потери советских войск, ответственность за которые лежит на выдающихся полководцах Великой Отечественной войны – маршалах Советского Союза Жукове и Коневе, не позволяют официальной науке поставить военные действия на ржевско‑вяземском выступе в один ряд с битвами за Москву, Ленинград, Северный Кавказ, Сталинград…

Таким образом, в истории Великой Отечественной войны Ржевско‑Вяземская битва существует де‑факто, в то время как в официальной версии де‑юре она отсутствует. Тем не менее термин «Ржевская битва» прочно вошел в оборот средств массовой информации, а значение этой битвы в массовом сознании определяется довольно четко: «Ржев спас Москву». Хотя более правильно утверждение: не город Ржев, а активные наступательные действия советских войск на ржевско‑вяземском выступе заставили крупную группировку противника на московском направлении главным образом обороняться.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4385
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2119
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
2284
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1571

Другие новости