0
5112
Газета Концепции Интернет-версия

02.08.2019 00:01:00

Локомотив российского миротворчества

В Совете Федерации провели совещание «Об участии РФ в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности

Сергей Лавров

Об авторе: Сергей Вадимович Лавров – президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН.

Тэги: оон, мид рф, конго, руанда, судан, сша, кипр, колумбия

On-Line версия. Информация обновлена 15:42 04.08.2019

оон, мид рф, конго, руанда, судан, сша, кипр, колумбия С 2003 года наши военные перестали принимать участие в миротворческих операциях ООН. Фото с сайта www.mil.ru

В последние годы мировое сообщество все больше сталкивается с проблемами, оказывающими негативное влияние на поддержание мира и безопасности на планете. Все чаще в различных регионах и отдельных странах силовое разрешение тех или иных противоречий становится приоритетным, что приводит к возникновению внутригосударственных и международных конфликтов, а, зачастую, и локальных войн. Вот почему, несмотря на критику и различные предложения о реформировании, все большее значение в мировой политике приобретает Организация Объединенных Наций, 75-летие образования которой все прогрессивное человечество отметит 24 октября 2020 г. Важнейшим инструментом ООН по поддержанию мира является миротворчество. С каждым годом международное сообщество уделяет миротворчеству все больше внимания. Тем не менее, следует отметить, что миротворчество-это не панацея для решения всех конфликтов. У миротворчества есть свои отрицательные примеры (Руанда, Сомали) и свои положительные (Восточный Тимор, Мозамбик, Сьерра-Леоне, Либерия).

С сожалением приходится констатировать, что некоторые страны проводят политику двойных стандартов, используя миротворчество как инструмент отстаивания своих политических, геополитических, экономических и военных интересов. Примером здесь могут служить события, произошедшие в конце двадцатого века в бывшей Югославии.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся недостатки, миротворческие операции ООН были и остаются важнейшим элементом системы международной безопасности, направленным на поддержание мира в конфликтных и постконфликтных регионах.

Негативно говоря о политике двойных стандартов в миротворчестве, необходимо подчеркнуть, что это не относится к рационально-прагматическому подходу к участию в операциях по поддержанию мира (ОПМ), который используется сейчас практически всеми странами с учетом своих национальных интересов.

Говоря о национальных интересах России, необходимо отметить, что участие российских военных наблюдателей, гражданских полицейских и военных контингентов в операциях ООН по поддержанию мира выгодно России и напрямую связано с задачами по созданию и поддержанию положительного имиджа нашей страны за рубежом. Участие в миротворческих операциях ООН способствует росту нашего влияния как в ООН, так и в мире в целом, повышает роль России как мирового игрока на международной политической арене. Именно поэтому наша Межрегиональная общественная организация ветеранов миротворческих миссий ООН выступает за расширение Россией своего участия в миротворчестве ООН. В настоящее время статистика миротворчества такова.

В конце июня этого года 122 страны направили в 14 миротворческих и 9 политических миссий ООН 87324 миротворца: полицейские – 10186, военные наблюдатели – 1305, военнослужащие контингентов – 73822, офицеры штаба – 2011. Российская Федерация направила в 8 миссий 69 миротворцев: полицейские – 33 (8 женщин), военные наблюдатели – 32 (3 женщины), офицеры штаба – 4, заняв 72 место по количеству поставляемых контингентов и 8 место по количеству военных наблюдателей.
География российского миротворчества ООН следующая.

  • Западная Сахара (МООНРЗС) – 16 военных наблюдателей, в том числе две женщины.
  • Конго (МООНСДРК) -15 миротворцев: 9 наблюдателей (одна женщина) и 1 офицер штаба, полицейские – 5 (2 женщины)
  • Кипр (ВСООНК): 6 полицейских (3 женины)
  • Район Абьей в Южном Судане (ЮНИСФА): наблюдатель – 1, офицер штаба
    Косово: полицейские – 3 (1 женщина)
  • Южный Судан (МООНЮС) – 22 миротворца: 2 наблюдателя и 2 офицера штаба, полицейские – 16 (2 женщины)
  • Ближний Восток (ОНВУП) – 4 наблюдателя
  • Колумбия (Контрольная миссия ООН в Колумбии) – 1 полицейский.Направлено 11 женщин – миротворцев: 8 полицейских и 3 военных наблюдателя

По количеству поставляемых контингентов на первое место выдвигаются следующие страны: Эфиопия -7072, Руанда – 6545, Бангладеш – 6471, Индия – 6322.

Среди постоянных членов СБ ООН: на первом месте находится Китай – 2519, затем следуют Франция – 768, Великобритания – 581, Россия – 69, США – 34.

Говоря о России, необходимо отметить, что с 2003 г. наши военные контингенты вообще перестали принимать участие в миротворческих операциях ООН. Россия стала направлять только военных наблюдателей (военных экспертов) и гражданских полицейских. Правда, российские авиационные группы тоже принимали участие в миротворческих операциях в семи странах, но в 2012 г. последняя авиационная группа была выведена из Судана.

Частичное объяснение неучастия российского военного контингента в многонациональных миротворческих силах ООН я нашел в статье доктора политических наук М.В. Братерского под названием «Россия и миротворческие операции: концептуальные и практические составляющие российской политики», где он пишет:» Другим принципом, которого Россия не придерживается в качестве официального, но придерживается в качестве традиции, является неучастие воинских контингентов великих держав в миротворческих миссиях. Эта традиция проистекает из протокола 1974 г. о соглашении между Израилем и Сирией и, хотя она не стала официальной политической позицией, Россия обычно оказывала предпочтение тому, чтобы миссии по поддержанию мира были в основном укомплектованы военным персоналом из «третьих стран». Звучит не очень убедительно, т.к. участие наших военных контингентов в SFOR и KFOR было значительно позже 1974 г.

Несмотря на неучастия российских миротворческих сил в ОПМ ООН, Россия была и остается одним из активных участников миротворческой деятельности ООН. При этом необходимо отметить, что 72 место по количеству поставляемых контингентов и 8 место по количеству военных контингентов не самая лучшая статистика. Очевидно, что такая великая страна как Россия заслуживает более высокого места. И это при том, что миротворческая деятельность российских военных контингентов признается Россией в качестве одного из важных направлений государственной политики и это декларируется во внешнеполитической доктрине РФ. Неучастие или ограниченное участие российских миротворцев в ОПМ негативным образом сказывается не только на возможности получения российскими военнослужащими реального миротворческого опыта, но и на возможности России влиять на урегулирование кризисных ситуаций в различных точках земного шара, активно отстаивать свою точку зрения на текущие международные проблемы, определять будущую систему мироустройства.

В этом контексте очень приятно отметить, что Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации внимательно следит за развитием ситуации с миротворчеством в нашей стране. 25 июня этого года Член Комитета СФ по обороне и безопасности, председатель подкомитета по международному военно-политическому сотрудничеству Ольга Федоровна Ковитиди провела совещание на тему «Об участии РФ в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности». Она начала совещание со вступительного слова, которое, по своей сути, было докладом, сделанным на основе глубокого аналитического анализа и содержавшего конкретные и продуманные предложения. Сразу переходя к сути вопроса она сказала, что в ближайшее время институт миротворцев может стать одним из самых важных факторов обеспечения стабильности и безопасности в мире. Хотелось бы поподробнее рассказать об упомянутых структурных проблемах российского миротворчества и возможных путях их преодоления, но рамки этой статьи не позволяют этого сделать. Поэтому не раскрывая озвученные проблемы и предложения, я просто перечислю наиболее важные:

– отсутствие в Российской Федерации такого доктринального документа как «Национальная концепция миротворческой деятельности»;

– не существует межведомственного органа, координирующего и направляющего внешнеполитическую деятельность всех государственных и общественных структур, занимающихся миротворчеством под эгидой ООН и региональных организаций;

– система возмещения финансовых затрат силовым ведомствам РФ на подготовку и направление миротворцев (в т. ч. воинских и полицейских контингентов)» требует пересмотра;

– ветераны (бывшие участники) миротворческих операций (миссий) ООН, направляемые от РФ, не имеют какого либо официального (законодательно определенного) статуса. «Отсутствие подобного статуса нивелирует престиж этой деятельности, что влечет низкий уровень заинтересованности к ней среди офицеров силовых ведомств РФ»;

– в Российской Федерации до сих пор не учрежден официальный;

профессиональный праздник – «День российских миротворцев»;

– необходимость финансового стимулирования и выстраивания кадровой политики в отношении участников миротворческой деятельности в РФ, необходимость продумать систему финансового обеспечения участников миротворческих миссий (операций) как в период прохождения действительной службы, так и при расчете пенсионного обеспечения при увольнении в запас. «Усматривается необходимость проработки данных проблемных вопросов на межведомственном уровне»;

– отсутствие надлежащего подхода к медицинскому обеспечению и реабилитации военных экспертов (наблюдателей) и систем социальной поддержки их семей в период служебных командировок. «Требуется переработать систему медицинского обеспечения и реабилитации участников миротворческих миссий (операций) с учетом специфики психологической обстановки и заболеваний, характерных для регионов, в которых они проходят службу, а также проработать вопрос социальной и психологической поддержки семей персонала, направляемого для участия в миротворческих операциях/миссиях»;
– отсутствие фактов направления представителей Министерства обороны РФ из числа высшего командного состава на руководящие (руководство отделами и службами миссий) и высшие руководящие (руководство миссий в целом) должности в миссиях (операциях) ООН. «Целесообразно, на наш взгляд, коренным образом изменить отношение (в первую очередь государственного руководства) к данному вопросу».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Передовой истребитель США оказался неэффективным орудием внешней политики

Передовой истребитель США оказался неэффективным орудием внешней политики

Игорь Субботин

Проект модернизированного самолета F-35 слишком дорог и ненадежен

0
2472
США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

Владимир Мухин

Самолеты и большое количество ударных дронов планируют поставить Киеву летом

0
3093
Китай и Соединенные Штаты конкурируют из-за влияния на Новую Гвинею

Китай и Соединенные Штаты конкурируют из-за влияния на Новую Гвинею

Владимир Скосырев

На этом фоне Байден сделал весьма неудачную оговорку, которая может сказаться на отношениях Америки с островным государством

0
1522
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
2329

Другие новости