Иллюстрация @randcorporation
Эксперты научного сообщества США, особенно те из них, кто специализируются в области обороны и безопасности, продолжают внимательно отслеживать процессы военного строительства в России, оценивать их состояние и давать прогнозы по различным аспектам их будущей трансформации и по изменению стратегических подходов Москвы к применению военной силы в ближайшей и отдаленной перспективе.
На сайте мозгового треста Пентагона, корпорации RAND, одного из главных консультантов Минобороны Америки, советы специалистов которой практически всегда претворяются в жизнь его руководителями, появилось несколько первых абзацев рассуждений одной из ее экспертов о возможном появлении в 2020 году новой редакции военной стратегии РФ. Сообщение сопровождается словами о том, что исследователи корпорации будут использовать прогнозные оценки Дары Массикот (Dara Massicot), получившей степень магистра по национальной безопасности и стратегическим исследованиям в Военно-морском колледже (Naval War College) ВС США и давно занимающейся вопросами военного развития России, при анализе и оценках стратегических установок Кремля по обеспечению национальной безопасности. В полном формате эта статья была опубликована в американском издании «War on the Rocks», являющемся платформой, на которой ученые США, специалисты мирового научного сообщества, военные и политики обсуждают вопросы военного строительства.
В первых строчках своих прогнозов эксперт отмечает, что последняя военная доктрина России была обнародована в конце 2014 года. С тех пор произошло множество различных событий, в которых «Москва была очень занята», включая войну в Сирии и выборы в США. МО РФ активно повышало потенциал своих сил, создавало и демонстрировало Западу новейшие вооружения, в том числе крылатую ракету с ядерным двигателем и трансокеанскую торпеду.
Кроме того, пишет автор, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) развалился, а действующее соглашение между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений СНВ-III, срок которого скоро истечет, ждет неопределенное будущее. Учитывая все эти события, дальнейшее ухудшение отношений Америки и России, а также большой оперативный опыт, наколенный ее ВС в Сирии и на Украине, заявляет ученая дама RAND, можно ожидать, что Москва отредактирует свою военную стратегию.
Хотя российские официальные лица еще не объявили о том, что обновленная доктрина находится в работе, указывает Массикот, есть несколько причин, по которым ее появление вполне возможно в будущем году и что она предпринимает попытку предсказать некоторые изменения, которые могут произойти в военной стратегии России «в этом на первый взгляд сухом и почти юридическом документе». Эксперт также говорит, что «какими бы тонкими» ни были эти изменения «они могут» дать глубокое и объективное понимание «следующей эволюции в российском военном мышлении, планировании и развитии».
По утверждению Массикот, 2020 год уже давно является эталонным этапом для «российских военных планировщиков», восприятие ими на современном этапе угрозы, исходящей от Соединенных Штатов, значительно усилилось «и Россия, похоже, вступает в цикл обновления нескольких документов Стратегии национальной безопасности».
С 2008 года российские военные проводят масштабные реформы, направленные «на замену или модернизацию 70% вооружений и военной техники (ВВТ) к 2020 году, увеличение численности призывного персонала и капитальную реконструкцию оборонно – промышленной базы». Массикот ссылается на слова министра обороны РФ Сергея Шойгу, который в одном из своих выступлений заявил, что считает эти реформы и ряд президентских указов, также привязанных к 2020 году, позволят российским военным «выйти на новый качественный уровень». По словам эксперта, большая часть этих реформ была успешно реализована. «Обновленная доктрина, вероятно, будет учитывать качественные улучшения в области готовности войск и закупок ВВТ за последнее десятилетие и станет важным сигналом нового этапа в военном развитии, если смотреть в будущее – до 2030 года и в более отдаленной перспективе», – пишет автор статьи.
По ее словам, российские лидеры считают, что определенные негативные тенденции – использование экономических санкций, «цветных революций» и вероятность межгосударственного конфликта – обретают все более интенсивный характер. Российские лидеры «считают, что нынешний мировой порядок под руководством США подходит к концу, в то время как растущие державы, такие как Китай, Россия и другие, бросают вызов существующему порядку». «Высокопоставленные чиновники предполагают, что Вашингтон и его союзники пытаются сдержать или запугать Россию. Они ссылаются в качестве доказательства на последнюю Национальную оборонную стратегию и Обзор ядерной политики, возобновленное внимание Пентагона к конкуренции великих держав и ротационное присутствие войск НАТО в Восточной Европе. Некоторые формулировки в обновленной военной доктрине, вероятно, будут отражать этот растущий пессимизм. Углубление недоверия к Западу стало заметной чертой Стратегии национальной безопасности России на 2015 год и Концепции внешней политики России на 2016 год» – заявляет эксперт и добавляет, что «с чисто бюрократической точки зрения», наступило «время для обновленной военной доктрины» России. Она отмечает, что в течение последних двух лет российское правительство активно обновляет целый ряд стратегических документов, касающихся вопросов национальной безопасности и внутренней политики. В июле секретарь Совета Безопасности РФ, пишет Массикот, Николай Патрушев заявил, что Россия откорректирует стратегию национальной безопасности в будущем году. «Предыдущие две военные доктрины были опубликованы в 2010 и 2014 годах как часть совокупности нескольких других стратегий, связанных с национальной безопасностью, большинство из которых были написаны «до 2020 года». Фактически, если прошлое-это пролог, то обновленная военная доктрина может быть обнародована уже в конце декабря 2019 года, на заре нового десятилетия», – заявляет автор.
Эксперт корпорации утверждает, что, «учитывая восприятие российскими лидерами возникающих угроз, их официальные заявления, направления модернизации ВС и участие в боевых действиях с момента опубликования последней военной доктрины в 2014 году», в новую военную доктрину Кремля, скорее всего, будут включены следующие положения:
– преимущественное использование не силовых методов до и в процессе возникновения военных конфликтов;
– применение стратегии активной обороны;
– введение концепции ограниченных действий;
– возрастание роли частных военных компаний;
– подходы к формированию системы контроля вооружений в перспективе;
– сохранение принципов применения ядерного оружия;
– необходимость оснащения ВС новыми видами вооружений, боевой робототехникой и системами искусственного интеллекта;
– определение конкуренции великих держав;
– оставление США и НАТО в категории «военная опасность».
Насколько прогнозы ученой дамы будут соответствовать реальности покажет время. А пока дело идет не к прекращению гонки вооружений, а только к ее дальнейшему нарастанию.
комментарии(0)