0
7101
Газета Концепции Интернет-версия

11.08.2022 21:09:00

Этот поезд в огне, или «Енисей» в Донбассе

Броневые составы трех столетий на запасных путях не прятались

Максим Кустов

Об авторе: Максим Владимирович Кустов – военный историк.

Тэги: концепции, россия, вооружения, бронепоезд, история, применение

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

концепции, россия, вооружения, бронепоезд, история, применение Бронепоезд «Енисей» способен поражать воздушные цели, вести наземный бой, разминировать и восстанавливать железнодорожное полотно, вести техническую разведку. Кадр из видео Министерства обороны РФ

Использование в Донбассе построенного в Сибири бронепоезда «Енисей» – наглядное доказательство того, что военная техника, когда-то считавшаяся устаревшей, может оказаться вполне востребованной в новых условиях.

Задачи у бронепоезда «Енисей» – гуманитарные. В освобожденные населенные пункты он доставляет стройматериалы для восстановления инфраструктуры и продовольствия. При этом «Енисей» способен поражать воздушные цели, вести наземный бой с противником, производить разминирование железнодорожных участков и техническую разведку.

Во время проведения контртеррористических операций в Чечне бронепоезда применялись для проведения технической разведки железнодорожных путей на Северном Кавказе. Если подрывники находили под рельсами фугас, они обычно взрывали его на безопасном от состава расстоянии, а поврежденный участок путей заменяли на новый. На особо опасных участках железной дороги бронепоезда шли впереди воинских эшелонов с техникой и людьми.

Первый такой спецпоезд пришел в Моздок в декабре 1994-го. По всем оперативным сводкам он проходил как «спецпоезд». Спецпоезд включал в свой состав ряд платформ, которые были забиты ремкомплектом для ведения восстановительных работ на путях и мостовых переправах, а также две БМП, которые были установлены на отдельных платформах.

Помимо этого, железнодорожные платформы имели укрытия из шпал и мешков с песком, в которых были оборудованы огневые точки для автоматических гранатометов и пулеметов.

Спецпоезда получили не только тактические имена, такие как СП-1, СП-2 и т.д., но и имена собственные – «Амур», «Байкал», «Дон», «Казбек», «Терек».

ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ БОЙ «ХУНГУЗА»

Впервые использовали орудия, установленные на поездах, северяне против южан во время гражданской войны в США 1861–1865 годов. Правда, бронировать такие поезда тогда еще не догадались.

Орудия, установленные германскими артиллеристами на железнодорожные платформы, во время франко-прусской войны 1870–1871 годов, вели обстрел окруженного Парижа. Немцам удобно было, свободно перемещаясь, открывать внезапный огонь с разных направлений по французской столице.

В России первые бронепоезда собирались делать для охраны Китайско-Восточной железной дороги (КВДЖ) во время так «боксерского восстания» в Китае (1899–1901). Но претворить в жизнь это намерение не успели – восстание было подавлено.

В строй первый русский бронепоезд был введен лишь во время Первой мировой войны, 1 сентября 1915 года. Его назвали «Хунгуз» (или Хунхуз»).

Бронепоезд строился в Киеве мастерами Юго-Западной железной дороги и силами 2-й Заамурской железнодорожной бригады. До Первой мировой она входила в состав Отдельного корпуса пограничной стражи Министерства финансов. Китайские разбойники-хунхузы были заамурским железнодорожникам хорошо знакомы.

Первый бой «Хунгуза» начался удачно, но в дальнейшем оказался для него роковым. Командир бронепоезда поручик Крапивников писал в рапорте:

«Подойдя к первой линии окопов и открыв по ним фланговый огонь из всех пулеметов и переднего орудия, поезд заставил неприятеля оставить окопы, обратив его в бегство (неприятелем было оставлено в окопах много трупов). После этого поезд двинулся дальше и принудил неприятеля действенным пулеметным и орудийным огнем очистить и вторую линию окопов».

Австрийское командование даже не удосужилось уничтожить или вывести из строя железнодорожную линию. Но дальше бой складывался неудачно для бронепоезда:

«Разорвавшимся тяжелым снарядом был испорчен железнодорожный путь, и бронепоезд оказался отрезанным, а сошедший с рельсов задний броневагон вследствие порчи пути не дал возможности бронепоезду двигаться вперед и таким образом избежать прицельной артиллерийской стрельбы противника. Вследствие чего было попадание в передний вагон снаряда, которым были убиты командир артиллерийского взвода штабс-капитан Лазарев и четыре нижних чина – артиллериста. После этого мною была дана команда покинуть поезд».

После этого боя стало понятно, насколько уязвим бронепоезд после выхода из строя железнодорожного пути. И как тщательно следует продумывать способы его использования в бою.

НА БРОНЕПОЕЗД С РУЧНЫМИ БОМБАМИ

В годы Гражданской войны бронепоезда весьма активно использовали и красные, и белые. Пошли в ход и бронепоезда, оставшиеся в наследство от царской армии, и наспех созданные импровизированные конструкции. Уж очень важен был исход борьбы за железнодорожные магистрали в огромной стране.

Бронепоезда зачастую переходили из рук в руки, иногда по нескольку раз. Например, в октябре 1917 года импровизированный бронепоезд был оборудован в Минске поддерживающими большевиков солдатами 10-го железнодорожного батальона Западного фронта. Назвали его «Минский коммунистический бронепоезд имени Ленина». В феврале 1920 года он был захвачен частями Добровольческой армии и в дальнейшем действовал уже против красных войск.

В апреле 1920 года он вновь сменил хозяев: при эвакуации частей Добровольческой армии из Новороссийска бронепоезд был оставлен командой и достался наступающим красным войскам. После короткого ремонта его вновь бросили в бой против врангелевских войск, пытавшихся удержать Крымский полуостров. А в конце 1920 года бронепоезд получил новое официальное наименование, «Первый коммунистический бронепоезд типа А имени Ленина», и отправился на Северный Кавказ.

Бои с неприятельскими бронепоездами могли стоить и красным, и белым тяжелых потерь. Дмитрий Фурманов в книге «Чапаев» писал о том, как красноармейцы с белыми бронепоездами боролись:

«Отчаянно, вдохновенно, жутко дрались! На броневые поезда кидались с ручными бомбами, устлали трупами весь путь, бежали за чудовищем, кричали «ура», бросались, как мячиками, страшными белыми бутылками. А когда появлялись броневики, цепи ложились ничком, бойцы не подымали головы от земли: броневик «лежачего не бьет», тем и спасались… Просекал он цепи, гулял в тылу, палил, но безрезультатно, а когда удирал – и за ним тоже, как за поездом броневым, бежали и в него бросали белыми бутылками. Героизм соприкасался с безумием: от пулеметного огня броневиков и броневых поездов немало полегло под Чишмой красных бойцов».

Когда героизм с безумием мешается – тяжелые потери неизбежны…

«ЗЕЛЕНЫЙ ПРИЗРАК» – ДОБЫТЧИК РЕЛЬСОВ

В 30-е годы в СССР строительству бронепоездов придавалось большое значение. Предполагалось, что основным видом огня бронепоездов будет огневой налет, когда бронепоезд, атакуя противника, появляется в непосредственной близости от него, обрушиваясь в короткое время всей мощью артиллерийского и пулеметного огня.

Но уже в самом начале Великой Отечественной выяснилось, что в условиях господства немецкой авиации в воздухе бронепоезда со слабым зенитным вооружением становятся слишком легкой добычей для самолетов врага. А после повреждений железнодорожного пути в условиях стремительного наступления немецких танков бронепоезда оказываются в ловушке. Вместо сокрушения вражеской обороны бронепоездам приходилось прикрывать отход советских частей, зачастую жертвуя собой.

Но были примеры и чрезвычайно эффективного использования советских бронепоездов. Например, 15 июня 1942 года состоялся один из самых, пожалуй, необычных боев в мировой истории с участием бронепоезда.

Защищавшему Севастополь бронепоезду «Железняков», прозванному немцами «Зеленым призраком», пришлось атаковать только для того, чтобы добыть рельсы для восстановления пути. Вот как об этом вспоминал один из участников этого боя, старшина группы пулеметчиков «Железнякова» Николай Иванович Александров:

«15 июня командующий приказал бронепоезду обстрелять скопление танков в лощине кордона Мекензи. Комендоры Кочетова и Буценко зарядили орудия бронебойно-зажигательными. Выйдя из-за поворота, «Железняков» с расстояния четырехсот метров открыл огонь по танковой колонне. Вспыхнули два головных танка. Задымила и машина, замыкавшая колонну.

Танки начали беспорядочную стрельбу. Продвинуться вперед или назад они не могли – дорогу преграждали подбитые машины, а свернуть в сторону не давали крутые скаты выемки. «Железняков» бил и бил из всех пушек и минометов. Мы, пулеметчики, тем временем косили немцев, выскакивавших из люков танков.

На выручку своим танкистам поспешила фашистская авиация. Нам не очень-то хочется связываться с нею, тем более что и снарядов осталось маловато. Берем курс к тоннелю.

Но бомбардировщики пытаются не упустить добычу. Бомбы рвутся совсем рядом. На бронеплощадках появились убитые и раненые.

Подносчику снарядов Володе Дмитриенко оторвало руку. Ксения Каренина и Саша Нечаев тут же, на ходу, оказывают первую помощь. Вместо раненого Нечаев сам стал на подачу. Бронепоезд, отстреливаясь от самолетов, полным ходом шел в укрытие. И вдруг на пути встал огромный столб дыма. Бомба разрушила полотно.

Ведя непрерывный огонь по «юнкерсам», бронепоезд маневрирует на уцелевшем отрезке пути. Ремонтная группа тем временем меняет рельсы и шпалы. С балластной платформы сгружены все запасные рельсы. Но их не хватает. Где взять? Головенко вспомнил, что рельсы есть около станции Мекензиевы горы. Но там уже враг... Доложили командиру.

– Полный вперед! – приказывает командир. Бронепоезд, как метеор, влетел на станцию, открыл огонь из всех видов оружия. Пока мы вели бой, железнодорожники под командой Головенко и Андреева на руках перенесли два звена рельсов.

Мчимся назад. За несколько минут путь исправили, и бронепоезд нырнул в укрытие. Только втянулись в тоннель, тяжелой бомбой завалило вход. Дождавшись ночи, бронепоезд вышел с другого конца тоннеля. И пока саперы расчищали вход, мы выходили в рейды на другие участки».

Изготовленный в ноябре 1941 года бронепоезд «Железняков», названный в честь героя Гражданской войны, обладал серьезной огневой мощью. На бронеплощадках установили пять 100-миллиметровых орудий, 15 пулеметов. Была специальная площадка с восемью минометами.

В конце 1941 года вместо четырех 82-миллиметровых минометов поставили три 120-миллиметровых, а также три новых пулемета. Помимо бронепаровоза, состав имел дополнительный мощный локомотив. Экипаж «Железнякова» был укомплектован моряками, которые эффективно использовали свой бронепоезд. Закамуфлирован он был так умело, что обнаружить его с воздуха было очень непросто.

После короткого, но мощного пушечного и минометного удара по заранее разведанным целям «Железняков» быстро уходил на участки, где железная дорога проходила в узких вырубленных в скалах выемках, или в тоннели – прежде чем немцы успевали пристреляться артиллерией или поднять авиацию.

К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада, которая под огнем противника восстанавливала поврежденное железнодорожное полотно. Действуя таким образом, «Железняков» произвел более 140 боевых выходов. Лишь в конце обороны Севастополя, обрушив авиаударами все выходы из тоннеля, немцы смогли заблокировать бронепоезд.

ПОЕЗД ШТУРМУЕТ НЕБО

В ходе войны появился новый тип бронепоездов, предназначенный прежде всего для борьбы с воздушным противником. Зенитные бронепоезда имели: огневые взводы среднего калибра – три 76,2-миллиметровых зенитных орудия с приборами управления зенитным огнем ПУАЗО-3 и дальномером; огневые взводы малого калибpa – две 37-миллиметровые автоматические зенитные пушки; пулеметный взвод – три крупнокалиберных пулемета ДШК. Все вооружение размещалось на бронеплощадках.

Зенитные бронепоезда использовали для прикрытия вывозимых из Мурманска по Кировской железной дороге грузов, доставленных по ленд-лизу. Они защищали грузовые поезда от ударов немецкой авиации и нападений немецких и финских диверсантов.

А во время стремительных наступательных операций Красной армии 1944–1945 годов зенитные бронепоезда обеспечивали прикрытие от воздушных ударов немцев по железнодорожным станциям.

В конце 1950-х годов казалось, что бронепоезда со старомодными паровозами уже не нужны, они отправлялись «на хранение». Вспомнили о них в конце 1960-х, во время осложнения советско-китайских отношений.

Сейчас «Енисей» в Донбассе успешно действует. Поневоле возникают вопросы: не откроется ли у бронепоездов в нынешнем столетии «третье дыхание»? И какие новые задачи они будут выполнять? 


статьи по теме


Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4605
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2208
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
2367
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1585

Другие новости