Вывод из строя половины из 20 мостов через Днепр приведет к потере боеспособности всей левобережной группировки ВСУ. Фото Reuters
Российские войска оставили Херсон. По заявлению командования, оборона плацдарма на правом берегу Днепра стала невозможной после того, как Вооруженные силы Украины (ВСУ) вывели из строя Антоновский мост, мост по плотине Каховской ГЭС и повредили понтонный мост, построенный в 500 м от Антоновского моста.
Как было объявлено, 30-тысячный контингент наших войск был выведен без потерь. Российские войска взорвали пролет между опорами Антоновского моста. Может ли это означать изменение тактики и стратегии в спецоперации в отношении ударов по мостам и плотинам? Пока Антоновский мост – первый выведенный из строя мост на Днепре.
Сейчас под контролем ВСУ находятся 20 действующих мостов через Днепр, из которых 5 проходят по плотинам ГЭС.
Вывод из строя мостов – если не всех, то хотя бы 10 наиболее важных – приведет ВСУ в небоеспособное состояние. На Украине сейчас нет судов, способных перевозить через Днепровские водохранилища бронетехнику, самоходные артиллерийские установки и ракетные пусковые установки. Уничтожение мостов через Днепр – шах и мат Киеву.
О РОЛИ МОСТОВ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ
Днепр во всех войнах был труднопреодолимой преградой. Вспомним, как Карл XII, двинувшись на Россию, вошел в город Могилев, где его приветствовали паны, а мещане держали нейтралитет. Паны помогли королю построить через Днепр два стометровых моста.
Сразу после Полтавского сражения Карлу XII удалось сохранить всю свою артиллерию. Шведские войска в полном порядке, с музыкой двинулись на юг, к Днепру, к запорожскому городку Переволочне. Там имелось много лодок и сотни деревянных строений, которые можно было разобрать на плоты. Запорожцы давно перешли на сторону шведов и должны были помочь в переправе.
Однако карательная экспедиция полковника Петра Яковлева еще 18 апреля 1709 года сожгла до основания Переволочну, а запорожцы были перебиты или бежали в Сечь. Шведские войска вышли на пепелище, а сзади наступала конница Александра Меншикова. На правый берег тогда переправили только Карла XII, Мазепу и их охрану, а шведская армия в полном составе сдалась русским.
Осенью 1941 года по приказу Ставки Верховного главнокомандующего все мосты через Днепр были взорваны, что серьезно осложнило наступление германских войск. Хотя вермахту удалось построить несколько наплавных мостов.
Только к апрелю 1942 года немцы построили деревянный мост в Киеве (мост Рейхенау) на быках недостроенного до войны моста. Кстати, строили мост немецкие и венгерские саперы. К августу 1942 года немцы с трудом починили частично взорванную плотину Днепрогэса и начали по плотине грузоперевозки.
В Смоленске Днепр узок, и немцы в начале 1942 года сравнительно легко построили новый деревянный мост. А вот железный восстановили только где-то к концу 1942 года. По другим же сведениям, железный мост так и не удалось ввести в эксплуатацию до подхода советских войск.
С 1 по 20 апреля 1999 года американская авиация разрушила в Югославии все мосты через Дунай, что привело к полному параличу судоходства на этой реке. Выше разрушенных мостов оказались 130 румынских судов и 26 судов украинского Дунайского пароходства. Еще 700 украинских плавсредств остались ниже разрушенных мостов.
Судоходство на Дунае удалось частично восстановить лишь в 2003 году, а полностью – в 2005-м. Последний отремонтированный мост (точнее, на 95% построенный заново) в Жежеле ввели в строй только 1 сентября 2018 года. То есть через 19 лет! На его восстановление было затрачено 54 млн евро, из которых 25 млн дал Евросоюз.
О ДНЕПРОВСКИХ МОСТАХ
При советской власти Днепр превратился из реки в цепь водохранилищ. Я сам с 1993 по 2013 год восемь раз ходил на теплоходе по маршруту Киев-Одесса. Стоишь на палубе – и не видишь ни правого, ни левого берега. Свои естественные очертания Днепр сохранил только ниже Каховской ГЭС.
Но не будем огульно хаять большевиков. На Днепре они построили восемь ГЭС, обеспечивавших электроэнергией всю Украину. К тому же впервые появилась возможность сквозного судоходства от Киева до Черного моря.
Все мосты на Днепре построены на крутых холмах городов, на плотинах водохранилищ и многокилометровых грунтовых насыпях, вдающихся в водохранилища. Например, автомобильный и железнодорожный мост в Черкассах представляет собой грунтовую плотину, вдающуюся в водохранилище на 10,5 км на левом берегу, затем собственно мост длиной 1174 м и далее 900-метровую грунтовую плотину через водохранилище на правом берегу.
Зачем эти технические подробности? Да чтобы показать, что в случае разрушения мостов через днепровские водохранилища строительство понтонных мостов нереально. И Днепр станет непреодолимой преградой между Правобережьем и Левобережьем.
О СРЕДСТВАХ ПОРАЖЕНИЯ
Чем можно разрушить мосты? Ракетными комплексами «Калибр» и «Искандер», корректируемыми авиабомбами КАБ-500 и КАБ-1500, управляемой планирующей бомбой УПАПБ-500 и другим высокоточным оружием.
Кабинетные военные теоретики доказывают, что мосты и плотины на Днепре являются сверхпрочными сооружениями и разрушить их не так просто. Увы, большинство плотин и мостов на Днепре «дышат на ладан».
Относительно недавно («Днепровские мосты – ключ к победе», «НВО», 01.09.22) я уже цитировал статью киевлянки Светланы Самойленко «Апокалипсис по-Киевски, или Как рухнет Киевская дамба», написанной в июле 2008 года. Но один красноречивый фрагмент из нее следует привести еще раз:
«Проезжая по Киевской дамбе на машине, я заметила: а она-то действительно «играет», и водители большегрузов не врут. Узкая дорога на плотине, повидавшая за прошедший месяц огромные потоки 40-тонных махин, пошатывается, а в самой плотине есть трещины – это видно и невооруженным глазом».
Если рухнет Киевская дамба, то поток воды сначала уничтожит киевские городские мосты, а затем ринется вниз по течению Днепра и уничтожит все плотины и ГЭС. Длина дамбы – 288 м, так что промахнуться мудрено.
Разумеется, при атаке плотин следует перепрограммировать компьютеры в системе управления ракет. В 1943 году британский инженер Барнс Уоллес предложил взрывать заряды у самой стенки плотины на большой глубине. В этом случае толща воды предотвращает рассеивание энергии взрыва. Для этого бомба или ракета должна лететь над самой поверхностью воды или даже погрузиться в воду, чтобы попасть в плотину снизу.
ДРОНЫ ПРОТИВ ПЛОТИН
А почему не обратить в дроны выработавшие свой ресурс самолеты и не нанести ими удары по мостам – и в первую очередь по плотинам на Днепре?
Идея не нова. В 1944 году американцы переделали в радиоуправляемые дроны 25 «летающих крепостей» В-17Е. Эти «полубеспилотники» получили новое название BQ-7. Два члена экипажа поднимали дрон в воздух, а потом выпрыгивали с парашютом.
17 дронов BQ-7 были запущены по защищенным стартовым установкам самолетов-снарядов ФАУ-1. Однако у двух последних дронов вышла из строя система управления, и они повернули назад в Англию. После этого все работы по BQ-7 были свернуты.
Немцы придумали более оригинальную систему: они превратили в дроны 250 бомбардировщиков Ju-88. Естественно, все они выработали ресурс или имели серьезные повреждения.
Сверху над Ju-88 крепился истребитель Ме-109. Система получила название «Мистель». Управление дроном велось из кабины Ме-109. Затем истребитель отделялся, и далее пилот наводил Ju-88 по радио. Позже на дрон поставили телекамеры, а на истребитель – приемник, что позволило увеличить точность попадания и дальность стрельбы. Эту систему немцы называли «Папа и сын». Первый полет «Мистеля» состоялся в июле 1943 года.
«Мистель» проектировался для атаки бетонных плотин. Одной из первых целей должна была стать Иваньковская плотина длиной 300 м на Московском море. Это водохранилище было заполнено в 1937 году.
Судя по всему, советская разведка пронюхала о «Мистелях», и весной 1943 года Государственный комитет обороны издал по этому поводу два постановления. По первому постановлению к 30 мая 1943 года противовоздушная оборона Иваньковской плотины была увеличена до восьми 85-мм зенитных пушек, 14 зенитных автоматов 61К и 36 пулеметов ДШК.
Согласно второму постановлению, к 18 июня 1943 года были установлены противоторпедные сети на Иваньковской, Рыбинской, Угличской и Химкинской плотинах. Так, перед Иваньковской плотиной установили три линии сетей общей протяженностью 5150 м.
Каковы были возможности «Мистеля»? Вместо кабины экипажа в носовой части фюзеляжа разместили мощный кумулятивный заряд с 1,7–2 т взрывчатки. Перед ним был установлен конический купол для формирования кумулятивной струи. Пилоты шутили: «Юнкерс обзавелся хоботом!» По результатам испытаний такой кумулятивный заряд пробивал бетон толщиной до 18 м.
По ряду объективных и субъективных причин «Мистель» не был применен против советских плотин, зато поразил в 1944–1945 годах несколько объектов на Западном фронте, а весной 1945-го применялся для ударов по советским переправам на Одере.
В конце войны немцы спроектировали реактивный «Мистель». Роль «папы» должен был играть четырехмоторный реактивный бомбардировщик Ju-287 с обратной стреловидностью крыла, а роль «сына» – двухмоторный реактивный истребитель Ме-262.
ПУТЬ К ПОБЕДЕ
Революция в области микропроцессоров и систем управления позволяет сейчас полностью автоматизировать взлет дронов, переделанных из выработавших ресурс самолетов.
Время переделки – несколько недель. Можно привести десятки примеров переделки в дроны самолетов в Китае, США, Азербайджане и других странах – от биплана Ан-2 до сверхзвукового F-16.
Возьмем, к примеру, авиалайнеры Ту-154 и Ту-154М. В качестве пассажирских бортов они не используются с ноября 2017 года. К 2022 году 89 единиц готовились к утилизации, 283 находились на хранении. Из них 100 – все еще в состоянии летать на трассах. Грузоподъемность Т-154 – 18 т.
По данным средств массовой информации, у нас произведено 268 бомбардировщиков Ту-22М. Из них в строевых частях осталось около 100. Десятки исправных бомбардировщиков находятся на хранении. Их боевая нагрузка – 17,7 т.
Если превратить в дроны списанные Ту-154 и Ту-22 и загрузить их взрывчаткой, а лучше огромными кумулятивными зарядами, то их хватит на плотины и мосты не только на Днепре, но и на Дунае, Рейне и Сене.
Еще раз повторю: разрушение мостов и плотин на Днепре – самый короткий и наименее кровопролитный путь к победе.