0
12211
Газета Концепции Интернет-версия

30.03.2023 20:44:00

Хорошо вооруженный нейтралитет

Еще до вступления в НАТО Швеция и Финляндия приобрели высокий военный потенциал

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – независимый военный эксперт.

Тэги: концепции, нейтралитет, финляндия, армия, вооружение


11-4-1480.jpg
Моторизованный марш сухопутных войск,
полиции и таможни Финляндии 6 декабря
2022 года.  Фото со страницы Сил обороны
Финляндии в Twitter
В период холодной войны нейтралитет двух скандинавских стран выглядел по-разному. Финляндия, по сути, находилась в советской сфере влияния, хотя социализм строить не собиралась. Швеция занимала позицию гораздо более прозападную, при этом сумела войти в число всего пяти стран мира, которые практически всю боевую технику для себя производили сами. Разве что ядерного оружия Швеция не создала, хотя такие попытки и предпринимались.

Соответственно шведский военно-промышленный комплекс гораздо мощнее финского. Поэтому и экспортные возможности Стокгольма гораздо шире, чем у Хельсинки.

В ГОДЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Вооруженные силы Финляндии вплоть до конца 1980-х годов большую часть боевой техники всех классов получали из Советского Союза. Это были танки Т-54/55, плавающие танки ПТ-76, а затем Т-72, боевые машины БМП-1/2, БТР-50/60, МТЛБ. Самоходные артиллерийские установки (САУ) 2С1 и 2С5 (эти мощные 152-мм самоходки СССР почти никому не продавал). Буксируемые орудия Д-30, М-46, Д-20, 2А36 (последние СССР также практически никому не продавал). Реактивные системы залпового огня (РСЗО) БМ-21, зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-125, переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) «Стрела-2», «Стрела-3», «Игла-1», «Игла», зенитные самоходные установки ЗСУ-57–2. Бомбардировщики Ил-28, истребители МиГ-21, многоцелевые вертолеты Ми-8, ракетные катера пр. 205.

Вторым по значимости поставщиком оружия для Финляндии была как раз Швеция. Истребители J-35 «Дракен» вместе с МиГ-21 составляли основу финских ВВС, а учебными самолетами в них были шведские же «Сааб-91». Финские ракетные катера собственной постройки были оснащены шведскими противокорабельными ракетами (ПКР) RBS-15.

Из Соединенных Штатов, Великобритании, Франции, Италии, Канады в Финляндию поступало небольшое количество легких и учебных самолетов и вертолетов. В самой Финляндии производились в ограниченных количествах БТР, буксируемые орудия, учебные самолеты, строились корветы, ракетные катера и тральщики. Но они были в целом незначительным дополнением к иностранной технике – в первую очередь советской и шведской.

Экспортировать в тот период финнам было практически нечего, за исключением некоторого количества вспомогательных судов, строившихся на финских верфях для ВМФ СССР.

Швеция в годы холодной войны совмещала импорт техники из западных стран с собственным производством. Так, в 1950-е годы танковый парк ВС Швеции состоял из британских танков «Центурион». Но затем им на смену пришли шведские машины – сначала невыдающийся Strv 74, а потом уникальный безбашенный Strv 103 и легкий Ikv 91. Были приняты на вооружение БТР Pbv 301, а за ним Pbv 302, САУ Bandkanon 1 и буксируемая гаубица FH-77. Обе эти артсистемы дожили до ХХI века, а Рbv 302 состоит на вооружении до сих пор.

Собственные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) RBS-56 «Билл» шведская армия получила почти одновременно с американскими «Тоу». Собственные ПЗРК RBS-70 пришли на смену американским же «Ред Ай». На вооружении шведской противовоздушной обороны состоял также американский ЗРК «Усовершенствованный Хок».

Получив в конце 1940-х – начале 1950-х британские истребители «Веном» (они поставлялись и в Финляндию, но в незначительных количествах), затем Швеция начала комплектовать свои ВВС собственными боевыми и учебными самолетами.

Сначала были созданы учебно-боевые «Сааб-91», J-29 (он даже принял участие в войне в Конго в начале 60-х) и J-32. В начале 1960-х на вооружение был принят истребитель J-35, который кроме Швеции и Финляндии поступил в ВВС Дании и Австрии. Одновременно в шведские ВВС пришел учебный самолет Sk-60 («Сааб-105»), который состоит на вооружении до сих пор (уже более полувека). «Наследником» J-35 стал JA-37/AJ-37 «Вигген», который дожил до середины нулевых, при этом никуда не экспортировался. Создать собственные вертолеты Швеция не сумела, приобретая американские «Белл-204», «Белл-206», СН-46, немецкие Во-105, французские AS332. Импортировались из США транспортные самолеты, в том числе С-130, а также испанские С-212, которые использовались в качестве патрульных.

Весь шведский флот традиционно строился на ее собственных верфях. До 1960-х годов на его вооружении оставались традиционные крейсера и эсминцы, последний крейсер был продан в Чили в 1970 году.

Затем ВМС Швеции перешли на строительство торпедных, а потом и ракетных катеров (типов «Спика» и «Норчёппинг») и корветов (типов «Стокгольм» и «Гётеборг»), более адекватных условиям мелководного Балтийского моря с изрезанным шхерами побережьем. Кроме того, строились подводные лодки (типов «Хайен», «Дракен», «Шёормен», «Нэккен», «Вестергётланд») и различные минно-тральные корабли.

Экспортировала Швеция в годы холодной войны все вышеупомянутые боевые и учебные самолеты (кроме «Виггена»). А также ПЗРК RBS-70, противокорабельные ракеты (ПКР) RBS-15 и другое корабельное вооружение и оборудование – они остаются важнейшим экспортным товаром шведского ВПК до сих пор.

Основным направлением экспорта традиционно были соседи-скандинавы, затем к ним добавились многие другие страны всех континентов.

В ГОДЫ ПОТЕПЛЕНИЯ

В 1990-е годы важнейшим поставщиком боевой техники в Швецию и Финляндию стала Германия. В первую очередь она распродавала оружие бывшей Национальной народной армии ГДР.

Финляндия приобрела уже привычные ей советские танки Т-72, БМП-1, САУ 2С1, орудия Д-30 и М-46, а также чешские РСЗО RM-70.

Швеция купила у Германии БМП-1 и МТЛБ (общим количеством до 1 тыс. единиц). Впрочем, в нулевые годы она перепродала МТЛБ в Финляндию же, а БМП-1 – чешской частной компании «Эскалибур».

Кроме того, в середине 1990-х Стокгольм получил 160 танков «Леопард-2А4» из состава Бундесвера и произвел по немецкой лицензии 120 «Леопард-2А5», сменившие в составе шведской армии все танки собственного производства. В настоящее время все «Леопард-2А4» возвращены обратно в Германию и/или переделаны в инженерные машины без вооружения.

Финляндия в начале ХХI века также закупила «Леопарды-2А4» из наличия Бундесвера, а затем «Леопарды-2А6» из наличия голландской армии. Они заменили в финской армии все советские танки.

Россия в первой половине 1990-х завершила поставки в Финляндию БМП-2 и САУ 2С5, начатые еще при СССР, а также продала ей три дивизиона ЗРК «Бук-М1».

На этом военно-техническое сотрудничество Москвы и Хельсинки завершилось, видимо, навсегда. Тем более что в самом начале 1990-х Финляндия заменила в составе своих ВВС МиГ-21, а заодно и J-35 на американские F-18C/D «Хорнет». Они до сих пор остаются единственными боевыми самолетами в составе финских ВВС и, видимо, будут заменены через несколько лет на F-35. Для «Хорнетов» в США были закуплены «почти эксклюзивные» ракеты «воздух-поверхность» AGM-158 JASSM и большое количество другого высокоточного авиационного вооружения.

Швеция в 1990-е и нулевые годы продолжила закупки за рубежом боевых вертолетов (американских UH-60, итальянских АВ-412 и А-109). В начале 1990-х шведы создали чрезвычайно удачную БМП CV90, которая во множестве модификаций поступила на вооружение всех скандинавских армий, а также Голландии, Швейцарии и Эстонии. Появился в шведской армии сочлененный БТР BvS-10, ставший «наследником» Bv-206 (обе эти машины тоже широко экспортируются).

С другой стороны, Швеция приобрела в Финляндии несколько сотен БТР семейства ХА и АМV, в ЮАР – 380 бронеавтомобилей RG-32, которые в основном используются в операциях ООН. В настоящее время на вооружение шведской армии поступает колесная САУ «Арчер». Ее планировала также закупить Норвегия, но отказалась из-за нехватки средств (поэтому заказанные норвежцами «Арчеры» шведы решили забрать себе).

В ходе миротворческих операций на территории бывшей Югославии шведская армия потеряла три БТР ХА-180/185 и четыре Pbv 302.

В начале 1990-х в Швеции был создан весьма удачный истребитель 4-го поколения JAS39 «Гриппен». Кроме ВВС самой Швеции, он поступил на вооружение ВВС Венгрии, Чехии (в обоих случаях – на условиях лизинга), Таиланда и ЮАР. Возобновлено производство этого самолета в модификации JAS39Е для шведских ВВС, а также для ВВС Бразилии в самой этой стране по шведской лицензии. Оружие для «Гриппена» в основном приобретается в США.

В начале 2000-х в Швеции были произведены три батареи нового ЗРК RBS-23, но их сразу отправили на хранение. Лишь в 2019 году одну из батарей развернули на острове Готланд для парирования «российской угрозы», в 2021 году расконсервировали с той же целью вторую батарею. Вместо устаревших «Усовершенствованных Хоков» закупается американская же зенитная ракетная система (ЗРС) «Пэтриот» РАС3 в количестве четырех батарей.

Для собственных ВМС в 1990-е и нулевые годы были построены три подлодки (ПЛ) типа «Готланд» и пять корветов типа «Висбю», а также более сотни скоростных катеров типа СВ90. Все ПЛ типа «Шёормен» и две из четырех типа «Вестергётланд» проданы в Сингапур, а более старые ПЛ, ракетные и торпедные катера списаны. Для ВМС Австралии в этой стране по шведскому проекту были построены шесть ПЛ типа «Коллинз».

Финляндия, как и Швеция, закупила бронеавтомобили RG-32 и вертолеты АВ412. Кроме того, она приобрела американские ПЗРК «Стингер», израильские ПТРК «Спайк», европейские вертолеты NH-90.

Из наличия голландской и датской армий были получены американские РСЗО М270 MLRS. В Норвегии закуплены ЗРК NASAMS-2, в Испании – транспортные самолеты С-295, в Великобритании – учебные самолеты G115. Началось поступление из наличия ВС Республики Корея 155-мм САУ К9.

При этом если шведская CV90 стала «общескандинавской БМП», то финские ХА стали такими же «общескандинавскими БТР». Кроме того, их получили те же Голландия и Эстония. Финский БТР АМV, кроме армий Финляндии и Швеции, поступил на вооружение ВС Хорватии, Словении, Словакии, Польши (производится в этой стране по лицензии под названием «Росомаха»), ОАЭ. Предполагается производство этой машины в ЮАР.

Для своих ВМС в Финляндии было построено по четыре ракетных катера типов «Раума» и «Хамина», несколько минно-тральных кораблей и десантных катеров. Старые ракетные катера типа «Хельсинки» и пр. 205 были проданы в Хорватию и Египет. Эстония получила от Финляндии более 60 буксируемых орудий.

В целом не состоявшие до сих пор в НАТО и поэтому рассчитывавшие только на себя Швеция и Финляндия обладают гораздо более высоким военным потенциалом, чем их соседи, являющиеся членами альянса. Обе страны продолжат развитие своих ВС как за счет импорта, так и за счет собственного производства.

Процедуру вступления в Североатлантический альянс Финляндия уже начала. Пропустит ли шведов в НАТО Анкара, и если да, укрепит ли это безопасность обеих стран или, наоборот, резко снизит – вопросы пока открытые. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Хуситы готовы отрезать Израиль от Средиземного моря

Хуситы готовы отрезать Израиль от Средиземного моря

Игорь Субботин

Пентагон обнаружил у йеменских боевиков дальнобойный арсенал

0
3710
Запад отвел конфликту Москвы и Киева еще шесть лет

Запад отвел конфликту Москвы и Киева еще шесть лет

Геннадий Петров

Вооружение ВСУ уже обошлось США и их союзникам почти в треть российского бюджета

0
3295
Ветеранов СВО собираются обеспечить паллиативным уходом

Ветеранов СВО собираются обеспечить паллиативным уходом

Владимир Мухин

Правозащитники предлагают гарантировать достойную заботу участникам боевых действий, получившим увечья

0
7464
В Кишиневе откроется офис ФБР

В Кишиневе откроется офис ФБР

Светлана Гамова

Западные партнеры обещают Молдавии усилить безопасность

0
4190

Другие новости