0
13079
Газета Концепции Интернет-версия

30.03.2023 20:44:00

Хорошо вооруженный нейтралитет

Еще до вступления в НАТО Швеция и Финляндия приобрели высокий военный потенциал

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – независимый военный эксперт.

Тэги: концепции, нейтралитет, финляндия, армия, вооружение


11-4-1480.jpg
Моторизованный марш сухопутных войск,
полиции и таможни Финляндии 6 декабря
2022 года.  Фото со страницы Сил обороны
Финляндии в Twitter
В период холодной войны нейтралитет двух скандинавских стран выглядел по-разному. Финляндия, по сути, находилась в советской сфере влияния, хотя социализм строить не собиралась. Швеция занимала позицию гораздо более прозападную, при этом сумела войти в число всего пяти стран мира, которые практически всю боевую технику для себя производили сами. Разве что ядерного оружия Швеция не создала, хотя такие попытки и предпринимались.

Соответственно шведский военно-промышленный комплекс гораздо мощнее финского. Поэтому и экспортные возможности Стокгольма гораздо шире, чем у Хельсинки.

В ГОДЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Вооруженные силы Финляндии вплоть до конца 1980-х годов большую часть боевой техники всех классов получали из Советского Союза. Это были танки Т-54/55, плавающие танки ПТ-76, а затем Т-72, боевые машины БМП-1/2, БТР-50/60, МТЛБ. Самоходные артиллерийские установки (САУ) 2С1 и 2С5 (эти мощные 152-мм самоходки СССР почти никому не продавал). Буксируемые орудия Д-30, М-46, Д-20, 2А36 (последние СССР также практически никому не продавал). Реактивные системы залпового огня (РСЗО) БМ-21, зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-125, переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) «Стрела-2», «Стрела-3», «Игла-1», «Игла», зенитные самоходные установки ЗСУ-57–2. Бомбардировщики Ил-28, истребители МиГ-21, многоцелевые вертолеты Ми-8, ракетные катера пр. 205.

Вторым по значимости поставщиком оружия для Финляндии была как раз Швеция. Истребители J-35 «Дракен» вместе с МиГ-21 составляли основу финских ВВС, а учебными самолетами в них были шведские же «Сааб-91». Финские ракетные катера собственной постройки были оснащены шведскими противокорабельными ракетами (ПКР) RBS-15.

Из Соединенных Штатов, Великобритании, Франции, Италии, Канады в Финляндию поступало небольшое количество легких и учебных самолетов и вертолетов. В самой Финляндии производились в ограниченных количествах БТР, буксируемые орудия, учебные самолеты, строились корветы, ракетные катера и тральщики. Но они были в целом незначительным дополнением к иностранной технике – в первую очередь советской и шведской.

Экспортировать в тот период финнам было практически нечего, за исключением некоторого количества вспомогательных судов, строившихся на финских верфях для ВМФ СССР.

Швеция в годы холодной войны совмещала импорт техники из западных стран с собственным производством. Так, в 1950-е годы танковый парк ВС Швеции состоял из британских танков «Центурион». Но затем им на смену пришли шведские машины – сначала невыдающийся Strv 74, а потом уникальный безбашенный Strv 103 и легкий Ikv 91. Были приняты на вооружение БТР Pbv 301, а за ним Pbv 302, САУ Bandkanon 1 и буксируемая гаубица FH-77. Обе эти артсистемы дожили до ХХI века, а Рbv 302 состоит на вооружении до сих пор.

Собственные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) RBS-56 «Билл» шведская армия получила почти одновременно с американскими «Тоу». Собственные ПЗРК RBS-70 пришли на смену американским же «Ред Ай». На вооружении шведской противовоздушной обороны состоял также американский ЗРК «Усовершенствованный Хок».

Получив в конце 1940-х – начале 1950-х британские истребители «Веном» (они поставлялись и в Финляндию, но в незначительных количествах), затем Швеция начала комплектовать свои ВВС собственными боевыми и учебными самолетами.

Сначала были созданы учебно-боевые «Сааб-91», J-29 (он даже принял участие в войне в Конго в начале 60-х) и J-32. В начале 1960-х на вооружение был принят истребитель J-35, который кроме Швеции и Финляндии поступил в ВВС Дании и Австрии. Одновременно в шведские ВВС пришел учебный самолет Sk-60 («Сааб-105»), который состоит на вооружении до сих пор (уже более полувека). «Наследником» J-35 стал JA-37/AJ-37 «Вигген», который дожил до середины нулевых, при этом никуда не экспортировался. Создать собственные вертолеты Швеция не сумела, приобретая американские «Белл-204», «Белл-206», СН-46, немецкие Во-105, французские AS332. Импортировались из США транспортные самолеты, в том числе С-130, а также испанские С-212, которые использовались в качестве патрульных.

Весь шведский флот традиционно строился на ее собственных верфях. До 1960-х годов на его вооружении оставались традиционные крейсера и эсминцы, последний крейсер был продан в Чили в 1970 году.

Затем ВМС Швеции перешли на строительство торпедных, а потом и ракетных катеров (типов «Спика» и «Норчёппинг») и корветов (типов «Стокгольм» и «Гётеборг»), более адекватных условиям мелководного Балтийского моря с изрезанным шхерами побережьем. Кроме того, строились подводные лодки (типов «Хайен», «Дракен», «Шёормен», «Нэккен», «Вестергётланд») и различные минно-тральные корабли.

Экспортировала Швеция в годы холодной войны все вышеупомянутые боевые и учебные самолеты (кроме «Виггена»). А также ПЗРК RBS-70, противокорабельные ракеты (ПКР) RBS-15 и другое корабельное вооружение и оборудование – они остаются важнейшим экспортным товаром шведского ВПК до сих пор.

Основным направлением экспорта традиционно были соседи-скандинавы, затем к ним добавились многие другие страны всех континентов.

В ГОДЫ ПОТЕПЛЕНИЯ

В 1990-е годы важнейшим поставщиком боевой техники в Швецию и Финляндию стала Германия. В первую очередь она распродавала оружие бывшей Национальной народной армии ГДР.

Финляндия приобрела уже привычные ей советские танки Т-72, БМП-1, САУ 2С1, орудия Д-30 и М-46, а также чешские РСЗО RM-70.

Швеция купила у Германии БМП-1 и МТЛБ (общим количеством до 1 тыс. единиц). Впрочем, в нулевые годы она перепродала МТЛБ в Финляндию же, а БМП-1 – чешской частной компании «Эскалибур».

Кроме того, в середине 1990-х Стокгольм получил 160 танков «Леопард-2А4» из состава Бундесвера и произвел по немецкой лицензии 120 «Леопард-2А5», сменившие в составе шведской армии все танки собственного производства. В настоящее время все «Леопард-2А4» возвращены обратно в Германию и/или переделаны в инженерные машины без вооружения.

Финляндия в начале ХХI века также закупила «Леопарды-2А4» из наличия Бундесвера, а затем «Леопарды-2А6» из наличия голландской армии. Они заменили в финской армии все советские танки.

Россия в первой половине 1990-х завершила поставки в Финляндию БМП-2 и САУ 2С5, начатые еще при СССР, а также продала ей три дивизиона ЗРК «Бук-М1».

На этом военно-техническое сотрудничество Москвы и Хельсинки завершилось, видимо, навсегда. Тем более что в самом начале 1990-х Финляндия заменила в составе своих ВВС МиГ-21, а заодно и J-35 на американские F-18C/D «Хорнет». Они до сих пор остаются единственными боевыми самолетами в составе финских ВВС и, видимо, будут заменены через несколько лет на F-35. Для «Хорнетов» в США были закуплены «почти эксклюзивные» ракеты «воздух-поверхность» AGM-158 JASSM и большое количество другого высокоточного авиационного вооружения.

Швеция в 1990-е и нулевые годы продолжила закупки за рубежом боевых вертолетов (американских UH-60, итальянских АВ-412 и А-109). В начале 1990-х шведы создали чрезвычайно удачную БМП CV90, которая во множестве модификаций поступила на вооружение всех скандинавских армий, а также Голландии, Швейцарии и Эстонии. Появился в шведской армии сочлененный БТР BvS-10, ставший «наследником» Bv-206 (обе эти машины тоже широко экспортируются).

С другой стороны, Швеция приобрела в Финляндии несколько сотен БТР семейства ХА и АМV, в ЮАР – 380 бронеавтомобилей RG-32, которые в основном используются в операциях ООН. В настоящее время на вооружение шведской армии поступает колесная САУ «Арчер». Ее планировала также закупить Норвегия, но отказалась из-за нехватки средств (поэтому заказанные норвежцами «Арчеры» шведы решили забрать себе).

В ходе миротворческих операций на территории бывшей Югославии шведская армия потеряла три БТР ХА-180/185 и четыре Pbv 302.

В начале 1990-х в Швеции был создан весьма удачный истребитель 4-го поколения JAS39 «Гриппен». Кроме ВВС самой Швеции, он поступил на вооружение ВВС Венгрии, Чехии (в обоих случаях – на условиях лизинга), Таиланда и ЮАР. Возобновлено производство этого самолета в модификации JAS39Е для шведских ВВС, а также для ВВС Бразилии в самой этой стране по шведской лицензии. Оружие для «Гриппена» в основном приобретается в США.

В начале 2000-х в Швеции были произведены три батареи нового ЗРК RBS-23, но их сразу отправили на хранение. Лишь в 2019 году одну из батарей развернули на острове Готланд для парирования «российской угрозы», в 2021 году расконсервировали с той же целью вторую батарею. Вместо устаревших «Усовершенствованных Хоков» закупается американская же зенитная ракетная система (ЗРС) «Пэтриот» РАС3 в количестве четырех батарей.

Для собственных ВМС в 1990-е и нулевые годы были построены три подлодки (ПЛ) типа «Готланд» и пять корветов типа «Висбю», а также более сотни скоростных катеров типа СВ90. Все ПЛ типа «Шёормен» и две из четырех типа «Вестергётланд» проданы в Сингапур, а более старые ПЛ, ракетные и торпедные катера списаны. Для ВМС Австралии в этой стране по шведскому проекту были построены шесть ПЛ типа «Коллинз».

Финляндия, как и Швеция, закупила бронеавтомобили RG-32 и вертолеты АВ412. Кроме того, она приобрела американские ПЗРК «Стингер», израильские ПТРК «Спайк», европейские вертолеты NH-90.

Из наличия голландской и датской армий были получены американские РСЗО М270 MLRS. В Норвегии закуплены ЗРК NASAMS-2, в Испании – транспортные самолеты С-295, в Великобритании – учебные самолеты G115. Началось поступление из наличия ВС Республики Корея 155-мм САУ К9.

При этом если шведская CV90 стала «общескандинавской БМП», то финские ХА стали такими же «общескандинавскими БТР». Кроме того, их получили те же Голландия и Эстония. Финский БТР АМV, кроме армий Финляндии и Швеции, поступил на вооружение ВС Хорватии, Словении, Словакии, Польши (производится в этой стране по лицензии под названием «Росомаха»), ОАЭ. Предполагается производство этой машины в ЮАР.

Для своих ВМС в Финляндии было построено по четыре ракетных катера типов «Раума» и «Хамина», несколько минно-тральных кораблей и десантных катеров. Старые ракетные катера типа «Хельсинки» и пр. 205 были проданы в Хорватию и Египет. Эстония получила от Финляндии более 60 буксируемых орудий.

В целом не состоявшие до сих пор в НАТО и поэтому рассчитывавшие только на себя Швеция и Финляндия обладают гораздо более высоким военным потенциалом, чем их соседи, являющиеся членами альянса. Обе страны продолжат развитие своих ВС как за счет импорта, так и за счет собственного производства.

Процедуру вступления в Североатлантический альянс Финляндия уже начала. Пропустит ли шведов в НАТО Анкара, и если да, укрепит ли это безопасность обеих стран или, наоборот, резко снизит – вопросы пока открытые. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
724
О кризисе целеполагания Израиля в войне с ХАМАС

О кризисе целеполагания Израиля в войне с ХАМАС

Нетаньяху наносит ущерб целям операции в секторе Газа

0
3310
КНДР обещает поддерживать Россию в украинском конфликте...

КНДР обещает поддерживать Россию в украинском конфликте...

Юрий Паниев

Финляндия продлила чрезвычайное положение на восточной границе до конца 2026 года

0
2946
Трамп обвинил Китай в нарушении договоренностей по торговле...

Трамп обвинил Китай в нарушении договоренностей по торговле...

Юрий Паниев

Евросоюз согласовал программу инвестиций в военную промышленность

0
3071

Другие новости