0
1869
Газета Дипкурьер Интернет-версия

07.10.2002 00:00:00

ЕврАзЭС как пилотный проект

Тэги: снг, евразэс, рапот


-К ЕврАзЭС в структурах СНГ сложилось довольно ревностное отношение. Чем вы можете это объяснить?

- Я думаю, что это обманчивое впечатление. Евразийское экономическое сообщество вовсе не создавалось в противовес кому бы то ни было. Более того, мы рассматриваем нашу организацию как своеобразный экономический пилотный проект в рамках СНГ. И если наш опыт окажется удачным, его можно будет распространить на все Содружество.

Сегодня степень интеграции - будь то в рамках СНГ, будь то в рамках какой-либо иной организации на постсоветском пространстве - очень далека от той, которая существовала в СССР. Все 10 минувших лет бывшие союзные страны активно расходились. В определенной степени этот процесс развода сдержало образование Таможенного союза, основной целью которого было создание единого таможенного пространства. Напомню, что инициаторами создания этого союза выступали Россия и Белоруссия, вскоре эту идею поддержали Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Эти пять стран поставили перед собой цель создать уже единое экономическое пространство. На этой основе в октябре 2000 года был подписан договор об учреждении Евразийского сообщества.

- А что, в рамках СНГ решать экономические вопросы странам проблематично?

- Дело в том, что ряд вопросов очень сложно решить двенадцати государствам. Например, страны СНГ могут быстро прийти к единому знаменателю в сфере культурного и гуманитарного сотрудничества, могут совместно создать антитеррористический центр. Но вот проблемы экономического характера все же намного проще решать в более узких рамках, скажем, пяти государств.

- Но ведь экономики стран, которые входят в Еразийское сообщество, существенно различаются, например, России и Таджикистана. Наверняка и в ЕврАзЭС существуют определенные трудности для полноценного взаимодействия?

- Да, экономическое положение некоторых государств несопоставимо с российским, и трудности, конечно, существуют. Но они не являются препятствием к взаимодействию. Например, одна из сегодняшних проблем ЕврАзЭС - это достаточная удаленность и слабая транспортная инфраструктура стран-участниц. Тот же Таджикистан является своеобразным тупиком: железнодорожная ветка с севера на юг упирается в Душанбе и там заканчивается. Соответственно эта страна нуждается в улучшении положения дел в транспортной области. И в рамках ЕврАзЭС эта проблема решается. С другой стороны, Таджикистан обладает избытком рабочей силы, в которой нуждается Россия и другие страны СНГ. Поэтому Сообщество сейчас активно работает в области организации трудовой миграции, придает этому процессу цивилизованный характер. Конечно, тут предстоит решать вопросы борьбы с преступностью, урегулировать проблемы налогообложения. Но все это вполне преодолимо.

- Многие считают, что ЕврАзЭС в нынешнем виде - структура аморфная и неэффективная. Что реально удалось сделать за время ее существования?

- Несмотря на то что к работе наш секретариат приступил фактически только в январе нынешнего года, интеграционные процессы стран-участниц не прерывались: решались вопросы общего таможенного тарифа, работали комиссии. И результаты этой работы сейчас проявляются.

Например, на пространстве ЕврАзЭС утверждены новые кодификации по товарной номенклатуре, единое налоговое удостоверение, принят Договор о сотрудничестве по охране внешних границ. Сейчас прорабатывается механизм взаимодействия в условиях неприменения антидемпинговых мер.

- Есть также мнение, что ЕврАзЭС - эта некая альтернатива ГУАМу, союзу, который создавался в противовес России. Согласны ли вы с этим?

- Я не знаю в деталях, чем занимается ГУАМ. Просто времени не хватает, чтобы досконально ознакомиться с проблемой. Но ясно одно: мы не противоборствующие структуры. Ведь если бы противоборствовали, то время живо интересоваться своим противником нашлось бы. А ЕврАзЭС не относит ГУАМ к числу противников. Я еще раз подчеркиваю: мы - экономическая организация. А в экономике, как в любой свободной конкуренции, выживает сильнейший. В этой ситуации нам важно быть на высоте. Тогда страны и народы подтянутся к нам.

- Интеграционные объединения на территории Содружества многие считают не столько экономическими, сколько политическими блоками. В частности, это касается и ЕврАзЭС. Ваше мнение по этому поводу?

- К сожалению, для журналистов экономика - достаточно скучная тема, которой, вероятно, сложно заинтересовать читателя. Поэтому часто в экономических процессах они ищут более понятную, а порой сенсационную политическую подоплеку. ЕврАзЭС занимается только экономикой - ни с кем не воюет, против кого-либо не дружит. У нас очень конкретная и гуманная миссия. А для того, чтобы решать вопрос в сферах политики и безопасности, существуют другие организации, например ДКБ.

- И ЕврАзЭС, и ДКБ на постсоветском пространстве окрестили карманными российскими содружествами. Действительно ли именно Россия определяет их жизнедеятельность и диктует свои условия?

- Нет, это не так. Создание такой организации, где бы командовал кто-то один, - абсолютно не отвечает нынешним реалиям. Такие времена ушли. Диктат никто не воспримет ни психологически, ни политически, ни экономически. Действительно, у России есть некие преимущества в рамках Евразийского сообщества, и они добровольно были признаны всей "пятеркой". В чем они заключаются? Например, в Интеграционном комитете - рабочем органе нашей организации, который собирается не реже четырех раз в год. При голосовании российская сторона имеет 40% голосов, потому 40% бюджета Сообщества состоит из российского вклада. Казахстанская и белорусская доля там по 20%, таджикистанская и киргизская - по 10%. Но когда решение вопроса выходит на высший политический уровень, там все уже решается совместно, на основе консенсуса. Так что диктат в принципе невозможен.

- А почему в качестве единой валюты на территории сообщества было решено ввести российский рубль?

- А почему должны рассчитываться долларами? Кстати, на это предложение Касьянова никто не возразил. Но решение по вводу рубля еще не принято: страны будут советоваться, будут просчитывать, насколько оправдан и выгоден этот шаг для каждого государства в отдельности. К практической реализации этой идеи руководство ЕврАзЭС приступит лишь после согласия всех пяти сторон. Сколько времени это займет, я не знаю, так как никаких конкретных сроков не устанавливалось. Предстоит изучить и механизмы реализации этой идеи. К чему мы уже и приступили.

- С какими международными интеграционными структурами можно сравнить ЕврАзЭС?

- Наша организация много почерпнула из опыта Европейского союза. Хотя в ЕС более жесткие экономические отношения, нежели у нас, очень мощная наднациональная управленческая структура. А ЕврАзЭС даже союзом себя не называет - это пока добровольное сообщество пяти государств, которое не имеет никаких наднациональных институтов.

- Каким вы видите будущее интеграционных объединений постсоветского пространства?

- Все, что создано искусственно, отомрет. Все, что рождено жизнью, будет жить. Я думаю, будущее за экономической интеграцией, это общемировая тенденция.

- А СНГ, которое все чаще называют клубом президентов?

- Я не вижу ничего плохого в этом названии. То, что все 12 президентов собираются два-три раза в год в официальной и неофициальной обстановке, - само по себе очень важно. Ведь они обсуждают множество аспектов: и военные, и экономические, и политические. Конечно, в СНГ можно отсечь то, что не работает. Но стоит ли отказываться от этой организации просто потому, что у нее что-то не всегда получается? У стран Содружества должно быть некое организующее начало. К тому же и бизнес заинтересован в нормальном взаимодействии государств, так как он собирается развиваться дальше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2077
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4770
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2613
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3002

Другие новости