0
1561
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.12.2002 00:00:00

"Третий путь" вымощен благими намерениями

Аркадиуш Сарна

Об авторе: Аркадиуш Сарна - аналитик варшавского Центра Восточных исследований.

Тэги: снг, интеграция, ес


В 2004 году Европейский союз расширится на восток. Параллельно начнется интеграция новых восточноевропейских стран в НАТО. Но уже сейчас очевидна разница в отношении европейских структур к небогатым соседям из Центральной Европы и к странам СНГ. Если ЕС положительно отвечает на обращения государств из бывшего социалистического лагеря, желающих сегодня стать частью единой Европы, то к бывшим республикам СССР отношение отнюдь не однозначно. ЕС пока выжидает, не торопясь принимать окончательное решение. Причина такого поведения весьма прозаична: первые доказывают искренность стремления интегрироваться в европейские структуры конкретными делами, вторые в своем большинстве, напротив, ограничиваются пустыми декларациями.

Центральной Европе понадобилось десятилетие, чтобы провести сложные, системные, порой непопулярные, но необходимые реформы, одной из целей которых являлось приближение стран региона к европейским стандартам. Эти реформы потребовали не только политической воли от руководителей стран-кандидатов, но и немалых усилий от общества. Перспектива вступления в ЕС и НАТО потребовала от стран-кандидатов решительных перемен во всех сферах жизни, в первую очередь интенсивных и масштабных экономических реформ. В этом убеждает пример трех бывших советских республик - Литвы, Латвии и прежде всего Эстонии, которая в "гонках в Европу" опередила даже бывших лидеров "марафона" из Центральной Европы.

Но подоплекой положительного ответа Запада на просьбу новой группы кандидатов о членстве в ЕС стали, естественно, не только оценка приложенных ими усилий или соображения политической и исторической справедливости. Западные структуры предельно прагматичны, и они решились на дорогостоящее расширение потому, что ЕС прекрасно осознает свои выгоды от такого шага. Например - увеличение европейского рынка более чем на 70 млн. потребителей. Это означает также расширение зоны стабильности, что является одним из основных мотивов расширения НАТО на восток.

Воли к переменам и мотивации к глубоким реформам не хватило остальным странам бывшего Советского Союза. Первое несоветское десятилетие, в течение которого чехи, поляки и литовцы настойчиво и последовательно "подметали свои дворики", белорусы, украинцы и россияне упорно искали некий "третий путь", который приведет их страны к экономическому чуду. Сегодня Россия пытается наверстать упущенное время, но тем не менее, даже принимая во внимание значение ее энергоресурсов для Европы, перспективы российской интеграции в ЕС весьма туманны. Председатель Еврокомиссии Романо Проди однажды пояснил, что Россия просто "слишком велика". Это значит, что Европа не готова брать на себя политическую и финансовую ответственность за решение множества проблем, скопившихся за последние годы в огромной стране. Причем очевидно, что эти проблемы потребуют для своего решения времени и ресурсов и "перешагнуть" этот этап невозможно. Речь идет о сложностях с демократизацией, правами человека, свободой слова и о нерешенных экономических вопросах. Ведь Европейский союз - это прежде всего экономическое, но никак не благотворительное сообщество.

Хаотичность формируемых стратегий развития и непоследовательность реформ в 90-х годах привели к тому, что ВВП огромной России сегодня на несколько десятков миллиардов меньше, чем сумма ВВП небольших стран - кандидатов в ЕС. Зарубежные инвестиции, которые, с одной стороны, являются показателем открытости государства, а с другой - оценкой проводимых реформ, и в России, и на Украине меньше, чем в Польше (на Украине - в 10 раз!). "Многовекторная" Украина даже на миллиметр не приблизилась к Европе, несмотря на официальные декларации Киева о стратегическом курсе на интеграцию в ЕС и НАТО. Еще хуже дела обстоят в Белоруссии, стране "на распутье": между Россией и Западом, между социализмом и капитализмом, между туманным представлением о Европе и жесткой действительностью "третьего пути" a la Лукашенко.

С точки зрения стран Центральной и Восточной Европы история повторяется, открывая им обратный путь в Европу, от которой их отсекли тоталитарные режимы Гитлера и Сталина. Эти страны с начала 90-х годов двигаются в ясно намеченном направлении, ориентируясь на так называемую европейскую модель развития. Государства СНГ, наоборот, так и не определились с выбором модели. И в среде элиты, и в обществе этих государств все еще нет единого мнения относительно стратегии развития. Очевидно, что в России, Украине и Белоруссии все еще живо наследие СССР, которое препятствует глубоким и последовательным переменам. Посему лидеры стран СНГ, декларируя европейские ценности, оглядываются назад на далекое и не очень прошлое, столь отличное от западного образа жизни, и, блуждая в поисках несуществующего "третьего пути", отдаляют перспективу реальной интеграции своих стран в расширяющуюся Европу.

Варшава


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2344
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5180
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2873
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3318

Другие новости