0
1899
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.01.2003 00:00:00

Воислав Коштуница: "Независимость Косово абсолютно нереальна"

Тэги: югославия, коштуница


- В результате выборов президента Сербии вы дважды набирали наибольшее число голосов, однако эти выборы дважды признаны несостоявшимися из-за недостаточной явки избирателей. Каковы, по вашему мнению, причины срыва выборов?

- Противоречивый избирательный закон, которым установлен высокий ценз явки избирателей в первом туре, небрежно составленные списки избирателей, в которые без законных оснований включены 835 000 фамилий, то есть около 15% от общего количества избирателей, а также прямой запрет на голосование для 400 000 югославских граждан, находящихся за границей, и отсутствие возможности голосовать отдельным категориям населения у себя в стране - все это привело в итоге к срыву выборов.

В этих причинах есть что-то общее, их вообще могло не быть, будь на то воля правительства Сербии. А этой воли не было. Но я не сказал бы, что скрытый призыв к бойкоту выборов удался, и прежде всего потому, что это правительство непопулярно. Между тем оно использовало свои рычаги и служебные каналы для бойкота, с тем чтобы не допустить избрания президента как одного из носителей исполнительной власти, который контролирует правительство.

Это не новое явление в странах с переходным режимом, но очень опасное. Это попытка сконцентрировать власть в одном месте, а все другие демократические институты лишить смысла.

- Неуспех выборов привел к еще большему обострению политической ситуации в Сербии. Что, по вашему мнению, должны предпринять политики для снижения напряженности и перехода власти к нормальной работе по решению многочисленных проблем, прежде всего экономических и социальных?

- Обострение политической ситуации стало сейчас общеизвестным фактом. Но ситуация и до этого была достаточно острой. Выборы вообще не нужно было назначать в этот период. Нужно было работать над новой Конституцией Сербии, которая нам остро необходима, а после этого назначать выборы президента и парламента.

В любом случае нам предстоит и разработка новой Конституции, и назначение новых парламентских выборов. В то же время мы не можем избежать и утверждения действительных результатов прошедших президентских выборов. Если хватит политической мудрости, все пойдет по какому-то логическому порядку. Если ее не будет - прежде всего встанет вопрос проведения внеочередных парламентских выборов, потому что избиратели не поддерживают хрупкое и изменчивое парламентское большинство.

Насколько быстро все политики это поймут, настолько быстро мы сможем взяться за решение экономических и социальных проблем. Равновесие и взаимный контроль политических сил, сильные демократические институты, четкое разделение власти и власть права как раз и нужны для того, чтобы эти проблемы были целиком и полностью решены.

- Верите ли вы, что разработать и принять новую Конституцию, а также провести парламентские выборы можно уже в 2003 году?

- Вопрос о возможности или невозможности вообще не стоит. Это просто необходимо сделать. Избиратели давно высказались за скорейшее проведение новых парламентских выборов. Это показывают результаты опросов и частые, оправданные забастовки.

- В ближайшее время ожидается голосование по проекту конституционной хартии Сербии и Черногории. Будет ли жизнеспособным новое государство? Какими вы видите отношения между Сербией и Черногорией, а также роль нового государства в Европе?

- Если вы хотите узнать, полностью ли я доволен проектом хартии или вообще - лучшее ли это решения для отношений между Сербией и Черногорией в составе нового государственного образования, то я отвечу отрицательно. Однако в политике редко бывают идеальные решения. Если смотреть рационально, то предложенный документ - лучшее, что можно было сделать с учетом унаследованного балласта сложных, не решаемых годами проблем.

Я настойчиво выступал за создание этого государственного образования. Я убежден, что с любой точки зрения - исторической, экономической, социальной - решение Сербии и Черногории остаться вместе самое лучшее и целесообразное.

Однако жизнеспособности нового государства не может помочь ни одно решение на бумаге. Ведь были государства с почти идеальными конституциями, которые распались. Правда, это не относится к бывшей Югославии, ее развал ускорила Конституция 1974 года. Я не говорю, что именно Конституция привела к распаду государства, к этому страну привели политические силы, которые Конституция утвердила при немалой помощи извне.

Жизненность нового государственного объединения зависит от воли и терпения не только главных политических сил, но и в большой степени - от воли граждан. В конце концов сами граждане решат судьбу общего государства Сербии и Черногории через три года, когда этот вопрос можно будет поставить на повестку дня.

Однако ясно, что решение, которое предлагается в конституционной хартии, хотя и минимально по содержанию, может служить основой для рационального начала. Это государство может быть достаточно стабильным и гармоничным внутри себя для того, чтобы с относительной легкостью включиться в европейские интеграционные процессы, хотя и с большим опозданием.

- Какой вы видите судьбу Косово и Метохии? Есть ли надежды на возвращение изгнанных сербов? Как вы относитесь к заявлениям представителей временных косовских властей о необходимости признания независимости Косово?

- Заявления о необходимости признания независимости Косово абсолютно оторваны от реальности. Такие заявления, особенно когда их делают представители международного сообщества, а не только албанские политические лидеры, преждевременны и опасны, потому что вносят дополнительное беспокойство в и без того хаотичную ситуацию, в которой гражданская миссия ООН и международные миротворческие силы далеко не все держат под контролем.

Не может быть и речи о решении вопроса об окончательном статусе Косово и Метохии до тех пор, пока не будут выполнены положения резолюции # 1244 СБ ООН в том, что касается безопасности, полного соблюдения прав человека и национальных меньшинств, свободы передвижения, возвращения изгнанных сербов и других неалбанцев, не внесена ясность в судьбу заложников и без вести пропавших.

В конце концов такая позиция преобладала и в Объединенных Нациях, и в Совете Безопасности. Это стало возможным благодаря усилиям Белграда, а также дипломатии некоторых ведущих государств мира, таких, как Россия и Франция.

Надежда на возвращение людей должна быть. Это проверка состоятельности международного сообщества, которое и приняло резолюцию # 1244. А временные органы власти не случайно так называются. От них долгий путь до многонационального и демократического Косово и Метохии. Одним из условий для его прохождения является декриминализация косовского общества.

Если посмотреть на европейскую карту организованной преступности, то можно увидеть, что Косово и Метохия самая черная точка, когда речь идет о торговле людьми, оружием и наркотиками. Из этих источников по хорошо известному образцу финансируются все экстремистские военные и политические группировки.

Белград


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1538
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1452
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1667
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1385

Другие новости