Израильские спецслужбы намерены ужесточить и ныне отнюдь не либеральные методы борьбы со своими противниками.
Фото Reuters
Две недели назад в Газе управляемой противотанковой ракетой, выпущенной с израильского вертолета АН-64 «Apache», был уничтожен духовный лидер и основатель группировки ХАМАС шейх Ахмед Ясин. Он стал очередной жертвой израильских спецслужб. Этой акцией власти страны подтвердили свое намерение ликвидировать лидеров всех террористических организаций, угрожающих существованию Израиля. Шейх Ахмед Ясин, по словам израильских официальных лиц, был в числе первых, кто подлежал физическому устранению из-за той угрозы, которую он представлял безопасности еврейского государства.
Вскоре после уничтожения шейха Ясина премьер-министр Ариэль Шарон и некоторые члены кабинета министров Израиля выступили с комментариями операции, с утверждением: Ахмед Ясин – не последняя жертва в войне Израиля против терроризма. Последовали заявления о том, что поставлена задача по уничтожению руководства группировки ХАМАС.
В свою очередь руководство ХАМАС тоже пообещало Ариэлю Шарону беспокойную жизнь: «Шарон открыл врата ада, и мы не успокоимся, пока не лишим его головы»,– заявили представители группировки. Учитывая эти обстоятельства, особый интерес представляет способность израильских специальных служб «Моссад», «Аман» и «Шин Бет», а также сил специальных операций Армии обороны Израиля, реагировать на резко изменившуюся и постепенно выходящую из-под контроля ситуацию.
ХАМАС, «Хезболлах» и другие антиизраильские группировки заявляют о своей готовности начать полномасштабную войну. Насколько серьезны их намерения? Похоже на то, что немедленных крупномасштабных акций против Израиля ожидать не стоит. Если рассуждать отвлеченно, Ясин был скорее знаковой фигурой – флагом, человеком-легендой, но никак не безусловным военным лидером крупной и разветвленной группировки, которой является ХАМАС, обладающий собственными многочисленными боевыми подразделениями, разведкой и контрразведкой.
Ограниченность Ахмеда Ясина в передвижении и его уязвимость для израильских спецслужб не позволяли говорить о нем как о безусловном лидере движения. После смерти шейха во главе ХАМАС встал бывший соратник и помощник шейха, 57-летний Абдель Азиз аль-Рантисси, который теперь будет руководить действиями ХАМАС на территориях Палестинской автономии. Общее руководство группировкой осуществляет Халед Машаль, на протяжении долгих лет скрывающийся от израильских спецслужб за границей: первоначально в Иордании, сейчас – в Сирии. В настоящий момент новое руководство движения скорее всего будет занято решением текущих вопросов, и возмездие Израилю оставлено «на потом». Но, похоже, что именно аль-Рантисси и Машаль станут основными «кандидатами» на ликвидацию.
Безусловно, израильский институт разведки и специальных задач имеет богатую практику уничтожения противников еврейского государства. «Длинные руки» «Моссада» в свое время дотянулись до Аргентины, где скрывался нацистский преступник Адольф Эйхман, силами разведки была обезглавлена группировка «Черный сентябрь», члены которой захватили группу израильских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г., ликвидированы ученые, принимавшие участие в реализации иракской ядерной программы. Здесь же стоит вспомнить и ликвидацию главы резидентуры Организации освобождения Палестины в Афинах, было немало и других острых акций подобного рода.
Необходимо, однако, помнить, что все они проводились в странах, которые по крайней мере не настроены к Израилю враждебно. В случае провала израильские разведчики и ликвидаторы могли рассчитывать не только на сохранение жизни, но и на то, что их руководство использует все возможности для того, чтобы вернуть «провалившихся» разведчиков домой. Так, к примеру, произошло с группой, захваченной в Норвегии в результате неудавшегося покушения на одного из активистов «Черного сентября».
В нынешней ситуации израильские разведслужбы будут действовать на территории, где проживает сугубо враждебно настроенное к ним население, а официальная политика государств направлена на оказание давления на Израиль с целью вывода войск с оккупированных территорий. «Моссад» уже делал попытку уничтожить Халеда Машаля: в 1997 г. группа оперативников через Канаду проникла на территорию Иордании и попыталась отравить этого видного функционера ХАМАС. Израильтяне были захвачены иорданской контрразведкой. В обмен на находящихся в заключении разведчиков премьер-министр Эхуд Барак был вынужден предоставить властям Иордании противоядие, а кроме того, выпустить из тюрьмы отбывавшего пожизненное заключение Ахмеда Ясина.
Новой целью военной разведки «Аман» и контрразведки «Шин Бет», видимо, станет Абдель Азиз аль-Рантисси. Это, конечно, обусловлено тем, что на оккупированных территориях израильские спецслужбы обладают куда большей «свободой маневра», чем во враждебно настроенных арабских странах. Но основным инструментом в охоте на аль-Рантисси скорее всего станут не контрразведчики, а оперативники подразделений израильского спецназа.
Реализацией планов израильского руководства по уничтожению террористов на оккупированных территориях занимаются подразделение разведки Генерального штаба, специальное подразделение флота «Шаетет-13», спецназ пограничных войск Израиля «Ямас».
Кроме вышеупомянутых частей специального назначения, непосредственно привлеченных к антитеррористическим операциям как на территории Израиля, так и за пределами его государственных границ, к борьбе с терроризмом по мере необходимости привлекаются и разведывательные роты регулярных частей Армии обороны Израиля.
В случае, если обстановка не позволяет подразделениям спецназа перемещаться по подконтрольным территориям, нельзя исключать вариант, когда к охоте за ключевыми фигурами ХАМАС будут подключены специалисты из «Саерет Дювдеван» – отряда, специализирующегося на действиях в агрессивно настроенной арабской среде. Оперативники подразделения хорошо владеют арабским языком, знают традиции и диалекты тех областей, в которых им предстоит действовать, во время рейдов одеваются в гражданскую одежду, сливаясь с местным населением.
Все «громкие» акции по ликвидации противников израильские спецслужбы и боевые подразделения проводили именно с помощью «точечных» операций. Говоря о роли Армии обороны Израиля в предстоящей возможной «охоте» на лидеров ХАМАС, стоит отметить, что на вооружении израильских вертолетов (основных боевых воздушных платформ при проведении спецопераций) нет управляемых ракет с осколочно-фугасной боевой частью, противотанковые ракеты AGM-114 «Hellfire» различных модификаций оснащены исключительно кумулятивной боевой частью, что резко повышает требования к системам целеуказания и наведения, и результат может быть достигнут только в результате снайперского попадания.
Что характерно, начиная с конца 1990-х гг. израильская армия производит массовые закупки ракет «Hellfire», закупила 9 вертолетов «Apache» новой модификации D, а также модернизировала 12 вертолетов AH-64А «Apache». Поэтому успешные действия вертолетов практически невозможны без предварительной разведки местности и основными «глазами» израильских летчиков являются многочисленные беспилотные летательные аппараты, в разработке и производстве которых Израиль считается одним из мировых лидеров.
Фактически связка «БПЛА-вертолет (реже – самолет)» является основным «воздушным» антитеррористическим средством, которое израильтяне стали широко использовать с началом новой интифады в 2000 г. Так, очевидцы гибели шейха Ясина утверждали, что перед появлением вертолета «в небе кружил самолет». Со значительной долей уверенности можно утверждать, что 22 марта в небе Газы кружил именно БПЛА.
В этом своеобразном «разделении труда» между израильским силовыми ведомствами сухопутным войскам отводится роль «бульдозера», под прикрытием которого силы спецназначения и ВВС проводят «точечные удары». Причем в прямом смысле: бронированные армейские бульдозеры сносят дома террористов, пехота под прикрытием танков и тяжелых бронетранспортеров «перемалывает» ресурс вооруженной палестинской улицы и уничтожает производственную инфраструктуру вооруженных формирований.
Как уже было сказано, в ближайшем будущем курс на ликвидацию руководителей антиизраильских группировок будет продолжен, причем основные усилия будут сконцентрированы на уничтожении руководящего состава ХАМАС и ликвидации всей ее военной инфраструктуры, включая как производственные мощности, так и уже имеющиеся арсеналы с упором на выявление и ликвидацию складов с ракетами «Кассим» различных модификаций. Представляется, что «скальпель» израильских силовых ведомств в виде сил специальных операций и ВВС будет дополнен солидным щитом из подразделений сухопутных войск, которые будут нести на себе основную нагрузку по обеспечению безопасности еврейских поселений и поддержанию правопорядка..
С военной точки зрения Израиль, как всегда, готов к уничтожению своих противников. Однако по-прежнему не снят с повестки дня другой важнейший вопрос: готово ли руководство еврейского государства принять все политические последствия таких шагов? После недавнего уничтожения шейха Ясина многие видные политики и эксперты из разных стран неизменно подчеркивали в своих комментариях к этому событию, что в настоящий момент любое агрессивное действие по нейтрализации высокопоставленных членов противостоящих Израилю группировок может привести к дальнейшему обострению ситуации не только в Израиле и Палестине, но и на всем Большом Ближнем Востоке.