0
1220
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.11.2006 00:00:00

Новые реалии карабахского урегулирования

Степан Григорян

Об авторе: Степан Григорян - политолог, директор Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству.

Тэги: карабах, осетия, абхазия


Два процесса, оказывающие серьезное влияние на развитие и решение южнокавказских конфликтов, хотелось бы рассмотреть подробнее. Это, во-первых, процесс усиления роли Южного Кавказа в международном сообществе, чему способствует строительство в регионе крупных нефте- и газопроводов; активное участие стран региона в антитеррористической борьбе и наличие их миротворцев в Ираке, Косово и Афганистане; новые крупные программы сотрудничества стран региона с Евросоюзом и НАТО; двустороннее военно-техническое сотрудничество США со странами Южного Кавказа; фактор проводимой Россией жесткой ценовой и инвестиционной политики в энергетической и газовой отраслях; политика Ирана в вопросе развития собственных ядерных программ, повысившая внимание международного сообщества к Южно-Кавказскому региону, а также к энергетическим программам Ирана, способным превратить регион в транзитную для иранского газа территорию. Во-вторых, процесс обретения Черногорией независимости и возможного провозглашения в ближайшее время независимости Косово, что фактически означает начало нового этапа в решении конфликтов. Если Черногория имела статус субъекта Югославской Федерации, то Косово до начала конфликта являлось лишь автономией Сербии, точно так же, как Нагорный Карабах, Абхазия и Южная Осетия обладали статусом автономий в Азербайджане и Грузии.

Эти два крупных процесса могут оказать серьезное влияние на процесс урегулирования конфликтов не только на Южном Кавказе, но и на всем постсоветском пространстве. Сегодня это выражается в попытке изменения форматов и нахождении новых вариантов решения конфликтов.

В Абхазии и Южной Осетии, где Россия выступает в роли посредника и держит в конфликтных зонах свои миротворческие контингенты, такой формат в 90-х годах вполне соответствовал ситуации. Однако сегодня, когда до предела обострились грузино-российские отношения, а в самих конфликтах Россия практически открыто взяла сторону непризнанных Абхазии и Южной Осетии, она уже не может оставаться единственным гарантом и беспристрастным посредником в процессе урегулирования. Так что назрела необходимость расширения формата, к чему стремится нынешнее руководство Грузии, обращаясь за помощью к ООН, ОБСЕ, СЕ, ЕС и непосредственно к США (в приднестровском конфликте формат уже расширен до семистороннего, с подключением в статусе наблюдателей Евросоюза и США). В случае с Нагорным Карабахом главным посредником является Минская группа ОБСЕ, где в качестве сопредседателей выступают США, Россия и Франция. Время показало, что это довольно удачно выбранный формат, поскольку проделана огромная работа по сохранению перемирия. Однако и в этом случае одна из сторон конфликта – Азербайджан – периодически переводит обсуждение отдельных вопросов в ООН и СЕ.

Карабахский процесс выделяется в смысле наработанных вариантов. Так, обнародованные сопредседателями МГ ОБСЕ 22 июня 2006 года основные принципы урегулирования карабахского конфликта, где, в частности, говорится: «Для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха в будущем предусмотрено проведение референдума или всеобщего голосования, сроки проведения которого не определены. Стороны обязуются продолжить переговоры для определения сроков и формата этого референдума», свидетельствуют о начале нового этапа в решении конфликта, так как в них присутствует совершенно новый элемент: проведение референдума на территории НК. Судя по всему, консенсус по этому вопросу достигнут между основными «игроками» – США, Россией и Францией. Между тем ранее прослеживались различия в позициях США и России. По сути, было видно, что Россия не слишком заинтересована в скором разрешении конфликта, поскольку его наличие позволяет ей сохранять свое влияние на Южном Кавказе. Косвенно это подтверждает упоминание проблемы Нагорного Карабаха в заявлении, сделанном на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 года, которая поддержала посреднические усилия сопредседателей МГ ОБСЕ и подчеркнула необходимость скорейшего согласования основных принципов мирного урегулирования конфликта уже в 2006 году.

В то же время Азербайджан в отношении предложенного варианта проявляет достаточно гибкую позицию. Если до последнего времени официальный Баку в жесткой форме отвергал любые варианты, содержащие в себе даже намек на реализацию права народов на самоопределение, делая акцент лишь на принципе территориальной целостности государств, то в последнее время риторика азербайджанских властей свидетельствует об определенных изменениях в отношении этого документа.

Так почему нет реального продвижения вперед? Как нам представляется, решение карабахского конфликта имеет непосредственную связь с уровнем легитимности властей Армении и Азербайджана, а также наличием политических свобод и плюрализма в конфликтующих обществах. Действительно любое решение по Нагорному Карабаху должно содержать в себе компромиссы и взаимные уступки, которые, как правило, не популярны, поэтому для реализации этих решений власти стран должны быть наделены высокой степенью доверия граждан. А этого, к сожалению, нет. К тому же как азербайджанские, так и армянские граждане фактически отстранены от переговорного процесса, плохо осведомлены о нем, потому и не готовы к решениям с возможными компромиссами и уступками.

Принцип «самоопределения наций» подразумевает проведение референдума и выяснение позиции всего населения непризнанного образования. Однако международное сообщество готово серьезно рассматривать итоги референдумов лишь после возвращения беженцев в места первоначального проживания и их участия в голосовании. Это очень важный компонент в процессах урегулирования конфликтов, который часто упускается из виду. Если в случае с Нагорным Карабахом результаты референдума предсказуемы, так как до начала конфликта армяне составляли почти 80% населения области, то в Южной Осетии (а тем более в Абхазии) ситуация с результатами референдумов не столь однозначна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
691
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
609
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
721
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
495

Другие новости