0
1499
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.03.2007 00:00:00

С исключением представителей непризнанной республики из переговорного процесса урегулирование конфликта застопорилось

Тэги: нагорный карабах, армения, азербайджан, кочарян


С 1988 года, когда началось карабахское движение в Нагорном Карабахе (НК) и Армении, и по 1998 год проблема рассматривалась в контексте признанной международным правом нормы «права нации (народа) на самоопределение». Отсюда исходили и все действия армянских политиков и дипломатов. А именно: отстаивание права избранных властей НК участвовать в переговорном процессе и определять свою судьбу. Руководство Армении того периода считало необходимым участие избранных представителей НК во встречах и переговорах с руководством Азербайджана. Практически на всех подписанных документах того времени наряду с подписями официальных представителей Армении, Азербайджана и посредников в решении конфликта стоят подписи полномочных представителей НК. Эта позиция властей Армении находила понимание у международного сообщества. Азербайджанская сторона с меньшим энтузиазмом относилась к идее участия карабахской стороны как самостоятельной единицы в переговорном процессе и настаивала на равноправном участии в переговорах азербайджанской общины НК (в итоге азербайджанская община НК принимала участие в переговорном процессе через представительство в составе делегации Азербайджана).

После смены власти в Армении, когда страну возглавили Роберт Кочарян и поддерживающие его политические силы, в первую очередь партия «Дашнакцутюн», позиция Армении по карабахскому вопросу качественно изменилась. Стал использоваться тезис о том, что НК является исконно армянской территорией и его присоединение к Армении – вопрос восстановления исторической справедливости. Следствием этой политики было то, что с молчаливого согласия Армении НК выпал из переговорного процесса, а позиция официального Еревана стала жестче. Действительно, если вопрос НК – это проблема исторических армянских земель, то зачем нужно участие избранных властей НК в переговорном процессе? Так с 1998 года фактически начал работать новый формат переговоров. За семь лет состоялось более 25 встреч, ни на одной из которых не было избранных представителей Степанакерта.

Международное сообщество в лице главных посредников пошло по самому «простому» пути: чем меньше сторон конфликта, тем легче будет договориться. Сегодняшнее развитие ситуации, когда переговорный процесс в рамках МГ ОБСЕ зашел в тупик, показывает, насколько ошибочно было исключать Степанакерт из переговорного процесса. Последний доклад Горана Ленмаркера и обсуждение на июльской (2005) сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ показывают, что в этом начинают убеждаться и некоторые посредники урегулирования.

Необходимы одновременные интенсивные трехсторонние переговоры с участием избранных представителей Нагорного Карабаха (нужно отказаться от практики не оправдавшего себя двустороннего формата Армения–Азербайджан), совершенствование формата МГ ОБСЕ, а также активизация посреднических усилий международного сообщества.

Мир серьезно изменился после событий 11 сентября 2001 года. Именно они стали детонатором новых геополитических тенденций. США начали действовать в рамках концепции нанесения превентивных ударов по базам террористических групп, недопущения приближения угроз к своим границам, ослабления и нейтрализации тоталитарных режимов, являющихся базой для экстремистов, а также содействия демократическому развитию стран в проблемных регионах мира.

Созданием антитеррористических коалиций (антиталибской, антииракской и др.) европейские страны и США пытаются сообща бороться с международным терроризмом, включая проведение силовых акций. На фоне и по причине антитеррористической борьбы в мире происходят изменения, которые с неизбежностью приводят к изменению роли Южно-Кавказского региона для мирового сообщества. Роль стран Южного Кавказа (ЮК) сегодня, безусловно, возрастает в силу нескольких обстоятельств. Перечислю основные из них.

Во-первых, в регионе в последние годы реализуются крупные международные экономические проекты. Так как в большинстве из них участвуют крупнейшие международные организации и корпорации, интерес европейских стран и США к региону становится все более очевидным. Большую роль здесь играет Каспийский бассейн, богатый нефтью, газом и объединяющий два таких важных региона, как ЮК и ЦА. Поэтому не случайна готовность США помочь Азербайджану в отстаивании его прав в вопросе статуса Каспийского моря, вплоть до оказания военной помощи и размещения военных баз на территории Азербайджана.

Во-вторых, сближаются позиции США и ЕС по ряду принципиальных вопросов, имеющих отношение к ЮК. Это в первую очередь вопрос нормализации армяно-турецких отношений. США уже давно ставят вопрос об открытии армяно-турецкой границы, а Евросоюз все активнее обращается к проблеме признания Турцией геноцида армян 1915 года. Наблюдается тенденция сближения позиций Евросоюза и США по Ирану.

В-третьих, Азербайджан и Грузия активно участвуют в антитеррористической борьбе, имея в антиталибской и антииракской коалициях свои воинские контингенты. В сентябре 2004 года Армения также заявила о своей готовности послать миротворцев в Ирак, и в январе 2005 года контингент численностью в 46 человек (саперы, врачи и водители) отбыл в эту страну. Все это, безусловно, вызвало положительную реакцию США, которые с 2002 года оказывают странам региона помощь в становлении национальных армий и подготовке кадров по антитеррористической борьбе.

В-четвертых, после недавнего расширения Евросоюза и НАТО страны Южно-Кавказского региона стали соседями этих организаций, а последние демонстрируют свою заинтересованность в том, чтобы в рамках реализуемых в регионе программ развивалось сотрудничество между Арменией, Азербайджаном и Грузией. Последовательность в их действиях мы увидели в сентябре 2004 года, когда руководство НАТО отменило свои военно-штабные учения в Азербайджане только по той причине, что Баку отказался разрешить въезд в страну армянским военным. А несколько позже тогдашний председатель Еврокомиссии Романо Проди заявил в Ереване, что Евросоюз готов оказать серьезную помощь странам региона, но лишь с одним необходимым условием: они должны сотрудничать между собой.

Вследствие повышения роли ЮК и активизации деятельности новых акторов мы становимся свидетелями формирования новой системы безопасности для стран региона. А насколько готова Армения к подобному развитию ситуации?

Думается, Армении необходимо заявить о начале процесса интеграции в Евросоюз и НАТО как о главной стратегической задаче. После вывода российских войск из Грузии и в случае нормализации армяно-турецких отношений изменится военная структура региона в целом, и тогда еще более актуализируется вопрос единой системы безопасности ЮК. Поэтому Армения должна продемонстрировать реальное стремление к установлению добрососедских отношений со всеми соседями по региону, включая Турцию и Азербайджан. Возрастание роли ЮК в мировых делах, увеличение числа стран и международных организаций, усиливающих свое влияние на процессы в регионе, не могут не сказаться и на решении региональных конфликтов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
766
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
679
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
796
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
544

Другие новости