0
1545
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.04.2007 00:00:00

Последний шанс спасти лицо председателя

Дмитрий Суслов.

Об авторе: Дмитрий Вячеславович Суслов - заместитель директора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике.

Тэги: саммит, ес, россия


На 18 мая запланирован очередной саммит Россия–ЕС. В Москве, Брюсселе и Берлине (Германия председательствует в Евросоюзе с января по июнь) уже полным ходом идет работа по его подготовке. Изначально на этот саммит и в России, и в ЕС возлагались большие надежды. Во-первых, 2007 год – рубежный для отношений РФ с Евросоюзом: истекает формальный срок ныне регулирующего эти отношения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), и обе стороны ориентированы на обновление политико-правовой базы отношений. Во-вторых, Германия является главным политическим и экономическим партнером России в Евросоюзе, а отношения с Москвой были обозначены Берлином как один из главных приоритетов председательства ФРГ в ЕС.

Именно от самарского саммита все ожидали чего-то значительного, как минимум старта формальных переговоров РФ–ЕС по новому стратегическому соглашению. Кроме того, в Евросоюзе ожидали, что Берлин как близкий партнер Москвы сможет убедить последнюю принять требования ЕС по энергетике, в частности, либерализации российских магистральных трубопроводов.

Внутренний кризис и внешние успехи

И все же до последнего времени, как для германского председательства, так и для Евросоюза в целом, самарский саммит по приоритетности занимал второстепенное положение. На первом же месте были внутренние проблемы ЕС, прежде всего выход из кризиса, разразившегося два года назад с провалом Конституционного договора.

В этой связи не самарский, а июньский саммит ЕС в Берлине рассматривался и Германией, и Комиссией ЕС (КЕС), и многими другими странами как поворотное событие, начало выхода из кризиса, как саммит, который должен был возобновить процесс утверждения Конституции и институциональной реформы. Как говорила в начале года, принимая на себя председательство в ЕС канцлер Ангела Меркель, «время для обсуждений кончилось. Настало время действий».

Увы, все эти надежды провалились. Причем в день, когда ЕС должен был показывать единство и ясность перспективы развития, а председательствующая Германия демонстрировать первые плоды своего лидерства – в день празднования пятидесятилетнего юбилея ЕС 25 марта. То, как велась подготовка одного из главных документов германского председательства – Берлинской декларации, ее содержание, а также то, как она принималась, показывает, что Евросоюз не только не выходит из кризиса, но еще глубже в него погружается. И ФРГ не в силах обратить это вспять.

Даже не народы, а лидеры стран ЕС не смогли прийти к согласию по самой важной части документа – той, что составляет «дорожную карту» его дальнейшего развития. В документе нет упоминания Конституции Евросоюза, что уже исключает принятие по ней какого-либо положительного решения на июньском саммите. Таким образом, рушится главный приоритет германского председательства. В лучшем случае конфузом и для ЕС, и для Берлина можно назвать то, что юбилейную декларацию – документ, призванный выразить суть того, чем Евросоюз является сегодня для европейцев и как будет развиваться дальше, – подписали лишь страна-председатель, главы КЕС и Европарламента, а не главы всех 27 стран-членов. Все это означает, что страны-члены не способны в ближайшее время преодолеть разногласия о будущем развитии ЕС. Внутриполитическая часть германского председательства – одного из самых амбициозных за последние годы – провалена.

По сути, единственной возможностью для Германии «спасти» свое председательство остаются внешнеполитические приоритеты, главным из которых является Россия. Если в Самаре Берлину и Брюсселю удастся выполнить свои задачи в отношении Москвы, на итоговом июньском саммите можно будет предъявить это в качестве успеха. Главные из этих задач – энергетика и запуск переговоров по новому базовому соглашению, также во многом сконцентрированному на энергетических вопросах. Однако решение и этих задач представляется далеко не простым.

Что касается энергетики, то эта задача невыполнима вовсе, так как Москва ясно заявляет, что не ратифицирует Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и Транзитный протокол к ней. По старту переговоров ситуация неоднозначная. С одной стороны, давление Германии и КЕС на Польшу, наложившую вето на проект мандата КЕС, значительно возросло (особенно в свете важности самарского саммита для всего ЕС), и ряд наблюдателей говорят о прогрессе. С другой стороны, в самой Варшаве отмечают, что принципиальные условия отмены польского вето на проект мандата КЕС остаются неизменными. Это снятие российского эмбарго на импорт из Польши мясной продукции и гарантии того, что РФ ратифицирует ДЭХ. Ни того, ни другого Москва делать не собирается.

Фактор ВТО

В этой связи менее приоритетные вопросы повестки дня Россия–ЕС начинают представляться в Евросоюзе совершенно по-другому. Уже сейчас и Германия, и КЕС оказывают на Россию все большее давление по всем проблемам взаимоотношений, решение которых можно будет преподнести как доказательство эффективности Евросоюза и успех германского председательства. Надо сказать, комиссия заинтересована здесь не менее Берлина. Ведь углубление кризиса в ЕС неизбежно оборачивается ростом непопулярности брюссельской бюрократии и ее ослаблением в принципе. В этой связи КЕС всеми силами пытается доказать свою силу и эффективность. А поскольку внутри Евросоюза это становится все сложнее, эффективность все чаще пытаются доказать с помощью «побед» во внешних связях.

Среди вопросов, которые, по мнению ЕС, должны составить гарантированную позитивную повестку дня в Самаре и которые были решены в удивительно сжатые сроки, значатся недавнее заключение пограничного договора между Россией и Латвией и подписание соглашения о постепенной ликвидации компенсационных выплат за транссибирские перелеты (ТСМ). Причем именно последний вопрос приобретает для ЕС наибольшую важность, так как в случае его решения в предлагаемом ЕС виде можно будет говорить о «победе» Евросоюза.

Изначально решать проблему ТСМ предполагали по-другому. Как известно, на ноябрьском саммите РФ–ЕС в Хельсинки были предварительно одобрены соответствующе «Согласованные принципы», которые должны были быть рассмотрены и, возможно, утверждены на уровне КЕС и правительства РФ и введены в силу в форме обмена письмами об утверждении. Теперь же ЕС намерен оформить это утверждение подписанием отдельного соглашения Россия–ЕС прямо в ходе саммита в качестве одного из его итогов.

Это решение было принято Советом ЕС в одностороннем порядке, без предварительных консультаций с российской стороной и за несколько недель до предстоящего рассмотрения «Согласованных принципов» правительством России. Германия, по-видимому, окажет давление на РФ с тем, чтобы она, во-первых, утвердила «Согласованные принципы», а во-вторых, согласилась подписать на саммите соответствующее соглашение.

В нынешнем виде «Согласованные принципы» (их содержание приводилось в одном из пресс-релизов КЕС) содержат столько внутренних противоречий и опасностей, что их утверждение в том или ином виде нанесет России серьезный экономический и политический урон. В частности, де-факто выхолощенным окажется принцип паритета частот на полеты, который является краеугольным камнем отношений РФ–ЕС в области авиации и в качестве такового заложен в ратифицированные двусторонние договоры России с государствами – членами Евросоюза. (В этом смысле утверждение «Согласованных принципов» станет еще и нарушением данных соглашений.)

Однако главное негативное последствие уступки России по ТСМ в другом: «вскрытие» согласованного еще в 2004 г. «пакета» РФ–ЕС по вступлению России в ВТО и предъявление Москве новых требований и условий, главным образом энергетического характера. Брюссель постоянно настаивает на увязке вопроса ТСМ с проблематикой вступления России в ВТО (при том, что в самом протоколе от 2004 г. по ВТО этой увязки не было). Россия же справедливо утверждает, что «пакет» по ВТО закрыт. В этой связи как только Москва уступит по ТСМ, КЕС заявит о признании Россией «вскрытия» договоренности по ВТО и предъявит ей список новых условий.

Доказательства того, что именно так и будет, налицо. В конце марта торговый комиссар КЕС Питер Мандельсон заявил, что есть целый список факторов, по которым Брюссель не может согласиться на вступление России в ВТО. Причем ни один из них не оговаривается в подписанном сторонами еще в мае 2004 г. протоколе. Одним из них комиссар назвал российское эмбарго на импорт мяса из Польши. Пока Москва его не снимет, утверждает Мандельсон, членства в ВТО ей не видать. Налицо пример использования фактора ВТО как инструмента по выбиванию из России односторонних уступок в вопросах, не связанных с проблематикой Всемирной торговой организации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2032
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4715
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2577
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2962

Другие новости