Многие из прежних раздражителей в отношениях Россия–Запад как будто бы исчезли. Президент Джордж Буш, по-видимому, готов идти на серьезные уступки России в вопросах ПРО и атомной программы Ирана. Но вот где компромисс никак не просматривается, так это по вопросу независимости Косово.
Немецкий дипломат Вольфганг Ишингер по специальному поручению Высокого уполномоченного Евросоюза по внешней политике Хавьера Соланы три месяца мотался по странам Балканского полуострова и столицам Европы в поиске компромисса по будущему статусу Косово. 10 декабря его мандат закончился. Никакого компромисса Ишингер не достиг. 17 декабря Ишингер уже рапортовал о своей безуспешной миссии на докладе перед членами Германского совета по внешней политике в Берлине. Высказывания немецкого дипломата были весьма примечательны и охарактеризовали видение косовской проблемы со стороны высшего руководства ЕС.
Ишингер в резкой форме опроверг некие предположения, высказанные на Западе, что в обострении косовской проблематики виноваты США, которые преждевременно встали на позиции косовских албанцев и загнали сербов в очередной раз в угол. По мнению Ишингера, США и ЕС по моральным соображениям не могут вернуть Косово Сербии. С 1999 года, после того как НАТО разбомбила Сербию Милошевича, Белград наконец должен признать свое историческое поражение.
На вопрос: не нарушает ли Запад в одностороннем порядке международное право, потому что даже после войны НАТО против Сербии резолюция ООН не поставила под вопрос тогдашнюю территориальную целостность Сербии, Ишингер ответил, что ООН и не запретила Косово стать независимым государством в будущем. Ишингер косвенно покритиковал Россию за то, что она слишком односторонне приняла позицию националистов Сербии. Какую реакцию можно ожидать от Москвы в случае признания Западом независимости Косово? Конечно, США и ЕС надеются на позднее согласие Москвы. Ну не может Россия постоянно конфликтовать с Западом из-за Сербии, резонно считают дипломаты в Берлине. А что, если Москва начнет подыгрывать Абхазии и Южной Осетии? Это типичный русский блеф, считают многие влиятельные политики на Западе. Россия поведет себя как всегда – сначала будет критиковать, а затем успокоится. Зачем России Абхазия и Южная Осетия с их проблемами – Северный Кавказ и без них является пороховой бочкой, считают на Западе. Другой вопрос, что Европа должна дать Сербии взамен на признание ею суверенитета Косово. Большинство европейских политиков выступают за проевропейскую перспективу для Сербии и существенную экономическую помощь для этой страны. Лучше всего забрать Белград вместе с Приштиной в ЕС, говорят некоторые.
Для дипломатов типа Ишингера главный вопрос заключается в том, сможет ли Евросоюз в вопросе Косово голосовать одним пунктом. Другими словами, после объявления независимости края ЕС должен признать эту независимость единогласно. В противном случае Евросоюз в очередной раз потеряет свою дееспособность. На сегодняшний день лишь одна страна – член ЕС Кипр – твердо выступает против признания независимости Косово, понимая, что этому примеру может последовать турецкое население непризнанного Северного Кипра. Но Ишингер не признает таких доводов. По его мнению, косовская проблема уникальна и не может быть рассмотрена как прецедент для других замороженных конфликтов в Европе. Если кто-то аргументирует по-иному, это расценивается как провокация. Нет, Запад опять и опять будет уговаривать Москву не углублять конфликт.
Неужели Россия пойдет на открытый конфликт с Западом из-за мнимой солидарности с Сербией? На Западе уверены, что в последний момент с Россией можно все-таки договориться. Ведь независимость Косово будет во многом условная. Войска и полицейские силы ЕС останутся в Косово, сербское меньшинство в крае получит самые широкие права автономии, которые в таком виде никакому меньшинству в Европе пока не предоставлялись. От доводов Москвы, что Запад признанием Косово нарушает международное право, в столицах ЕС отмахиваются. Россия должна наконец понять, что мировой порядок и международное право в XXI веке поменялись. И они очень отличаются от правил игры XX века. Принцип Вестфальского мира для Запада уже не- действителен, если этот принцип идет вразрез с правами человека и универсальными гуманистическими ценностями. Главное, говорит Ишингер, это то, чтобы Запад оставался единым – никто не должен пытаться внести раскол в ЕС. А разрушение православных храмов в Косово, все издевательства над сербским населением, которые ЕС, имея полный контроль над провинцией, не смог предотвратить за последние годы? Ишингер пожимает плечами. Сербам следовало бы выдать всех военных преступников Международному суду в Гааге, без этого такие либеральные страны, как Голландия, вряд ли согласятся предоставить Белграду перспективу на вступление в ЕС.