0
9042
Газета Дипкурьер Интернет-версия

21.01.2008 00:00:00

На пути к безъядерному миру

Джордж Шульц

Об авторе: Джордж Шульц - государственный секретарь в1982-1989 гг.; Уильям Перри - министр обороны в 1994-1997 гг.; Генри Киссинджер - государственный секретарь в 1973-1977 гг.; Сэм Нанн - в прошлом председатель сенатского Комитета по вооруженным силам.

Тэги: магатэ, ядерное оружие, атом, ракеты


Приобретающий все больший размах процесс распространения ядерного оружия, технологий и материалов, используемых при его изготовлении, поставил мир в положение весьма неустойчивого равновесия. Вероятность того, что этот один из самых смертоносных из когда-либо изобретенных человечеством видов оружия окажется в руках крайне опасных элементов, велика как никогда.

Меры, предпринимаемые в настоящее время для предотвращения такого развития событий, явно не соответствуют масштабам опасности. В ситуации, когда ядерное оружие становится более доступным, снижается его значение как средства сдерживания и устрашения и возрастает его роль как дестабилизирующего фактора.

Год назад мы обратились с призывом предпринять на глобальном уровне действия, направленные на то, чтобы обладание ядерным оружием не рассматривалось как некая абсолютная гарантия безопасности, чтобы была исключена возможность попадания его в распоряжение потенциально опасных сил и оно в конечном счете перестало быть угрозой миру. Этот призыв вызвал за прошедшее время огромный интерес во всем мире, получил множество позитивных откликов и послужил импульсом к созданию и расширению политической базы для решения данной проблемы.

В январе 2007 года Михаил Горбачев отметил, что будучи одним из тех, кто подписывал первые соглашения по реальному сокращению ядерных вооружений, он считает своим долгом поддержать наш призыв к безотлагательным действиям: «Становится все более ясно, что ядерное оружие отныне не является средством обеспечения безопасности, ведь в действительности с каждым годом ситуация в мире становится все менее и менее надежной».

В июне того же года министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккет следующим образом заявила о поддержке со стороны представляемого ею правительства: «Мы нуждаемся не только в ясном видении цели, коей является мир свободный от ядерного оружия, но и в конкретных последовательных мерах по сокращению количества боеголовок и ограничению роли, отводимой ядерному оружию в политике безопасности. И хотя эти два направления деятельности достаточно различны, они взаимно дополняют и усиливают друг друга. Оба они необходимы, однако в данный момент они просто слишком слабы».

Нас также воодушевили проявления положительной реакции на нашу инициативу со стороны бывших официальных государственных лиц, занимавших в администрации США посты государственных секретарей, министров обороны и советников по вопросам национальной безопасности. Среди них можно отметить Мадлен Олбрайт, Ричарда Аллена, Джеймса Бейкера, Сэмюэля Бергера, Збигнева Бжезинского, Франка Карлуччи, Уоррена Кристофера, Уильяма Коэна, Лоренса Иглбергера, Мелвина Лэрда, Энтони Лэйка, Роберта Макфарлейна, Роберта Макнамары, Колина Пауэлла.

В октябре 2007 года мы, вдохновленные этой поддержкой, созвали на конференцию ветеранов шести последних администраций и экспертов по ядерной тематике. Местом ее проведения стал Гуверовский институт при Стенфордском университете. Было достигнуто общее согласие о важности концепции безъядерного мира в качестве определяющей в наших подходах к ядерной политике и о значении ряда мер, призванных отвести нас от ядерной пропасти.

И хотя на США и России, обладающих 95% всех ядерных боеголовок, лежит особая ответственность и у них имеется опыт в качестве лидеров, к решению рассматриваемой проблемы должны присоединиться и другие страны.

В рамках этой программы рассчитываем и на сотрудничество с российской стороной. Некоторые меры уже осуществляются. Так, проводится сокращение количества ядерных боеголовок, носителями которых являются бомбардировщики дальнего действия и стратегические ракеты. Другими шагами, которые могли бы быть сделаны США и Россией на пути к значительному снижению ядерной опасности, являются:

Расширение ключевых положений Договора о сокращении стратегических вооружений 1991 года. Изучение практики их применения во многом помогло составить представление об основных задачах мер контроля и проверки. Действие договора завершается 5 декабря 2009 года. Следовало бы продлить срок действия ключевых положений этого договора, включая содержащиеся в них требования по контролю и проверке, а также завершить как можно скорее дальнейшие сокращения в рамках Московского договора по сокращению наступательных стратегических вооружений от 2002 г.

Увеличение временных параметров, отводимых на процедуры предупреждения и принятия решения по запуску всех баллистических ракет с ядерными боеголовками с целью снижения риска случайного или несанкционированного пуска. В современных условиях нецелесообразно и опасно полагаться на порядок прохождения команд, не дающий тем, кто в них задействован, достаточно времени для тщательного анализа ситуации и принятия взвешенного решения. Более того, продвижение в методах войны в кибернетическом пространстве создает новые угрозы, чреватые катастрофическими последствиями, если в командно-контрольную систему любого государства, обладающего ракетно-ядерным потенциалом, проникнут злонамеренные или враждебные хакеры. В дальнейшем по мере роста доверия в американо-российских отношениях можно будет принять другие меры, предусматривающие введение взаимно согласованных и надежных систем блокировки в последовательности командно-контрольных операций.

Аннулирование всех оперативных планов массированных атак, все еще сохраняющихся со времен холодной войны. Интерпретация понятия «сдерживание» как «способности взаимного уничтожения» является проявлением устаревшей политики, тем более что США и Россия формально объявили о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и об отказе от использования «образа врага» в отношениях друг с другом.

Проведение переговоров по разработке совместной многосторонней системы ПРО и средств раннего предупреждения, как то было предложено президентами Бушем и Путиным на московском саммите 2002 года. Они должны включать соглашение о плане противодействия ракетной угрозе Европе, России и США, исходящей с Ближнего Востока, а также завершение работ по созданию в Москве совместного центра по обмену информацией. Снижение напряженности по вопросу ПРО будет способствовать достижению успехов по широкому кругу ядерных проблем, так важному для нашей безопасности. Неспособность добиться этого в весьма значительной степени затруднит сотрудничество в ядерной области на широкой основе.

Резкая активизация усилий по обеспечению в масштабах всего мира самого высокого уровня безопасности складирования ядерного оружия и ядерных материалов в целях недопущения попадания их в руки террористов. В более чем 40 странах имеются ядерные материалы. В последнее время поступали сообщения из стран Восточной Европы и Кавказа о попытках их контрабандного провоза. США, Россия и другие страны, работавшие по программам Нанна–Лугара в сотрудничестве с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), должны играть ведущую роль в содействии выполнению резолюции Совета Безопасности ООН № 1540 об улучшении безопасности в ядерной области путем направления групп специалистов для оказания любой стране содействия в деле соблюдения обязательств по упомянутой резолюции, т.е. обеспечения соответствующих условий безопасного хранения этих материалов.

По словам губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера, «ошибки совершаются в каждом деле. Почему же ядерное оружие должно считаться исключением?». Наглядной иллюстрацией этого высказывания может послужить эпизод, произошедший 29–30 августа 2007 года с шестью крылатыми ракетами с ядерными боеголовками (вместо учебных!), погруженными на борт стратегического бомбардировщика, который совершил перелет с ними через всю страну. В течение 36 часов никто не знал, где находятся эти боеголовки и даже о самом факте их отсутствия.

Начало диалога внутри НАТО и с Россией по вопросам сосредоточения ядерного оружия передового базирования в целях повышения безопасности хранения и в конечном счете его уничтожения. Эти малогабаритные и более портативные виды ядерного оружия вызывают особый интерес у террористов.

Усиление средств контроля за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) для предотвращения глобального распространения передовых технологий. В этой области необходимо достижение большего прогресса, и это может быть сделано благодаря применению содержащихся в дополнительных протоколах положений по мониторингу, разработанных МАГАТЭ для всех участников ДНЯО.

Запуск механизма реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), что усилило бы ДНЯО и способствовало бы осуществлению эффективного международного контроля за деятельностью в ядерной области. Это потребует прежде всего двустороннего пересмотра положения дел, анализа улучшений, достигнутых за последние 10 лет в системе международного контроля, предназначенной для идентификации и локализации подземных ядерных взрывов, проводимых в нарушение ДВЗЯИ. Кроме того, необходимо провести оценку технического прогресса за последние 10 лет в области поддержания высокого уровня надежности, безопасности и эффективности ядерного арсенала в странах – участницах ДВЗЯИ. Организация ДВЗЯИ предусматривает создание новых станций мониторинга возможных ядерных испытаний, и США следовало бы безотлагательно поддержать действия в этом направлении, причем еще до ратификации.

Параллельно с этими, осуществляемыми США и Россией мерами необходимо расширять диалог на международном уровне, вовлекая в него не только ядерные державы, но и страны, не имеющие такого статуса.

Его ключевыми темами должны стать практическое воплощение цели создания «мира, свободного от ядерного оружия» путем проявления необходимой политической воли с целью достижения на международном уровне консенсуса по приоритетным вопросам. Этому процессу будет способствовать проводимая в феврале конференция, спонсором которой выступает правительство Норвегии.

Еще одна тема: создание международной системы контроля за рисками в сфере цикла ядерного горючего. Учитывая рост на глобальном уровне заинтересованности в развитии ядерной энергетики и потенциальное распространение технологий обогащения ядерных материалов, необходимо создание международной программы передовыми ядерными странами и усиление МАГАТЭ. Целью этого должно быть обеспечение надежных поставок ядерного топлива, создание запасов обогащенного урана, содействие в создании инфраструктуры, предоставление финансирования и решение проблемы отработанного топлива – словом, все необходимое, чтобы исключить глобальное распространение средств производства материалов, используемых при изготовлении ядерного оружия.

Следует также заключить соглашение по дальнейшим крупным сокращениям ядерных вооружений США и России, не являющихся объектами американо-российского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов. По мере проведения сокращений к ним присоединились бы и другие ядерные державы.

Должен получить свое новое подтверждение известный призыв президента Рейгана – «Доверяй, но проверяй». Так, разработка поддающегося проверке договора, предотвращающего производство ядерных оружейных материалов, способствовала бы повышению эффективности системы контроля за ядерными материалами и обеспечению их безопасности.

Нам необходимо также добиться на международном уровне консенсуса по методам и средствам сдерживания и в случае необходимости реакции на предпринимаемые втайне попытки некоторых стран нарушить соглашения.

Успешному продвижению в этом направлении могло бы способствовать ясное и четкое определение нашей конечной цели. В конце концов ведь это единственный путь к достижению доверия и развитию сотрудничества на международном уровне, что необходимо для действенного ответа на современные угрозы. Без осознания перспективы «нулевой цели» невозможно установить сотрудничество, необходимое для предотвращения нашего срыва «в штопор».

В некотором отношении концепцию мира, свободного от ядерного оружия, можно сравнить с вершиной высокой горы. С позиции, на которой мы находимся сегодня в нашем беспокойном мире, нам не дано видеть эту вершину, а потому многие вольно или невольно приходят к заключению, что вершина недостижима. Однако риски, связанные с дальнейшим сползанием вниз или пребыванием на одном и том же месте, слишком велики, чтобы их игнорировать. Поэтому мы должны наметить путь, ведущий на более высокий уровень, откуда вершина будет видна лучше.

Статья опубликована в газете Wall Street Journal 15 января 2008 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1418
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1611
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1715
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4008

Другие новости