0
1863
Газета Дипкурьер Интернет-версия

04.02.2008 00:00:00

Анкара ждет у Эгейского моря погоды

Тэги: костас, турция, греция, переговоры


костас, турция, греция, переговоры Греческий премьер Костас Караманлис не пообещал своему турецкому коллеге Реджепу Тайипу Эрдогану (на переднем плане) ничего нового.
Фото Reuters

Состоявшийся в конце января официальный визит премьер-министра Греции Костаса Караманлиса в Турцию многие наблюдатели уже назвали историческим. Дело в том, что предыдущая встреча такого формата и уровня состоялась в Анкаре без малого полвека назад.

Столь невысокая интенсивность контактов между представителями руководства двух соседних государств связана с наличием в отношениях Анкары и Афин ряда застарелых проблем, преодолеть которые грекам и туркам не помогают ни настойчивые призывы мирового сообщества, ни своеобразное родство Караманлиса и турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана. Как известно, в 2004 году греческий премьер был посаженым отцом на свадьбе дочери своего турецкого коллеги. Тогда многие заговорили о начале большого примирения, но ожидания не сбылись. Вот и на этот раз сложно говорить о каком бы то ни было прорыве.

Можно с высокой долей вероятности предположить, что одним из инициаторов прошедших переговоров был официальный Вашингтон. Напряженность на южном фланге НАТО, имеющем крайне важное стратегическое значение по причине географической близости к Ближнему Востоку, периодически перерастает в угрозу открытого военного столкновения, что серьезно беспокоит американское руководство. Частые инциденты в Эгейском море подталкивают Белый дом к поиску компромисса между его союзниками. Кроме того, США – фактически главный сторонник вовлечения Анкары в интеграционные процессы, происходящие в Европе. За океаном существуют большие опасения, связанные с нарастанием исламистских настроений в Турции, по этой причине в ее сближении с Западом Вашингтон видит залог сохранения этой страны в своей сфере влияния.

Анкара оказалась в щекотливой ситуации. С одной стороны, со времени правления основателя республики Кемаля Ататюрка развитие связей с Европой возведено в ранг турецкой государственной идеологии. Более того, в этом стремлении ее помимо США поддерживают очень влиятельная в Евросоюзе Великобритания и определенные круги в некоторых других странах альянса. Но противников присоединения Анкары к Европейскому клубу гораздо больше. О своей неготовности в обозримом будущем предоставить Анкаре членство в ЕС заявляют ключевые участники объединения, в частности Париж, Берлин и Брюссель. И, что не менее существенно, опросы общественного мнения во многих государствах альянса демонстрируют, что граждане объединенной Европы без энтузиазма относятся к перспективе присоединения Анкары.

Греция – одна из наиболее скептически настроенных стран по отношению к Турции. Не вызывает сомнения, что вхождение в Евросоюз столь крупного и не во всех отношениях дружественного государства не отвечает интересам Афин. Получив места в Европарламенте, Анкара сможет доставить грекам немало дополнительных проблем, однако Афины не могут игнорировать мнение Вашингтона. Белый дом внес свою лепту в начало переговоров Анкары с Брюсселем о вступлении, и теперь по отдельности убеждает европейские столицы не препятствовать присоединению Турции к альянсу.

На сегодняшний день главным результатом усилий США стало согласие многих членов ЕС дать добро на присоединение Анкары, правда, только при условии соблюдения ею ряда требований. В большинстве эти требования касаются проведения демократических реформ, понижения роли армии в управлении государством, а также нормализации отношений с соседями. Последнее требование представляется грекам наиболее актуальным.

Самым острым вопросом уже в течение долгого времени остается проблема Кипра. Несмотря на то что этот остров признан мировым сообществом в качестве единого и независимого государства, фактически он расколот на две части: северную, заселенную этническими турками, и южную, где в основном живут этнические греки. Анкара и Афины чувствуют ответственность за своих кипрских соплеменников и делают все возможное для соблюдения их интересов. Греческая часть Кипра недавно была принята в Евросоюз, а турецкая осталась вне интеграционных процессов. Анкара осуществляет блокаду Южного Кипра и не признает его правительства. При этом северные киприоты, безопасность которых обеспечивают вооруженные силы Турции, стремятся к воссоединению с югом, которое автоматически обеспечит им членство в объединенной Европе. Однако греки отказываются от сближения и предпочитают потерю почти половины острова проживанию в одном государстве с турками.

Степень взаимного недоверия на Кипре остается высокой, никакие серьезные переговоры между сторонами по этому вопросу не ведутся, и сегодня нет оснований полагать, что конфликт найдет решение в сколько-нибудь обозримом будущем.

Другой вопрос, существенно осложняющий диалог между двумя странами, касается раздела акватории Эгейского моря и принадлежности двух небольших островов, которые греки называют Имия, а турки – Кардак. Международным соглашением от 1946 года острова Эгейского моря переданы Греции, но Имия в официальные документы не попали и формально их принадлежность установлена не была. В 1996 году Европарламент принял дополнительную резолюцию о суверенитете Греции над ними, однако официальная Анкара заявила, что не намерена считаться с этим решением.

Особую значимость эти крошечные участки суши имеют потому, что, по некоторым данным, в их районе могут быть сконцентрированы запасы нефти и газа. Турецкие военные самолеты нередко демонстративно нарушают греческое воздушное пространство, на что Афины отвечают отправкой к границе истребителей.

Также на переговорах Караманлиса и Эрдогана был затронут вопрос возобновления работы духовной семинарии Константинопольской патриархии, расположенной недалеко от Стамбула и закрытой в 1972 году по распоряжению турецких властей. Для Греции этот вопрос имеет принципиальное значение, так как по сложившейся много веков назад церковной иерархии центром греческого православия считается именно Константинополь (ныне Стамбул). Встретившись с Константинопольским патриархом Варфоломеем, Костас Караманлис заявил: «Мы будем поддерживать патриархию в защите ее прав». В беседе с Эрдоганом греческий премьер напомнил, что вопрос открытия семинарии остается для Афин одним из приоритетных, и подтвердил, что соблюдение Турцией прав нацменьшинств является одним из ее обязательств на переговорах о вступлении в Евросоюз.

Впрочем, если в политической сфере между Анкарой и Афинами остается немало проблем, препятствующих развитию двусторонних отношений, то в области экономики ситуация иная. За последние годы контакты между представителями деловых кругов заметно оживились. Крупнейшим совместным проектом стала прокладка через территорию Турции и Греции трубопровода, по которому в Западную Европу поставляется азербайджанский природный газ. Греческие предприниматели наращивают объемы инвестиций в ряд отраслей турецкой экономики, а товарооборот в 2007 году приблизился к отметке 3 млрд. долл.

Анкара нередко рассматривает наращивание экономических отношений со странами ЕС как способ политического сближения, и Греция здесь не исключение. Вероятно, именно поэтому теме экономического сотрудничества на прошедших переговорах было уделено особое внимание. Помимо встреч с представителями турецкой власти и духовными лицами Караманлис принял участие в бизнес-форуме с участием предпринимателей двух стран. По всей видимости, визит принесет заметные результаты в виде новых контрактов.

Особое внимание наблюдателей привлекло заявление Караманлиса о том, что присоединение Турции к ЕС было бы благом для Европы, и когда наступит подходящий момент, Афины дадут согласие на ее вхождение. Однако что несут в себе эти слова?

В действительности Караманлис не пообещал Эрдогану ничего нового. Заявления такого рода то и дело исходят и из других европейских столиц, и их смысл заключается в том, что члены альянса принципиально согласны на принятие Турции после выполнения ею ряда условий, и сейчас дело остается за самой Анкарой. Вопрос в том, насколько далеко она готова пойти в своих уступках. С одной стороны, окончательно оттолкнуть Турцию, отказать в членстве – значит получить враждебного и весьма влиятельного соседа. С другой стороны, принять эту страну в Евросоюз в нынешнем виде едва ли возможно, так как к западу и к востоку от Босфора слишком по-разному смотрят на ряд принципиальных вопросов.

В сложившейся ситуации грекам не остается ничего лучшего, кроме как, поддерживая основные условия Брюсселя, дополнять их «личными» требованиями. В то же время в Афинах хорошо понимают, что чрезмерно оптимистический настрой в этом вопросе излишен. Любой турецкий лидер, который объявит о готовности уступок по Кипру и Эгейским островам, сразу будет обвинен в предательстве национальных интересов и скорее всего отстранен от власти. К тому же в случае уступок грекам турки будут вынуждены сменить тон в диалоге и с другими соседями, проблем в отношениях с которыми у Анкары также предостаточно. Очевидно, что в условиях современной Турции такие перемены крайне маловероятны, а это значит, что переговоры о вступлении в Евросоюз будут длиться еще очень долго.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1479
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1688
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1791
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4110

Другие новости